Здравый смысл и необходимые установки.
Христианство и Библия
Каждый физически здоровый человек обладает даром здравого смысла, который дан ему нашим Творцом. Здравый смысл определяется как здравый склад ума или рассудительность. Только задумайтесь о предупреждениях, которые производители считают нужным писать на товарах, чтобы защитить себя. На фене для волос написано: «Не использовать во сне». На утюге: «Не гладьте одежду на теле». На бензопиле: «Не пытайтесь остановить цепь рукой». Если Бог ожидает, что в повседневной жизни мы будем пользоваться дарованным нам здравым смыслом, то Он несомненно ждёт, чтобы мы пользовались здравым смыслом и в изучении Его Слова (Ефесянам 5:17).
ВРАГИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА В ИСТОЛКОВАНИИ БИБЛИИ
Хороший способ понять применение здравого смысла в изучении Библии – это назвать некоторых из его врагов. Вот наиболее распространённые.
Предубеждение. Предубеждение – это предвзятое, как правило, неблагоприятное мнение. Это убеждение, которого придерживаются, несмотря на противоречащие факты. Ещё одно определение предубеждения – пристрастие. Другими словами, предубеждённый человек, приступая к изучению Библии, уже составил мнение по предмету, даже не прочитав Писание. Жертвой этого врага здравого смысла часто становится тема цели крещения. Человек, который, вероятно, следует какому-то учению, заранее решил, что крещение не для прощения грехов. И это несмотря на то, что он читает в Библии: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деяния 2:38). Нельзя начинать изучение Слова Божьего с предубежденными мнениями. Изучающий Библию должен иметь ясную голову, быть объективным, а не предубеждённым. Бог не может говорить с вами, если вы уже приняли решение по данному вопросу.
Предвзятое мнение. В истолковании Библии этот враг здравого смысла похож на предубеждение, но между ними есть некоторые отличия. Человек, который начинает изучать Библию, имея предвзятое мнение, ищет в Писании одобрение этого мнения, а не проверяет его. Он не просто принял решение, но ожидает, что Библия согласится с ним, и использует Писание для подтверждения своего мнения. Поэтому он будет выворачивать и искажать Библию до тех пор, пока не покажется, что она действительно подтверждает данное мнение. Люди, желающие, чтобы Библия подтвердила их мнение, не могут быть истолкователями Слова. На самом деле, они ожидают, что Библия станет отражать их собственные взгляды.
Примером этого врага здравого смысла является представление иудеев о том, кто должен быть Мессией. Пророчества Ветхого Завета достаточно ясно говорили, что Мессия кроткий, смиренный, гонимый, что Он слуга. Но иудеи думали, что их Мессия будет величественным и богатым военачальником. Поэтому иудеи не узнали Его, когда Он пришёл в этот мир точно таким, каким был изображён в Писаниях. Более того, иудеи не могли отрицать Его воскресение из мёртвых, но всё равно отказывались принять Его. Думаю, Пётр говорил именно об этом во 2 Послании Петра 3:14-17. Слово «превращать» по-гречески означает пытать; оно относится к устройству, которое выкручивает конечности жертвы и рвёт суставы для того, чтобы заставить её исполнить волю мучителя. Обращаясь к Библии для того, чтобы подтвердить свою точку зрения, невежды и неутверждённые как бы подвергают её пыткам, чтобы заставить сказать то, что они хотят. Заметьте, они делают это к своей собственной погибели.
Принятие желаемого за действительное. Этот враг здравого смысла толкует Библию, желая найти в ней рациональное объяснение. При таком подходе люди ищут в Библии кажущиеся логичными причины, чтобы делать то, что они хотят. Часто человек, вступивший в брак, который противоречит библейскому учению, пытается найти в Библии оправдание своему поведению или своим действиям. Он отчаянно хочет, чтобы Библия каким-то образом допустила его поступок, и это мешает здраво толковать Библию.
Обобщение. Эта ошибка заключается в том, что человек делает общие выводы из частных случаев. Сюда же относится привычка находить один-два стиха, которые сами по себе поддерживают определённое мнение, и заключать, что этому учит Библия. При этом другие стихи, которые могут противоречить заключению, не принимаются во внимание. Например, Мартин Лютер породил убеждение, что одна вера спасает от греха, основываясь на Послании к Римлянам 3:28: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Главным образом на основании этого стиха он заключил, что исключительно вера спасает человека. Но Послание Иакова 2:24 говорит: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?». Здравый смысл требует сначала рассмотреть все стихи Писания по данной теме, а затем сделать вывод.
Обращение к человеческому авторитету. Здравый подход к изучению Библии признаёт Библию единственным откровением и властью Бога, которая была «однажды предана святым» (Иуды 3). Однако многие в вопросах веры обращаются не только к Библии, но и к человеческому авторитету: к великим людям, к символам веры, традициям, книгам или высказываниям. Обращение к человеческому авторитету при истолковании Библии ставит Писания и мысли небогодухновенных людей на тот же уровень или даже выше богодухновенного Слова.
Обращение к тому, что популярно. Последний враг здравого смысла при толковании Библии – это когда влияние других людей перевешивает ясное учение Библии.
УСТАНОВКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ БИБЛИИ
Одна из распространённых причин неправильного понимания Библии состоит в том, что студент не питает к Библии правильного отношения. Иисус столкнулся с этой проблемой, существовавшей ещё в Ветхом Завете, в начале Своего служения. После того как Он рассказал толпе притчу о сеятеле, ученики спросили, почему Он использовал этот приём. Из ответа стало ясно, что Иисус использовал притчи для того, чтобы их понимали только те, кто имел здравое желание знать и понимать Его слова. Те, чьё отношение было неправильным, «видя не видели и слыша не слышали» (от Матфея 13:1-23). То же самое относится к нам, когда мы изучаем Библию. Если наши установки правильны, мы примем учение и поймём, что говорит нам Бог. Если установки неправильны, мы не поймём прочитанного, как не понимали фарисеи во времена Иисуса. Перечислим десять установок, которые необходимо иметь для правильного истолкования Писаний.
Быть готовым работать. Спасаясь бегством из Фессалоники, Павел прибыл в Верию и начал проповедовать Христа иудеям в синагоге. Лука описывает отношение слушающих в Деяниях 17:11-12: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало». Для них «разбор Писаний» означал большую работу. Ветхий Завет во времена Иисуса отличался от современных книг и состоял из копий Писаний, написанных на свитках. Например, свиток Исаии представлял собой текст, записанный на длинных полосках кожи или папируса, прикреплённых к катушкам, на которые они наматывались. Чтобы найти определённый отрывок из Исаии, нужно было разматывать свиток с одного конца и сматывать его с другого до тех пор, пока не находили нужное место. Более того, тогда ещё не выделялись главы и стихи, слова составляли один непрерывный текст. Верийцам нужно было продолжать поиски, пока они не находили нужное место в тексте. Они не хотели верить Павлу на слово и были готовы преодолеть все трудности, чтобы правильно понять Писания. Мы можем наслаждаться удобством книг и разделением на главы и стихи, но нам всё равно нужно усердно разбирать Слово Божие, чтобы достичь понимания.
Доверять Слову Божию. Необходимо доверять Слову Божиему так же, как доверяли ему фессалоникийцы. Павел написал им в одобрение: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1-е Фессалоникийцам 2:13). Библия, которую вы держите в руках, действительно Слово Божие. Поэтому она заслуживает полного доверия.
Проявлять почтение к Слову. Почтение к Слову Бога включает в себя чувство трепета, глубокого благоговения и страха перед присутствием Бога. Его воля раскрывается перед вами, Он говорит с вами. Почтение – это внутреннее отношение, которое проявляется в уважении, рассудительности и сосредоточенном внимании. Моя мама старалась научить меня благоговейному отношению к Библии с детства. До сих пор помню, что она даже не разрешала мне ничего класть на Библию. И сейчас я подумаю, прежде чем положить что-то на Библию. Несмотря на то, что она состоит из кожи, бумаги и чернил, Библия содержит дыхание Бога.
Наслаждаться Словом. Изучение Библии не должно быть для христианина тяжёлой работой, выполняемой по обязанности и без желания. На самом деле изучение Библии должно приносить наслаждение. Бог передал Своё Слово в контексте человеческой жизни. Для записи Своего Слова Он использовал обычных людей, которые способны совершать ошибки. Мы можем найти сходство между собой и теми, о ком читаем в Библии. В принципе, их жизни не сильно отличаются от наших. Сегодня с нами происходят такие же события и трудности, что и с библейскими персонажами. Библия содержит много различных литературных жанров (которые будут обсуждаться в следующих уроках). Другими словами, читать Библию интересно. Пусть вас не приводят в уныние ветхозаветные родословные, не погружайтесь в трагедию того, как Бог обходится со Своим народом в библейские времена. Открывайте Библию с мыслью: «Я буду наслаждаться её изучением».
Любить Слово. Наш Господь сказал: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (от Матфея 22:37). Если мы любим Бога, совершенно логично, что мы будем любить Его Слово.
Стремиться понять Слово. Конечно, вы должны изучать Библию с желанием понять её. Неизбежный вывод состоит в том, что многие люди читают Библию только из чувства обязанности, не имея желания размышлять о прочитанном или понять прочитанное. Бог хочет, чтобы мы не просто читали Его Слово, но понимали, что Он говорит нам. Поэтому изучающий Библию должен быть абсолютно честным исследователем истины. Подумайте над следующими вопросами:
1. Готовы ли вы искать истину, независимо от того, верят в неё другие или нет?
2. Готовы ли вы принять всю истину, даже если она причиняет неудобства?
3. Готовы ли вы следовать за Библией, куда бы она ни вела?
4. Готовы ли вы прийти к истине независимо от вашего мнения, ощущения, желания или надежды?
5. Готовы ли вы искать новые факты, не страшась того, что можете найти?
6. Готовы ли вы рассмотреть обе стороны вопроса?
7. Готовы ли вы изучать как то, что вам нравится, так и то, что не нравится?
8. Готовы ли вы любой ценой избегать врагов здравого смысла?
Человек должен стремиться понять Слово так же, как он стремится утолить голод или жажду. Иисус сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (от Матфея 5:6).
Остерегаться искажения Слова. В серии «КАК МЫ ПОЛУЧИЛИ БИБЛИЮ» подробно разбирались переводы Слова Бога, приближенные к оригинальному тексту, а также переводы, которые такими не являются. Когда текст не удовлетворяет требованиям верного перевода, его часто называют «искажением». Искажение – это отклонение от того, что считается правильным или хорошим. Глагол «искажать» означает «вводить в заблуждение, портить». Мы должны быть настроены на использование верных переводов Слова Бога.
Учиться с молитвой. Послание Иакова 1:5 гласит: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». Как и любое другое дело, изучение Библии следует начинать с молитвы. Молитесь с открытым сердцем; молитесь о мудрости для понимания; молитесь о смелости для повиновения; молитесь, благодаря Бога за Его Слово.
Иметь надежду. Открывая Слово Божие, надейтесь узнать что-то новое; надейтесь измениться; надейтесь глубже понять; надейтесь укрепить свою веру; надейтесь найти ответы; надейтесь получить утешение; надейтесь найти поддержку; надейтесь найти удовлетворение; надейтесь получить наставление и так далее. Имея надежду, вы с нетерпением ждёте чтения и изучения Библии. Если вы будете развивать в себе такое отношение, вы обнаружите, что изучение Библии становится главной составляющей вашей жизни. Вкратце надейтесь узнать всё, что Бог хочет, чтобы вы знали. Павел написал Тимофею во 2 Послании Тимофею 3:16-17: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Здесь есть всё.
Стремиться быть послушным. Наконец, мы должны повиноваться тому, что читаем и узнаём из Слова Божьего, чтобы не грешить против Него. Бог дал нам Своё Слово именно для того, чтобы мы подчинялись Его заповедям. Это должны быть причиной изучения Слова Божьего. Дитя Божие страстно желает повиноваться своему Небесному Отцу и изучает Его Слово, чтобы знать, что делать. За этим следует реальное послушание.
Имея перечисленные десять установок, вы будете успешно изучать Слово Божие.