Человечество в преддверии первого Божьего гнева и наказания.
Исследование Писания
(Бытие 6:1-4)
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. И сказал Господь: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым людьми, потому что они плоть. Пусть будут дни их сто двадцать лет». В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди».
Стихи 1, 2. Глава начинается с рассказа том, что люди начали умножаться на земле и родились у них дочери. Когда девочки выросли, сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы. Как следствие, они стали бра[ть] их себе в жёны, какую кто избрал.
Что это за «сыны Божии», о которых говорит автор? Существует, как минимум, три толкования этого выражения. Первое — что это небесные, ангельские, существа (см. Иов. 1:6; 2:1). Так считал иудейский автор 1 книги Еноха, апокрифического сочинения начала II в. до н. э. Эти божественные существа, как говорится в книге, сходили на землю в виде мужчин и спаривались с «дочерьми человеческими», которые затем рождали чрезвычайно порочных исполинов («нефилим»). Это толкование до настоящего времени остаётся основной идеей.
Такой взгляд следует отвергнуть на основании высказывания Иисуса в Мф. 22:30. Он сказал, что в воскресении люди будут, как ангелы (божественные существа), которые «ни женятся, ни выходят замуж». «Женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег» (Мф. 24:38), люди (не ангелы). Согласно сообщению Луки, Иисус добавил, что умершие и воскресшие «умереть уже не могут, ибо они равны ангелам» (Лк. 20:35, 36). Поскольку ангелы бессмертны, а «сыны Божии», которые брали себе в жёны «дочерей человеческих» (вместе со своим потомством), погибли в потопе, то эти «сыны» никак не могли быть ангелами.
Потоп был Божьим судом, посланным на мир из-за греха. Это был не грех ангелов, а «развращение» «сильных» и, как ещё о них сказано, «славных» людей (6:4, 5). Гнев Бога, обрушившего потоп, был направлен не против ангелов или полуангельских детей. Он решил «истреб[ить] с лица земли людей» (6:7), потому что они были виновны. Текст книги Бытия и учение Иисуса исключают супружеские отношения между небесными существами и людьми и ту идею, что главной причиной потопа были их потомки-метисы.
Второе толкование «сынов Божиих» состоит в том, что это были «сильные» люди, возможно правители, которые видели «дочерей человеческих, что они красивы», и брали их в свои гаремы, «какую кто избрал». Учёные раввины предпочитали это толкование умозрительному построению первого взгляда. Та идея, что небесные существа могли сходить на землю и вступать в сексуальную связь с человеческими женщинами, была слишком языческой для древних раввинов, чтобы принимать её во внимание.
В Пс. 81 «богами» в метафорическом смысле названы правители, верховные судьи в древнем мире. Они обладали огромной властью, будучи судом высшей инстанции для своих граждан. Их могли называть «сынами Всевышнего» (Пс. 81:6), но они, конечно же, не были богами или небесными существами. Ничто в тексте книги Бытия не указывает на то, что «сыны Божии» это правители (боги или ангельские существа), которые принуждали «дочерей человеческих» выходить за них замуж или становиться частью их гаремов. Вкладывать в Пс. 81 смысл предпотопного контекста Быт. 6:2 — слишком креативное толкование.
Третье и самое вероятное толкование «сынов Божиих» — что это потомки Сифа, включённые в родословие в главе 5. Видимо, эти люди были праведными и богобоязненными, так как происходили от Еноха, через которого люди «начали призывать имя Господа» (4:26). Они были также потомками Еноха, который показал им пример верного хождения пред Богом (5:24).
В обоих Заветах, и Ветхом и Новом, Божьи люди зовутся «сынами Божьими». Это Адам (Лк. 3:38), Израиль (Исх. 4:22, 23; Ис. 1:2, 4; Иер. 3:14, 22; Ос. 11:1) и христиане (Гал. 3:26; 4:5). Подобно Адаму, «сыну Божьему», который согрешил, потому что запретный плод выглядел «хорошо» («приятно» и «вожделенно» [тоб; 3:6]), многие его потомки уступили аналогичному соблазну. «Сыны Божии» через Сифа тяжко согрешили, увлёкшись «дочерями человеческими». Эти «дочери» могли быть потомками Каина. «Сыновья Божии» сочли их «красивыми» (тоб; «приятными», «вожделенными») и стали брать их себе в жёны — столько жён, сколько хотели.
Проблема не в том, что эти женщины были красивы; просто красота, наверное, была их единственным привлекательным качеством. Они не обладали духовной глубиной, будучи просто «мирскими, меркантильными женщинами» — как те, о которых мы читаем в Ис. 3:16—4:1 и в Ам. 4:1–3 (Уиллис). Так же и «сыны Божии» были, очевидно, первыми примерами мужчин, которые женились из неверных побуждений. Их не заботили ни духовность, ни характеристики личности жены. Напротив, вследствие их эгоистичной гордости главное, что занимало их умы, была внешняя красота женщин и престиж, власть и репутация, которые они надеялись получить, беря в жёны привлекательных женщин (см. 6:4). Всё это привело к тому, что они отступили от Божьего изначального плана моногамии в браке и пошли ещё дальше Ламеха с его двумя жёнами, явно беря себе много «жён», каких «кто избрал».
Стих 3. Этот стих тоже вызывает ряд вопросов, на которые даются разные варианты ответов. Однако объём этого урока позволяет остановиться лишь на нескольких комментариях.
В начале стиха Бог говорит: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым людьми, потому что они плоть». Что значит «Дух Мой»? То, что слово «Дух» (руакх) написано с заглавной буквы, наводит на мысль, что это означает личное Божье присутствие, как в 1:2, где «Дух Божий» летал над водой. Так как в еврейском тексте нет заглавных букв, то другие переводы трактуют руакх как «дух» (со строчной буквы), понимая под этим животворящую силу Бога. Вместо слова «дух» в Российском Библейском Обществе читаем: «Моё дыхание». Это божественное дыхание необходимо для всякой жизни, людей и животных. Слово руакх снова появляется в 6:17 и 7:15, где переводится как «дух жизни». Все три отрывка находятся в контекстах событий вокруг потопа. Поэтому устранение «Духа», вероятно, равноценно Божьему устранению Его животворящего дыхания, или «духа». Все люди и животные в мире, кроме находившихся в ковчеге, лишились жизни.
Следующая проблема — слово ядон, переведённое как «пренебрегаемым». В Ветхом Завете оно встречается только один раз и имеет неясную этимологию. В Международном Библейском Обществе оно переводится фразой «в противоборстве», в Восстановительном Переводе — «бороться». Идея противоборства, борьбы указывает на то, что Бог был в постоянном противоборстве с человеком, угрожая наказанием и пытаясь убедить его отказаться от греха и вернуться к своему Творцу. Так было и с Каином и его потомками (4:1–24).
Хотя такое толкование ядон возможно, предлагается альтернативный перевод этого еврейского термина: «пребывать в…». Кроме того, когда Бог говорил о «людях» (адам), Он не имел в виду отдельных людей бесчисленных будущих поколений. Он говорил обо всём человечестве (включая женщин), живущем в то время.
Причина, по которой животворящий дух Божий «не вечно» останется на человечестве, состоит в том, что «они плоть». Еврейское слово басар («плоть») имеет несколько разных значений, и его нужно понимать в зависимости от контекста. Английская версия NIV это слово здесь переводит как «смертный», но в таком переводе мало смысла. Как смертность человека могла быть причиной того, что Божий дух больше не будет пребывать в нём? Бог создал человека смертным. Он не стал смертным после того, как утратил доступ к дереву жизни. Он уже был смертным и должен был есть от дерева жизни для поддержания своей жизни. Не смертность явилась причиной того, что человек умер, после того как был изгнан из Эдемского сада, а грех. Это же относится к человечеству, жившему перед потопом. Не смертность побудила животворящий дух Божий удалиться и навести наводнение. Это случилось потому, что люди морально и духовно немощны, «слабы», «склонны к заблуждению» (Браун и др.) и к греху. Видимо, такой смысл и передаёт термин басар в данном контексте.
Стих 3 заканчивается словами: «Пусть будут дни их сто двадцать лет». Некоторые считают, что Бог сократил продолжительность жизни человека из-за его склонности к греху и нечестию. Так что же, Бог решил, что после потопа Он ограничит продолжительность жизни приблизительно 120 годами вместо 900, как пишется в главе 5 о живших до потопа? Такая точка зрения имеет право на существование в непосредственном контексте разрушения мира. Возможно, Бог больше не желал, чтобы люди жили так долго, раз все их мысли и дела были «зло во всякое время» (6:5).
Другая идея — что 120 лет являются периодом благодати до потопа, в течение которого Ной, «проповедник правды» (2 Пет. 2:5), сможет предупреждать людей о приближающемся суде Божьем в надежде на их покаяние (см. 1 Пет. 3:19, 20). В раннеиудейском писании эти слова толковались как время испытания: «Срок [или длительность] Я дам им сто двадцать лет — может, они обратятся» («Таргум Онкелоса»).
Эту точку зрения легче защищать, потому что она лучше соответствует более широкому контексту продолжительности жизни людей после потопа. Некоторые продолжали жить дольше 120 лет. Ною, например, было 600 лет, когда на землю пришёл потоп (7:6), а прожил он 950 лет (9:29). Авраам дожил до 175 лет (25:7), Исаак — до 180 (35:28), а Иаков — до 147 (47:28). Иосиф прожил 110 лет (50:26), Моисей умер в 120 лет, будучи ещё в силе (Втор. 34:7), а Иисус Навин умер в 110 (Иис. Н. 24:29). В последней группе только Аарон прожил дольше 120 лет (Чис. 33:39), умерев в 123 года. Конечно, это могло говорить о том, что после Ноя 120 лет должны были стать максимальной нормальной продолжительностью жизни, но это должно было произойти постепенно, с некоторыми исключениями из правила. С другой стороны, несколько факторов указывают на этот период как на время, которое Бог даст человеку, чтобы покаяться, прежде чем Он пошлёт на мир потоп. Часть этого времени Бог через проповедь Ноя будет призывать людей покаяться. Ещё какое-то время понадобится семье Ноя, чтобы построить ковчег, который был немалого размера (см. комментарий к 7:6, 7).
Стих 4. Ещё одну проблему для толкования представляют жившие в то время на земле исполины. Так в Синодальной Библии переведено еврейское слово непилим. Такой перевод основан на Септуагинте, где здесь, а также в Чис. 13:34 (единственном другом месте, где встречается непилим) употреблено слово гигантес. Происхождение этого еврейского слова неясно, однако существует вероятность, что оно родственно глаголу напал, означающему «падать». В таком случае его буквальное значение — «падшие», а не «исполины».
Почему сегодня «непилим» часто отождествляют с исполинами, или великанами? Эта ассоциация идёт от описания израильтянами хананеев в Чис. 13:33, 34. Их слова, скорее всего, содержат преувеличение, так как, по их мнению, «весь народ», который они видели в той земле, «люди великорослые». По сравнению с ними израильтяне были в своих глазах просто «как саранча» (или «кузнечики»; Международное Библейское Общество). Десять соглядатаев из страха и неверия могли преувеличить разницу между собой и жителями Ханаана. Тимоти Эшли пишет, что «сравнение соглядатаями себя с саранчой (хагабим) — это фигура речи, называемая мейозис, при которой уменьшается одно, чтобы увеличить размер или важность другого».
Хотя в описании израильтянами хананеев может присутствовать преувеличение, это не исключает связь между термином непилим и большим ростом. В Чис. 13:34 указывается на связь с «исполинами» «сынов Енаковых». Еврейское слово анак вначале означало «шея» или «ожерелье», но «постепенно “енакитами” (см. Международное Библейское Общество) стали называть племя с возможным значением “длинношеий” (исполин)» (Мэттингли). Другие отрывки указывают, что енакиты, как и рефаимы, были высокими (Втор. 1:28; 2:10, 11, 20, 21; 9:2). Во время завоевания царь Ог был последним из рода рефаимов в Васане; он остался в памяти как обладатель огромного железного ложа (Втор. 3:11). Енакиты жили в окрестностях Хеврона, приблизительно на тридцать километров южнее Иерусалима. Они были завоёваны Халевом и коленом Иуды (Иис. Н. 14:13–15; 15:13, 14; Суд. 1:20). Позже, в дни монархии в Израиле, Давид сошёлся в поединке с филистимским великаном Голиафом (1 Цар. 17:4–7, 41). В последующие годы упоминаются ещё несколько великанов (2 Цар. 21:16, 18, 20, 22; 1 Пар. 20:4, 6, 😎. Хотя исполины в 6:4 могли быть настоящими великанами, текст намекает на более важную духовную деталь: у них была гигантская проблема с грехом. В полном соответствии со значением их наименования они, должно быть, и поступали, как «падшие», то есть вырожденцы, растрачивавшие свою жизнь на то, чтобы творить зло.
Упоминание исполинов, видимо, служит указанием на известную эпоху. Именно в то время сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им детей (см. 6:2). Некоторые версии пытаются представить исполинов потомками этих союзов, но это сомнительно. Текст всего лишь указывает, что исполины были современниками «сынов Божиих» и «дочерей человеческих».
Стих говорит, что «в то время были на земле исполины», особенно же с того времени [«В ту пору (как и позже)…»; Российское Библейское Общество; см. Восстановительный Перевод]. Фразу «как и позже» понимают двояко. Она могла означать, что исполины продолжали существовать в течение долгого времени, возможно даже вплоть до того момента, когда Бог послал на землю потоп. Согласно другой точке зрения, эта фраза указывает на то, что исполины существовали не только до потопа, но и после него (см. Чис. 13:34). Хотя вторая точка зрения возможна, не следует делать вывод, что более поздние великаны произошли от первых исполинов. Кроме семьи Ноя, все люди на земле во время потопа погибли.
Стих 4 завершается замечанием: «Это сильные, издревле славные люди». К кому оно относится? Среди возможных вариантов — «исполины», «сыны Божии» и их потомство. Скорее всего, эта фраза связана с исполинами в начале стиха. Термин «сильные» (гибборим) обычно употреблялся по отношению к воинам, как, например, при описании войска «храбрых» (то же слово) Давида (2 Цар. 10:7; 16:6; 20:7; 23:8–39). «Сильные» в стихе 4 в значительной степени отличались от воинов, сражавшихся за Давида и его царство, ибо упомянутые здесь люди, по всей видимости, были неуправляемой шайкой, занимавшейся убийствами. Они были известны как «славные люди», буквально «знаменитые» (анешей хашшем). Они были сильными и пользовались дурной славой разрушителей.