Личная нравственность как необходимое, но недостаточное условие Божьего избрания.
Исследование Писания
(Иуды, ст. 8-16)
Во время земного служения Иисуса фарисеи были известны своей узколобой самонадеянностью. Обычно самонадеянность фарисеев сразу бросается в глаза, но куда более коварный тип самонадеянности прячется под личиной терпимости, обусловленной якобы широтой взглядов. Учителя, которых обличает Иуда, принадлежали, по всей видимости, к такому типу. Они обращали “благодать Бога нашего в повод к распутству” (ст. 4), «оскверняли плоть» (ст. 8) и поступали “по своим похотям” (ст. 16). Они самонадеянно отвергали всякую власть на небесах и на земле, которая могла бы их осудить или поставить под сомнение их право удовлетворять свои плотские желания. Во имя такой терпимости они лишали церковь каких бы то ни было устоев нравственности.
Иуда говорит, что лжеучителя присвоили себе право вершить суд, чего не смел сделать даже архангел Михаил, когда спорил с дьяволом о теле Моисея (ст. 9). Хотя об ангелах в Библии говорится довольно часто, только два из них известны по именам: это Михаил и Гавриил. Михаил три раза упоминается в книге пророка Даниила (10:13, 21; 12:1) и один раз в Откровении (12:7).
То, что Иуда говорит о лжеучителях, понять нетрудно, но его примеры — другое дело. Нигде больше в Библии ни слова не сказано о споре Михаила с дьяволом о теле Моисея. Однако разные древние авторы ссылаются на произведение под названием «Успение Моисея», в котором описывается это событие. До нас дошли лишь фрагменты этой древней рукописи, но, по-видимому, именно из нее Иуда почерпнул информацию. Далее, в стихах 14 и 15 Иуда цитирует из книги Еноха, которая была написана в период между Ветхим и Новым Заветами. Цитирование Иудой небиблейских книг вызывает вопросы, на которые трудно ответить. Считал ли он эти книги вдохновенными? Действительно ли имел место спор между Михаилом и дьяволом о теле Моисея? На самом ли деле Енох из Быт. 5:21-24 говорил те слова, которые Иуда приписал ему? Исследователи Библии задумывались над этими вопросами чуть ли не с первых дней христианства.
Некоторые ученые считают, что и Иуда, и Павел (см. 2 Тим. 3:8) цитировали небиблейские произведения иудейских авторов в том духе, в каком Павел цитировал языческих поэтов (Деян. 17:28; Тит. 1:12). Совсем не обязательно, утверждают они, что Павел и Иуда одобряли как вдохновенные те произведения, которые они цитировали. Как Иисус пользовался притчами, а некоторые современные проповедники используют, скажем, индейский фольклор, так и Иуда цитировал известные его читателям произведения, чтобы наглядно показать то, чему он хотел научить их.
Другие не соглашаются с подобными рассуждениями. Они указывают, что Иуда воспроизвел слова из книги Еноха и спор над телом Моисея точно так же, как воспроизвел слова и события из вдохновенного Писания. Их мнение таково: из каких бы древних работ Иуда ни извлекал свою информацию, упоминание им любого предполагаемого события означает, что оно произошло именно так, как он его описал.
Решая эту проблему цитирования Иудой из невдохновенных книг, мы не должны упустить основную мысль Иуды. Лжеучителя проявляли дерзость (отвергая власть), на которую не отважились бы даже ангелы. Они были настолько самонадеянны, что не слушали наставлений вдохновенных мужей. Иуда сравнивает их с ветхозаветными бесславными бунтовщиками против Бога. Подобно Каину (Быт. 4:1-12), они отвечали на недовольство Бога еще большей непокорностью; подобно Валааму (Чис. 22), они были теми учителями, чьи слова рассчитаны на продажу; и, подобно Корею (Чис. 16), они будут неминуемо наказаны.
Далее следует выразительное описание лжеучителей. На христианских “вечерях любви” лжеучителя вели себя дерзко и высокомерно, пиршествуя без меры (ст. 12). Как некоторые христиане из Коринфа, они, наверное, превращали общую трапезу, вечерю любви, в пьяную пирушку. Они обещали, но не производили никаких плодов праведности. Как в носимых ветром безводных облаках, в них не было постоянства. Как осенние бесплодные деревья, они были безжизненны, дважды умершие. Их свирепость и непредсказуемость была похожа на волнение моря и блуждание звезд. Они были годны только для вечного мрака тьмы (ст. 12, 13).
Книга Еноха, довольно большая по объему, писалась несколькими авторами на протяжении двухсот лет до рождения Христа. До настоящего времени полностью сохранились лишь копии, написанные на эфиопском языке, но приблизительно треть книги, в том числе и стих, цитируемый Иудой в ст. 14, 15, дошла до нас на греческом языке. Книга Еноха была важна для Иуды, так как в ней звучала уверенность в Господнем суде над нечестивцами. Она усиливала мысль, высказанную в стихах 5-7. В сопровождении тысяч святых Бог придет судить тех, кто восстал против того образа жизни, который Он заповедал людям.
В стихе 16 апостол описывает лжеучителей тремя интересными фразами: они (1) ропотники, ничем не довольные; (2) они поступают по своим похотям; (3) они оказывают лицеприятие (льстят другим) для корысти. Иуда вычерчивает схему того, как может быть разрушена церковь. Поскольку мы вряд ли сможем найти совершенную церковь по эту сторону небес, всегда будет нечто такое, что может вызвать недовольство. Недовольный замечает каждую ошибку в суждении и каждую упущенную мелочь. Он склоняет на свою сторону других, настраивая брата против брата. Лжеучителя, описанные Иудой, были искусными жалобщиками и ругателями.
А сверх всего этого, они делали только то, что хотели. Выискивая ошибки и выражая недовольство, можно отвлечь внимание от своих собственных недостатков. Лжеучителя потакали желаниям плоти, но, по-видимому, достаточно умело скрывали свой образ жизни, так как многие христиане оказались обманутыми. Они хвалились собой и льстили другим. Они удачно обрабатывали многих людей, и те шли за ними. Иуда хотел, чтобы его читатели увидели этих людей в истинном свете.