До сих пор Навальному позволяли нарушать закон. В прошлом году сели более 11 тыс. чел, которые нарушали правила условного срока.
1.Навальный и его сторонники были уверены в своей безнаказанности или делали вид, что уверены?
Выездное заседание Симоновского суда, которое прошло в здании Московского городского суда во вторник, 2 февраля, сопровождалось невиданным подогревом «искреннего волнения» и в либеральных СМИ, и в соцсетях.
Общий тон был такой: Алексей Навальный ни в чем не виноват. «Борец за нашу и вашу свободу» вместо СИЗО должен отправиться домой! И продолжить свою «священную борьбу с режимом». Первые и вторые-третьи лица больших и малых государств указывали Москве, как она обязана поступить в отношении уже не берлинского и совсем не пациента.
Но что-то пошло не так. Условный срок господина Навального, в связи с тем, что он не раз-два, а гораздо чаще нарушал его условия, был изменен на реальный. Из трех с половиной лет почти год он уже отбыл под домашним арестом, потому в колонии где-то неподалеку от Москвы блогера-оппозиционера ждут в гости на 2 года и 8 месяцев.
«КП» обратилась за комментариями к авторитетным политологам.
Суд приговорил Алексея Навального к 3,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Но в колонии он проведёт 2 года 8 месяцев, так как почти год находился под домашним арестом. Все время, пока шло заседание, под окнами Мосгорсуда проходил несанкционированный митинг.
Вот мнение директора Некоммерческого фонда исследования проблем демократии Максима Григорьева.
Почему сторонники так любимого Западом и российской молодежью (как нас уверяют в соцсетях) «оппозиционера» не вышли вчера массово в его поддержку?
— Во многом, Навальный и его сторонники держались именно на сверхгуманной позиции государства. Это было половиной их успеха.
Сверхгуманность — в чем?
— В том, что к этому господину долго применялись иные правила, чем к другим гражданам нашей страны. Ему давали нарушать законодательство. В прошлом году сели более 11 тысяч, а в 2019-м — более 15 тысяч человек, которые нарушали правила условного срока. Это только за последние два года. Навальный оказался единственный человеком в Российской Федерации, которому фактически разрешали открыто нарушать закон.
Он счел себя «бессмертным»?
Это укрепляло его и его сторонников в уверенности, что ему и дальше не станут мешать нарушать закон. То есть им почти все разрешено. Решение суда, хочется верить, их отрезвит. И отсутствие большого количества людей, которые после оглашения реального срока по призыву вышли на улицы Москвы и Питера, тех, кто готовы бросаться на полицейских и создавать ту самую «атмосферу ненависти» — показательно. Их после этого суда и должно становиться меньше.
Почему?
— Потому что показано — безнаказанности не будет.
— Очень нервно отреагировал Запад?
— Западные СМИ, разумеется, подали происходящее как кризис в России. Если почитать только заголовки — страна наша чуть ли не в предреволюционном состоянии: «невиданные демонстрации», «невиданная жестокость полиции»! И хотя к реальности это отношения не имеет, к этому надо уже привыкнуть ( как привык западный читатель).
— Вам не показалось, что в начале суда Навальный был уверен, что выйдет на свободу?
— Я бы не сказал, что для Навального стало шоком решение судьи. Но в его глазах был виден страх. Понимал, что закончился выписанный кредит привилегий. Он же не хотел уезжать из Берлина — ему в Германии было комфортно. И сознавал, что ничем хорошим его возвращение не закончится. Но его кураторы не оставили ему альтернативы. Они фактически выкинули его обратно в Россию. Им он выгоден в качестве «символа угнетения», который можно все время предъявлять своей аудитории.
— Станет ли Юлия Навальная российской Тихановской?
— Это вопрос. Но ведь сама Тихановская — фигура довольно комичная и у большинства населения Белоруссии стойких симпатий не вызывает. Можно ли накачать фигуру Навальной по «белорусскому сценарию» — не исключено, если западные СМИ такое указание получат, хотя это отдает абсурдом. Юля не станет популярна в России, но на Западе ее начнут считать большим политиком.
— Навальный поедет в колонию — давление Запада усилится?
— Он будет сидеть, они продолжать давить. Есть четкая политика — использовать фактор России во внутриполитических целях этих государств, и Навальный лишь один из поводов.
2.Мнение профессора МГУ, члена научного Совета при Совбезе РФ Андрей Манойло.
— История Навального напоминает личный конфликт его с лидерами государства. Это именно он что-то не поделил с первыми лицами — не народ. И когда Алексей устраивает акции, он не выступает за народ — а решает собственные задачи. У нас люди не глупые и все прекрасно понимают. Но на волне наведенного психоза сотни или тысячи людей, подверженных влиянию, в разных концах страны вывести поначалу удалось. А теперь к Мосгорсуду их совсем немного пришло.
— Это говорит об усталости от данной повестки?
— Это говорит о том, что большинство не верит, что Навальный выступает за простых людей. Зато прекрасно видят, как он пытается свести счеты по своим личным обидам. Он хочет, чтобы другие люди вписались за него — но мало кто спешит.
— Почему не сработала линия защиты?
— Она не была убедительной. То, что инкриминировали Навальному — очень доказательно, с хорошей фактической базой. Факты обвинительной стороны — не оспоришь. Он же физически нарушал. А его защита казуистически пыталась это развить. И они, показалось, больше работали на сам процесс, на самопиар, чем на положительный для клиента результат. Выступление Навального было попыткой политической манифестации, а поведение его защиты выглядело не слишком профессиональным. Линия оказалась проработана не подробно, доводы — умозрительными. Они просто «плавали». При том, что Навальный мог нанять дорогих, зарубежных адвокатов.
— Блогер-оппозиционер ультимативно потребовал отпустить его, заявляя, что ни в чем не виноват.
— Он обращался не к судье, а к представителям дипмиссий, которые массово прибыли в Мосгорсуд. Был уверен, что его «громкие» заявления дословно перепечатают западные СМИ.
— Не импровизировал?
— Поведение Навального было заранее оговорено еще до его возвращения. От А до Я — это операция западных спецслужб. Сама оперативная комбинация проработана оказалось довольно хорошо. Сценарий написали такой, что Навальный определенно должен был быть арестован, и обязан был сесть. Сказали ли ему об этом — неизвестно. Перед его прилетом российской стороне 4 раза напоминали: не забудьте его арестовать, он же преступник.
— Вы предполагаете?
Об этом сценарии сообщили западные СМИ до его отлета, в частности, «Шпигель». Куратором он нужен был арестованным. Печально, что сценарий чужой операции приходится отыгрывать и противостоящей Навальному стороне.
— Но для нас же очевидно вероятное ужесточение санкций после его посадки?
— Это так. Американцы, пристегивая ко всей этой истории европейцев планируют, что союзники и дальше будут действовать в нужном им ключе.
— Акции продолжатся и будут подогреваться?
— Выступления в поддержку Навального —отчасти тренировочные. Возможно, они нацелены и на думские выборы-2021. А отчасти направлены на увеличение протестного электората — у каждого задержанного 5-8 близких, которые завтра тоже окажутся готовы выйти, независимо от убеждений. И тестируют власть — способна ли она оказывать сопротивления, какого рода, насколько жесткое…