«Кто кроме Бога?»
Исследование Писания
Исаия (40:12–31)
Великий пророк Исаия характеризует истинного Бога, которому служит Израиль, несколькими риторическими вопросами с ожидаемым ответом «Никто кроме Бога».
«Кто исчерпал воды горстью своей, и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы, и на чашах весовых — холмы? Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него, и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова, как порошинку, поднимает Он. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нём — для всесожжения. Все народы пред Ним как ничто, менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (40:12-17).
Только Бог является Творцом неба и земли, как утверждают стихи 12–14. Нет никакого пантеона богов. Он один сотворил небеса и землю и всё сущее. Никто Ему не советчик. В своих письмах к римлянам и к колоссянам Павел вспоминает стих 13. Он делает тот же вывод, который неизбежно следует из внимательного прочтения Исаии: никто никогда не направлял Божий дух и не был Его советчиком.
Могущественные народы, которых так боялся народ Божий, в сравнении с Господом — «как капля из ведра» или «пылинка на весах» (ст. 15). Ливан упоминается из-за его обширных лесов (ст. 16). Но даже в этих лесах будет недостаточно деревьев, недостаточно зверей для всех жертвоприношений Господу. Три слова предельно точно описывают народы в сравнении с Богом (ст. 17). Они «как ничто» (айин), или «то, чего нет»; «менее ничтожества» (эфес), или «менее чем несуществующее»; «менее… пустоты» (тоху), или «хаос… нереальность, пустота» (Браун и др.).
«Кому уподобите вы Бога?» (40:18–26)
«Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдёте Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, ищет себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твёрдо» (40:18-20).
«Уподобить» и «подобие» (ст. 18) являются производными от еврейского корня дамах, означающего «иметь сходство… считать подобным, сравнивать» (Браун и др.) Джон Освальт пишет: «Если первой основополагающей истиной [ветхозаветной] теологии является трансцендентность Бога, то отсюда следует истина не менее важная: человек не может сделать изображение Бога». Первые две заповеди гласили: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» и «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:3, 4).
В стихе 19 слово «идол» в еврейском предложении тоже стоит на первом месте, в связи с чем на него падает эмфатическое ударение. Здесь и в трёх других местах этого раздела (41:6, 7; 44:9–20; 46:5–7) Исаия весьма саркастически говорит о тех, кто делает бога из доступных материалов. Богатые делают идолов из золота и серебра (ст. 19), а бедный «выбирает негниющее дерево» (ст. 20). И те и другие обманываются, сравнивая несравненного Бога с чем бы то ни было, существующим на земле.
«Разве не знаете? Разве вы не слышали? Разве вам не говорено было от начала? Разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унёс их, как солому. «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» — говорит Святой. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите: кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (40:21-26).
Господь проявляет Свою силу и власть с самого сотворения мира (ст. 21–24). Он верховный Правитель. Все земные «князья» и «судьи» в сравнении с Ним «ничто», «пустое».
В стихе 25 Исаия возвращается к вопросам, поставленным в стихе 18. Нет никого подобного Богу. Он «Святой». Эта идея присутствовала в мыслях Исаии со времени его призыва стать пророком (ст. 6). «Во всей вселенной нет никого и ничего, с кем можно было бы сравнить Бога; Он единственный в Своём роде» (Хейли).
«Посмотрите: кто сотворил [небеса]?» — продолжает Исаия (ст. 26). Слово «сотворять» (бара) в Ветхом Завете встречается около сорока раз, причём у Исаии чаще, чем в какой-либо другой книге. В главах 40—48 разные формы существительного и глагола этого слова встречаются тринадцать раз! Бог, говоря Своему народу, что Он сделает для них, также напомнил им о том, что Он сделал в прошлом. В Быт. 1 и 2 для описания действий Бога при сотворении употреблены три еврейских слова: бара («сотворять»), асах («делать») и ятсар («образовывать», «создавать»). В этой части книги Исаии все три слова широко употребляются для описания деятельности Бога в противоположность идолам.
«Дело моё забыто у Бога?» (40:27–31)
«Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «Путь мой сокрыт от Господа, и дело моё забыто у Бога моего»? Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим. Он даёт утомлённому силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (40:27-31).
Глаголы «говоришь» и «высказываешь» (ст. 27) в еврейском тексте имеют продолженное время, что придаёт им смысл непрерывности, постоянства, продолженности. Они характеризуют преобладающее настроение народа: «Путь мой сокрыт от Господа, и дело моё забыто у Бога моего». Представление о Боге, выраженное в этом заявлении, ложно. Народ думал, что Бог либо забыл их, либо слишком далеко, чтобы заметить их бедственное положение.
В стихе 28 приводится описание Бога: «Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли». Исаия объединяет несколько образов в один, который должен заставить людей понять, с кем они имеют дело. Он подчёркивает вечность Бога, Его заветные отношения и Его созидательную силу — всё в одном предложении! Далее Исаия говорит: «Разум Его неисследим». Пророк знал, что Израиль должен смиренно склониться перед Господом, понимая, что они никогда полностью не постигнут все Его пути.
«Надеющиеся на Господа обновятся в силе» (ст. 31). Образы в стихах 29–31 говорят о полной зависимости от Бога. Это напоминает нам заявление Павла: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Мысль аналогична исполненной уверенности молитве Петра: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да усовершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10).