Каковы главные причины морального падения знаменитости.
Майкл Браун
После шокирующих и трагических новостей о личной жизни Рави Захариаса одна из выпускниц нашей школы служителей, которая вместе с мужем находится в миссионерском служении, написала мне с таким вопросом: «Не могли бы вы написать что-то о скандалах с Рави Захариасом? Я знаю, что это вызывает у верующих сильное смущение».
Она продолжала: «Я догадываюсь, что говорят люди о том, как мог человек, который выглядел таким духовным и привёл столько людей к Иисусу, быть настолько вовлечённым в умышленный грех? Когда подобные вещи случаются с кем-то, кто имеет такое влияние, это вызывает у людей бурю сомнений».
Многие люди задают аналогичные вопросы. Как же тогда нам реагировать?
1. Любой может вести двойную жизнь
Многие годы я говорил лидерам служений и студентам школ служителей о том, что научиться вести двойную жизнь очень легко. И в определённой мере мы все учимся делить жизнь на отсеки.
Допустим, вы учитель младших классов, столкнувшийся с трудной финансовой ситуацией, которая привела вас на грань банкротства. Это занимает ваше внимание постоянно, кроме того времени, когда вы учите детей. В это время вы улыбаетесь, проводите уроки и делаете вид, что у вас всё в порядке.
Даже родители учатся этому дома, не желая, чтобы их дети видели страх, злость или другие их негативные эмоции. Мы все учимся притворяться на том или ином уровне. К сожалению, то же самое касается и служителей Евангелия. Мы учимся притворяться, даже порой изначально с благородными целями.
Вы пастор церкви, и прямо перед воскресным служением вы узнаёте ужасную новость о том, что ваш старый друг совершил самоубийство. Но камеры включены, и вы вот-вот должны начать прямую трансляцию, потому что ваши люди нуждаются в ободрении, потому вы просите Бога о помощи, вы подавляете свои эмоции и пламенно проповедуете. А позже, после служения, вы падаете и плачете.
Или же вы собрались лететь заграницу на множество мероприятий, и ваши рейсы задерживаются, то есть вы прямо из самолёта попадаете на первое служение. Вы устали от смены часовых поясов, ваше тело понятия не имеет, который сейчас час, а ваш разум затуманен. Но вы просите Бога о помощи, и к вашему удивлению к вам приходит прозрение.
У вас не было времени помолиться, не было времени собраться с мыслями, не было времени отдохнуть и восстановиться. Но Дух действовал через вас. Довольно скоро это становится привычкой. Никакой молитвы. Никакой подготовки. Только служение. Вы стали профессионалом — в худшем смысле этого слова. Это может случиться с каждым.
То же самое и с тайным грехом в нашей жизни. Могут пройти годы, иногда даже десятилетия, прежде чем наш грех станет известен публично. Но всё это время он разрушает нас изнутри. Всё это время мы превращаемся в исполнителей, разделяя наши жизни на отсеки. Есть публичное «я» служителя, и есть личное, скрытое «я».
Чем дольше это продолжается, тем более ожесточёнными становятся наши сердца. Мы становимся более лицемерными, более изощрёнными и девиантными. Мы не только разделяем наш грех на части, но и рационализируем его. Мы можем даже оправдывать его. «Я человек Божий, который многим жертвует ради служения. Конечно же, мне позволены некоторые льготы!»
В новозаветные времена Иисус жёстко упрекал многих фарисеев. Но по тому, что мы знаем из других источников того времени, это были очень уважаемые религиозные лидеры. Тем не менее, некоторым из них Иисус сказал:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». (Мф. 23:25-27)
Повторяю: такое может случиться с каждым из нас. Вот почему каждому из нас следует остановиться и спросить себя: «Веду ли я двойную жизнь?»
Проблема в том, что христианскому лидеру, в частности, очень тяжело признаться и попросить о помощи. Даже если вы любящий муж, обычный рабочий, а не пастор или проповедник, легко ли для вас признаться своей жене в том, что вы боретесь с пристрастием к порнографии? Или что у вас эмоциональные отношения с коллегой-женщиной?
Насколько же труднее признаться и попросить о помощи христианскому лидеру? Но это то, что каждому из нас нужно сделать, если мы оказываемся в такой ситуации. Подотчётность, какой бы она ни была в краткосрочной перспективе, является подарком от Бога в долгосрочной перспективе. (Мы вернёмся к вопросу подотчётности позже в этой статье.)
Трагедия в том, что, если мы не остановимся и не обратимся за помощью, мы можем вести параллельно две совершенно разные жизни вплоть до полного самообмана. Одно это должно вернуть нас к реальности здесь и сейчас.
2. Божьи дары и призвание непреложны
Когда Павел писал эти слова в Послании к Римлянам 11:29, он говорил конкретно о народе Израиля. Но мы можем увидеть в других местах Писания, что тот же самый принцип можно применить и к отдельным личностям.
Иногда, читая 16-ю главу книги Судей, я бываю потрясён до глубины души. Там рассказывается о том, что Самсон, который был наделён от Бога сверхъестественной силой и был поднят для того, чтобы освободить Израиль от его врагов, спал с филистимской проституткой. Это был особенно отвратительный поступок не только потому, что это сексуальный грех, а ещё и потому, что это сексуальный грех с заклятым врагом Израиля.
В тексте говорится, что, когда филистимляне напали на Самсона среди ночи, он, «встав, схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плечи свои и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону» (Суд. 16:3).
Вы можете себе представить такое? У него только что был секс с филистимской проституткой. Он был виновным и нечистым. Но тем не менее, у него была его сила. Дар всё так же действовал. Как отрезвляюще и устрашающе.
Тот факт, что кто-то помазан, не означает, что он в правильном положении перед Богом. Одно то, что у кого-то есть дар Духа, не означает, что он живёт святой жизнью.
Вот почему мы делаем огромную ошибку, когда влюбляемся в чей-то дар — будь то проповедь или исцеление, пророчество или красноречие. Дар — это Божий дар. Мы же несём ответственность за то, какова наша жизнь, конечно же с Его милостью и помощью.
Когда я впервые начал проповедовать в возрасте 18 лет, я понял, что могу проповедовать в любой момент. Это правда, что я пребывал в Слове день и ночь, и у меня была стабильная молитвенная жизнь. Но у меня был дар проповедника, и пастор буквально мог попросить меня сказать слово без подготовки, абсолютно неожиданно, и Дух Святой сразу же давал мне ясное и чёткое послание.
Я помню, как однажды пастор вышел проповедовать, открыл Библию, помолился, чтобы Бог помазал это послание, затем повернулся ко мне, — а я сидел в первом ряду, — и сказал: «Майк, ты проповедуй». И я проповедовал, с благодатью и помазанием.
Однако с годами я понял, что этот дар всё так же действует, даже когда я не пребываю так много в Слове и не так много молюсь. Вы видите, насколько это может быть опасно.
Ещё раз повторю: не влюбляйтесь в чей-то дар.
В харизматических кругах нас могут очаровать дары силы. В реформатских и нехаризматических кругах нас могут очаровать дары красноречия или учения. Но давайте будем осторожны, чтобы никогда не превозносить человека за его дары, которые исходят от Бога. Вместо этого давайте посмотрим на его жизнь — его характер, его отношения с людьми и его целостность.
Когда Павел давал Тимофею и Титу наставления о поднятии лидеров (см. 1 Тим. 3 и Тим. 3), он не сказал: «Убедитесь, что они духовно одарены». Наоборот, он писал: «Посмотрите на их характер, их семью, их личную дисциплину и их укоренённость в Слове».
3. Бог истинен, а всякий человек лжив
Что если вы пришли к вере через служение Рави? Что если вам очень помогло какое-то из его посланий? Что если он был вашим помощником во время какого-то духовного или интеллектуального кризиса?
Очевидно, прямо сейчас для вас было бы очень тяжело прочитать какую-то из его книг или посмотреть одно из его видео, и на то есть веские причины. Но это не значит, что слова, которые он говорил, были ложными. И я полагаю, что, когда он писал или говорил, он был достаточно честным в такие моменты, искренне желая помочь людям найти истину. (Опять же, это часть того обмана, когда ты ведёшь двойную жизнь.)
Факт в том, что атеист может читать Библию вслух, и слова будут такими же истинными, как если бы их читали Павел или Пётр. Точно так же, мужчина, который доставляет посылку к вашей двери, может быть плохим мужем и отцом, но это не меняет содержимого посылки.
Вот почему Павел написал процитированные здесь слова, а именно, что Бог истинен, а всякий человек лжив (Рим. 3:4). В этом смысле только Господь и Его Слово могут иметь наше абсолютное, полное и совершенное доверие.
4. Благодатью можно злоупотреблять
Сколько тысяч и даже миллионов раз Бог прощал вам и мне с тех пор, как мы уверовали? Сколько раз Он убирал всякое чувство вины и осуждения? Как много раз Он напоминал нам о Его великой любви к нам, помогая фокусироваться на Его благости, а не на том, что мы плохие?
Именно из-за этой благодати Слово даёт нам сильные предупреждения о злоупотреблении благодатью, включая следующие: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). «Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии». (1 Пет. 2:16)
Вот почему Иуда пишет: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». (Иуд. 4)
Божья благодать дает нам силы жить свято. Давайте не будем использовать её как прикрытие безнравственности. Наоборот, как те, которым много прощено, давайте любить много (Лк. 7:47). Да будет невероятная Божья милость стимулом к чистоте, а не оправданием аморальности.
5. Единственная причина возникновения этого скандала — отсутствие подотчётности и двойные стандарты в служении
Я пишу это не для того, чтобы бросаться камнями обвинений (больше об этом читайте ниже). Я пишу это, потому что лидеры служения Ravi Zacharias International Ministries (RZIM) признались именно в этом, — в том, что они позволили отцу и основателю своего служения действовать по иному набору правил. Если бы практиковалась простая подотчётность и применялись универсальные стандарты здравого смысла (такие, как не путешествовать в другие страны со своей личной массажисткой), большей части этого, если не всего, можно было бы избежать.
При этом ясно, что всё время были определённые предупреждающие знаки — некоторые из них очень громкие и очевидные, особенно жалоба пары из Канады, которую RZIM наоборот опорочил — и если бы этим предупреждениям было уделено внимание, эту ситуацию можно было бы пресечь на корню.
Истина в том, что любой из нас может быть сбит или ослаблен в ходе нашей жизни и служения. Именно тогда нам нужно обратиться за помощью, а также быть открытыми для тех, кто чувствует, что что-то не так, и задает нам трудные вопросы.
Те из нас, чьи супруги, похоже, обладают особым шестым, детективным чувством, также должны быть открыты к этому. Лучше почувствовать дискомфорт здесь и сейчас, чем потеряться навсегда.
Благочестивая подотчётность — в наших домах, в церквях, на работе — это спасение.
Я искренне надеюсь, что Рави наладил отношения с Господом перед смертью, и, хотя я никогда не встречался с ним лично, я верю, что он по-настоящему желал сделать Иисуса известным. К сожалению, ему не удалось смирить себя и попросить о помощи, в которой он нуждался, пока был жив, позоря теперь имя Господа, раня миллионы людей в их вере и оставив за собой след жертв.
Перевод — Анна Иващенко
ieshua.org