Мартин Ллойд-Джонс
Наше возрождение по Божьему выбору должно стоять на самом первом месте, потому что если я могу совершить нечто, что приведет меня в конце концов к нему, то я не нуждаюсь в нем.
Если я, будучи таким, каким я являюсь после грехопадения, могу оценить по достоинству духовную истину, понять Евангелие и сказать: «Да, я буду следовать ему», после чего получу рождение свыше, то тогда мне не нужен никакой дар жизни. Если я имею способность, силу, возможность различать истину и стремиться к ней, то мне не нужно никакое возрождение. Но все дело в том, что, безусловно, у меня нет таких сил и способностей. Люди, имея падшую, греховную природу, не желают познавать истину. Они пребывают во вражде с Богом, противятся Ему. «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам…», — пишет Павел (Кол. 1:21). Такие люди ненавидят закон Божий. Они не хотят иметь с Богом ничего общего. Они плотские и думают о плотском (Рим. 8:5). Поэтому возрождение не только важно, но жизненно важно. Все начинается с него. В нас самих нет ничего, что было бы способно сделать нас христианами прежде, чем произойдет возрождение.
Итак, мы подходим вопросу: каким образом происходит возрождение? Это очень интересная тема. Здесь речь не идет о простом нравственном влиянии. Некоторые верующие утверждают, что люди, слушая проповедь Евангелия, попадают под его влияние и изменяются к лучшему. Им начинают нравиться евангельские истины, они стремятся следовать им, вследствие чего становятся совершенно другими людьми. Но на самом деле все обстоит иначе. Мы говорим о том, что в самой человеческой личности происходит нечто, что приводит к изменению.
Бесспорно, нравственное воздействие бывает весьма эффективным. Оно может заставить человека пересмотреть приоритеты, изменить образ жизни. Убедительные слова находят отклик у слушателей, и, внимая им, кто-то может стать, к примеру, абсолютным трезвенником и сторонником сухого закона (что нередко и происходит). При этом имя Иисуса Христа вообще не упоминается. Нравственное воздействие, истина, высокие идеалы могут преображать людей. Но сейчас у нас другая тема.
Во-вторых, возрождение не достигается посредством крещения. Дискуссии на этот счет ведутся уже давно. Римско-католическая церковь учит, что человек становится возрожденным только в результате водного крещения. Для того, чтобы получить рождение свыше, вы должны сначала креститься. Я не хочу забегать наперед и касаться темы следующих лекций, но все же давайте кратко остановимся на этом вопросе. Благодаря крещению, как учит католическая церковь, мы получаем прощение грехов, и наша нравственная природа изменяется и обновляется. Крещение якобы очищает нас и избавляет от рабства первородного греха. Вы помните, что после грехопадения Адама мы унаследовали его падшую природу; сила греха вошла в нас и господствует над нами. Согласно учению католической церкви, ребенок во время крещения освобождается от власти первородного греха. Все то, что было получено от Адама, омывается, очищается, но главное — посредством крещения люди становятся детьми и наследниками Божьими.
Англо-католики также исповедуют возрождение через крещение, и, как ни странно, этому же учат и лютеране. Ни Лютер, ни его последователи не смогли избавиться от этой идеи. Однако между взглядами лютеран и католиков есть одно различие. Католики считают, что без водного крещения не бывает возрождения, а лютеране говорят, что в принципе это возможно, но, как правило, возрождение происходит именно через крещение. Но мы не согласны с этой точкой зрения. В книге Деяний содержится множество библейских доказательств тому, что у людей, которым преподавалось крещение, проявлялись признаки рождения свыше. Действительно, они были крещены потому, что получили возрождение. Крещение было знаком и печатью того, что они рождены свыше, о чем свидетельствовала их жизнь.
Но для нас гораздо важнее и интереснее такой вопрос: какова связь между возрождением и проповедуемым словом?
Существует целый ряд библейских текстов, которые показывают, что возрождение происходит через слово. Позвольте мне предложить вам два таких отрывка: Иак. 1:18: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» и 1 Пет. 1:23: «…возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (курсив автора. — Прим. ред.). Как вы помните, на последней лекции я сказал, что возрождение и рождение — не одно и то же, эти процессы может разделять длительный промежуток времени. Итак, я заявляю, что в приведенных мною отрывках имеется в виду рождение, причиной которого является, конечно же, слово. Действенный призыв, выраженный в словесной форме, как бы пробуждает саму жизнь, и таким образом происходит рождение. Если вы поняли, в чем заключается различие между зачатием и рождением на свет, то, надеюсь, поймете, как действует слово. Оно вызывает к жизни то, что ранее уже было заложено внутрь.
Здесь некоторые могут привести притчу о сеятеле, подчеркивая, что жизнь пребывает в слове и т. д. Но, безусловно, вся притча говорит о свойствах почвы, в которую помещается семя. Может быть, это каменистая почва? Может, на ней растут сорняки?.. Или же это хорошая почва? Другими словами, эта притча показывает, что в человеке есть некий фундамент, который мы назвали направленностью. И если направленность изменяется и становится правильной, то слово будет действенным, приведет к положительным результатам, принесет хороший плод.
Действительно, этому учит Писание. Возьмите, например, слова Иисуса, записанные в Иоан. 6:65: «…никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Итак, люди слушают то же самое слово, но одни, как мы уже видели, веруют, а другие — уходят прочь. Какая же разница между этими людьми? Наш Господь говорит: «…если то не дано будет ему от Отца Моего». И снова я хочу вам напомнить о Лидии. Она прислушалась к словам Павла, потому что Господь «открыл ее сердце». Это было действие Бога, благодаря которому Лидия приняла слово. Таков порядок. Об этом ясно говорится в 1 Кор. 2, особенно в ст. 12 и 15.
Но я хочу привести в заключение еще два аргумента по этой теме, которые, возможно, не очень важные, но, как мне кажется, довольно интересные. Что можно сказать о ветхозаветных святых? Рассматривая доктрину о завете, мы особо подчеркнули, что ветхозаветные святые находятся в том же положении, что и мы. Как в ветхом, так и в новом домостроительствах есть только один завет. И вы, и я сегодня являемся детьми Авраама. Он — наш отец, потому что мы дети веры. Разумеется, существует различие между устройством завета в обоих домостроительствах, но есть только один завет благодати. Наш Господь говорит нам, что Авраам, Исаак и Иаков возлягут в царстве и что другие верующие придут к ним от востока и запада, в то время как неверующие иудеи будут извергнуты вон (Лук. 13:28, 29). Другими словами, ветхозаветные верующие были рождены свыше, в том числе Давид. Он был новым творением, новым человеком, как и другие патриархи и пророки.
В Послании к Евреям об этом говорится в конце главы 11. Автор упоминает некоторых ветхозаветных святых, которые не получили всего, что им было обещано. Исполнение обетований, данных им, было как бы приостановлено, чтобы они не оказались впереди нас: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39, 40). Итак, мы становимся совершенными вместе с ними. Но если ветхозаветные святые были возрожденными людьми, а они должны быть таковыми, то ясно, что не слово привело их к возрождению. Возрождение — нечто такое, что совершается непосредственно, а не через слово. Дух Божий воздействовал на этих мужей и управлял ими.
Другой аргумент касается детей, особенно младенцев. Все мы верим, что дети, умершие в раннем возрасте, пошли на небеса, чтобы вечно пребывать в Божьем присутствии, не правда ли? Как же ребенок может спастись? Конечно же, каждый младенец нуждается в спасении. Если вы верите в доктрину о грехопадении и первородном грехе, то должны признать, что каждый ребенок зачат в беззаконии и рожден во грехе (Пс. 50:7). Каждый ребенок мертв по преступлениям и грехам (Еф. 2:5). Первородный грех Адама и вина за него лежит на каждом рожденном ребенке. Как же он может спастись? Как может попасть на небеса?
Если вы настаиваете на том, что слышание слова, принятие его и вера всегда предшествуют возрождению, то как же может спастись младенец? Он не может принять истину — у него нет необходимых способностей, разума взрослого человека, он еще не созрел для этого. Так что же, для детей нет никакой надежды? Конечно же, мы так не считаем. Ответ заключается в том, что ребенок возрождается точно так же, как и любой другой человек, благодаря всемогущей Личности. Сам Господь Бог воздействует на него Святым Духом. Он может внедрить семя духовной жизни в бессловесного младенца с такой же легкостью, как и во взрослого человека. Следовательно, вы видите, почему так важно уяснить, совершается ли возрождение через слово или оно исходит непосредственно от Бога. И снова, как и на прошлой лекции, я утверждаю, что оно является прямым, непосредственным действием Бога, таким как сотворение мира из ничего.
Как важно знать доктрины и ясно понимать учение Писания! А оно говорит, что возрождение — это работа Самого Бога, совершаемая в глубине нашей души. «…Никто не может похитить их из руки Отца Моего», — пишет Иоанн (Иоан. 10:29). Апостол Павел утверждает: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38, 39). Здесь Павел показывает, что такое возрождение. Речь идет не просто о наших взаимоотношениях с Богом, а о том, что Он дал нам жизнь, поэтому ничто не может нас разделить. Мы, безусловно, будем говорить о мистическом союзе с нашим Господом и увидим справедливость этих слов. Бог проводит в нас непрерывную работу, и ничто не может помешать ей.
Давайте рассмотрим некоторые стихи из Первого послания Иоанна: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха…». Это значит, что возрожденный человек не будет оставаться во грехе. Почему? «…Потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Иоан. 3:9). Уясним себе это. Человек, рожденный от Бога, рожденный свыше, просто не может пребывать во грехе. Он может оступиться, упасть, но он не остается во грехе, потому что в нем есть жизнь. Она сама проявляет себя и доказывает свое существование, как мы увидим далее.
Мартин Ллойд-Джонс, «Бог Дух Святой», Издательство: Библос, Москва, 2001, 256 стр.