Оборона страны от чумы.
Светлана Казанцева, Вероника Кулакова, Ольга Коленцова
Более года назад, 5 марта 2020 года, Москва ввела режим повышенной готовности к эпидемии, хотя счет больных новым коронавирусом тогда шел на единицы. За год в столице зарегистрировали почти миллион (более 985 тыс.) заболевших. А в целом по стране заразились 4 290 135 человек. Пандемия унесла жизни 87 823 из них. И хотя пики заболеваемости пройдены, говорить о победе над инфекцией рано. Эксперты предупреждают, что весной возможен подъем заболеваемости на фоне того, что регионы один за другим начали снимать ограничения и даже разрешили масленичные гуляния.
Избежать негативного сценария поможет только активная массовая вакцинация. Тогда уже к концу марта прирост заболеваемости может практически обнулиться, прогнозируют специалисты. А если к лету удастся привить 30–35 млн человек, то в августе счет заболевших в сутки будет идти не на сотни, а на единицы.Первый случай заболевания COVID-19 в столице был подтвержден 2 марта 2020 года у москвича, вернувшегося из Италии. Через три дня в столице ввели режим повышенной готовности для городских служб — амбулаторного и стационарного звеньев здравоохранения, городского хозяйства, транспорта. 25 марта на режим домашней самоизоляции отправили 1,9 млн пожилых и хронически больных москвичей. С 30 марта этот порядок распространился на всех жителей Москвы независимо от возраста. В общественных местах установили социальную дистанцию — не менее 1,5 м.
Дальнейшее ужесточение противоэпидемических мер происходило стремительно: 25 марта Владимир Путин в обращении к народу объявил с 28 марта по 5 апреля первую нерабочую неделю в стране в связи с пандемией. Во втором обращении к гражданам 2 апреля президент сообщил о продлении нерабочих дней до 30 апреля. Глава государства также сообщил, что решение о введении иных ограничительных мер главы субъектов будут принимать самостоятельно.
В этот же день в Москве за нарушение режима самоизоляции заболевших и членов их семей ввели штрафы. Окончательно город закрыли 15 апреля: перемещение на личном и общественном транспорте, а также въезд в столицу разрешался только по специальному цифровому пропуску (этот режим действовал до 9 июня). А с 12 мая в столице ввели масочный режим. Интересно, что в отношении этой меры Москва не была первой: еще 2 апреля маски стали обязательными в Пермском крае, а к началу мая маски стали обязательны уже в каждом втором субъекте РФ.
К началу августа прошлого года заболеваемость коронавирусом сократилась в Москве в 10 раз: с 6 тыс. случаев в день до 600. Город вернулся к обычной жизни — за исключением масочного режима, социальной дистанции и некоторых других мер.
Однако в сентябре число заболевших вновь начало стремительно расти. С 5 октября мэр потребовал перевести на удаленную работу 30% работников. До 28 октября приостановили бесплатный проезд в общественном транспорте для москвичей старше 65 лет и граждан, страдающих хроническими заболеваниями.
С 5 декабря в Москве началась вакцинация от COVID-19, заработали прививочные пункты. В течение января уровень заболеваемости в Москве стабильно падал, поэтому с 27 числа требование о переводе не менее 30% сотрудников стало носить рекомендательный характер. В последнюю неделю февраля Сергей Собянин в интервью телеканалу Москва 24 сообщил, что ряд ограничительных мер могут снять в ближайшие один-два месяца при сохранении тенденции к снижению числа госпитализируемых.
Постепенно к обычной работе возвращаются столичные больницы.
— С начала 2021 года в Москве 18 стационаров на 7,6 тыс. коек вернулись к плановой работе. Выведены из работы с COVID-19 2,7 тыс. коек в резервных госпиталях. Также прекратился прием пациентов с коронавирусом на территории 11 ковидных больниц общим фондом около 1,3 тыс. коек, — рассказали «Известиям» в пресс-службе департамента здравоохранения Москвы. — На данный момент фонд работы с коронавирусом составляет около 9 тыс. коек.
При этом до сих пор заблокированы социальные карты москвичей. Комиссия по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России 21 января обратилась в мэрию Москвы с просьбой об их разблокировке. По словам председателя комиссии Светланы Разворотневой, ответ от столичных властей пришел 20 февраля (документ есть в распоряжении «Известий»). В нем поясняется, что для непривитых блокировка карт пока сохраняется — до улучшения эпидемиологической ситуации.
Работа над ошибками
Москва приняла на себя самый большой удар пандемии — такого большого числа заболевших не было ни в одном другом субъекте России, но столичные врачи справились с пандемией достойно, убежден член комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидат медицинских наук Сергей Леонов.
— Система здравоохранения не была парализована, московскому правительству удалось держать ситуацию под контролем, — отметил сенатор. Однако, по его мнению, не обошлось и без излишних мер, среди которых он назвал блокировку социальных карт пенсионеров и школьников.
В целом Москва справилась с ситуацией хорошо, согласен руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. А вот на государственном уровне с вводом жестких карантинных мер немножко затормозили в начале процесса.
— Уже в феврале прошлого года было понятно, что надо всё закрывать. А если бы закрылись в январе, то многих неприятностей удалось бы избежать, — отметил Павел Волчков. Собеседник «Известий» считает, что ослабление ограничений в Москве сегодня оправдано, как и сохранение тех, что остались.