Бог есть.
Откровение 20:1-10
Иисус придет опять, и это так же несомненно, как то, что Он вознесся на небеса (Ин. 14:3; Деян. 1:11). Что же произойдет после Его возвращения? Наступит ли тысячелетнее правление Иисуса? Следует ли понимать тысячу лет буквально, как десятивековый период правления Иисуса, или же это символический отрезок времени? Вернется ли Он как монарх-завоеватель, чтобы установить царство и править землей тысячу лет с Давидова престола в Иерусалиме? Заменил ли Иисус царство Божье церковью, потому что иудеи отвергли Его?
Отрывком, который вызывает самые большие дискуссии о тысячелетнем правлении, является Отк. 20:1-10:
«И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».
Действительно, в этом отрывке говорится о тысячелетнем царствовании, но что это за тысячелетнее царствование? Когда и где это будет? Кто будет править на протяжении тысячи лет? Следует ли понимать тысячелетнее правление буквально или метафорически?
Существует три основных точки зрения на тысячелетнее царствование, и каждая из них имеет множество вариантов. Они различаются по их хронологическому отношению к этому тысячелетию: (1) постмилленаризм (приставка “пост» означает “после»), (2) амилленаризм (приставка “а» означает “нет”) и (3) премилленаризм (приставка “пре» означает “до»).
Постмилленаризм — это точка зрения, согласно которой тысяча лет является метафорой, означающей христианский век, в котором правление Иисуса — настоящая реальность, и закончится оно с Его возвращением, воскресением мертвых и страшным судом. Вариация: тысяча лет — это образное представление длительного периода мира и/или праведности в конце христианской эры, вслед за которым будет пришествие Иисуса.
Амилленаризм — это представление о том, что число “тысяча» символизирует завершенность, и его нельзя понимать как тысячелетнее правление в буквальном смысле. Подобно постмилленариям, придерживающиеся этой точки зрения верят в возвращение Иисуса, воскресение и последний суд.
Премилленаризм — это теория, утверждающая, что Иисус вернется на землю и будет править тысячу лет с Давидова престола в Иерусалиме, а затем будет всеобщее воскресение мертвых и судный день. Приверженцы этой точки зрения расходятся во мнениях относительно событий, связанных со вторым пришествием Христа. Все они считают, что произойдет два воскресения: воскресение праведников перед началом тысячелетнего царства, а затем воскресение грешников по окончании тысячелетнего царства. «Диспенсационалисты” в этой группе полагают, что все пророчества говорят в буквальном смысле об Израиле, но не о церкви, которую они не считают Божьим Израилем. “Исторические» же премилленарии признают церковь Божьим Израилем.
О чем не говорится в Откровении 20:1-10
Если внимательно прочесть Отк. 20:1-10, можно заметить, что в этом отрывке нет тех основных принципов, на которых строят свои убеждения премилленарии:
(1) В нем не говорится о возвращении Иисуса на землю. Тема Его второго пришествия вообще не затрагивается.
(2) В нем не говорится о том, что Иисус будет править на земле. Место правления не указывается.
(3) В нем не говорится, что Иисус будет править тысячу лет. Указывается только продолжительность царствования святых.
(4) В нем не говорится, что правление святых мучеников будет на земле. Место не указывается.
(5) В нем не говорится ничего о втором пришествии Иисуса. Это допущение со стороны премилленариев.
(6) В нем не говорится, что тысячелетнее правление настанет после второго пришествия Иисуса. Это также допущение.
(7) В нем не говорится, что Иисус будет править в Иерусалиме. Иерусалим не упоминается.
(😎 В нем не говорится, что Иисус будет править с Давидова престола. Давидов престол не упоминается.
(9) В нем ничего не говорится об Иисусовом престоле. Упоминаются престолы мучеников, но не престол Иисуса. Престолы суть символы того, что святые больше не будут попираемы; их будут почитать как вождей над людьми и слуг Христа. Они будут царствовать вместе с Ним тысячу лет в этом духовном смысле, а не буквально сидя на земных престолах.
(10) В нем не говорится, что святые будут воскрешены в теле. Упоминаются только их души.
(11) В нем не говорится, что все умершие праведники будут царствовать со Христом. Говорится, что будут царствовать святые мученики.
(12) В нем ничего не говорится об Армагеддоне. Бог прольет огонь с небес, чтобы помешать сатане начать задуманную им битву против лагеря святых. Даже в Отк. 16:16 не говорится, что битва произойдет именно в месте под названием Армагеддон; упоминается лишь, что войска соберутся там: “И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон”.
В этом отрывке говорится о душах мучеников, которые не поклонились зверю (ст. 4). Это они, как сказано, будут править с Иисусом тысячу лет. Ничего не говорится и о том, как долго будет править Иисус, — лишь сколько времени святые будут царствовать вместе с Ним. Я могу сказать другу, что у меня в доме два года жил родственник. Из этого сообщения он может узнать, сколько времени в моем доме жил родственник, но он никак не может узнать, сколько в этом доме прожил я. То же самое можно сказать и в отношении царствования Иисуса. Из этого отрывка можно лишь установить, что Иисус будет царствовать минимум тысячу лет, не меньше тысячи лет; однако это утверждение не ограничивает Его правление только одним тысячелетием. Судя по отрывку, его правление может длиться многие тысячи лет. Из Отк. 20 мы можем выяснить лишь продолжительность царствования святых мучеников, но никак не продолжительность царствования Иисуса.
О чем говорится в других отрывках.
Поскольку Откровение написано символическим языком, всякое толкование этой книги должно согласовываться с учением тех отрывков Писания, буквальное понимание которых не вызывает сомнений, а не наоборот. Любое толкование, которое не согласует Отк. 20 с другими — ясными — библейскими учениями, есть лжеучение. Поэтому давайте спросим: “Что говорят другие отрывки из Писания о правлении Иисуса?»
Имеется пророчество, которое предсказывало, что царство Божие будет воздвигнуто в дни римских правителей (Дан. 2:44). Четыре царства, приснившиеся Навуходоносору, — это Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим. Во сне он увидел, что ноги и ступни истукана частью железные, частью глиняные. Согласно толкованию сна Даниилом, эта смесь указывала на то, что царство будет частью крепкое, частью же хрупкое (Дан. 2:42). Железо и глина “смешаются чрез семя человеческое», но “не сольются одно с другим” (Дан. 2:43). Это точное описание Римской империи. Смысл этого пророчества состоит в том, что Божье царство начнется в дни правления римских императоров.
Подготовка к приходу царства свидетельствовала о том, что оно будет воздвигнуто в дни правления римских императоров. Иисус, живший на земле в дни могущества Рима, провозгласил: “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Mк. 1:15). Говоря “исполнилось время”, Иисус учил, что время, указанное пророками, прошло и что наступило время начаться царству Божию. О том, что царство приблизилось, проповедовал и Иоанн Креститель (Мф. 3:2). Иисус наставлял двенадцать апостолов (Мф. 10:6) и семьдесят Своих учеников (Лк. 10:9, 11), чтобы те возвещали, что царство приблизилось. Иисус также говорил, что некоторые еще не вкусят смерти, как увидят царство, пришедшее с силою (Mк. 9:1). Если царство не было установлено в дни Римской империи, тогда все они — Даниил, Иисус, Двенадцать и Семьдесят — лжепророки (Втор. 18:22). А если все они лжепророки, тогда все христианство лживо и не стоит нашего внимания.
Любая система воззрений, которая представляет первое пришествие Христа неудачей — чем бы оно и было, если бы Христос не вознесся, чтобы править Своим царством, как обещал Он Сам и как проповедовали Его последователи, — должна быть ложной. Если Его первое пришествие провалилось, тогда почему мы должны думать, что будет успешным Его второе пришествие?
Правление Иисуса реально началось тогда, когда Он вознесся, чтобы властвовать над небом и землей, восседая по правую руку от Бога! Это явилось исполнением пророчества Даниила о том, что некто, как бы Сын Человеческий, будет вознесен к “Ветхому днями” («Древнему Царю»; Современный Перевод) и получит вечное царство (Дан. 7:13, 14). Свое учение Иисус подкрепил притчей о человеке высокого рода, явно олицетворявшем Его Самого, который отправился в дальнюю страну, чтобы получить Свое царство, а затем вернулся (Лк. 19:12-15). Когда Иисус покинул нас, Он пошел, чтобы получить Свое царство.
Те, кто думает, что Иисус будет править земным царством, не понимают природы Его царства. Иисус утверждал, что Его царство не от мира сего (Ин. 18:36). А раз Его правление не земное, оно должно быть небесным.
Захария пророчествовал об Иисусе: “И воссядет и будет владычествовать на престоле Своем” (Зах. 6:13). В Евр. 8:4 говорится: “Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником”. Если Он не может быть священником на земле, значит Он не может править на земле, ибо пророчество гласит, что Он будет священником на Своем престоле. И поскольку Он не может быть священником на земле, единственное место, где Он может быть священником, — это небеса; следовательно, Он может править только с небесного престола. Небеса — вот то место, куда Он вознесся и где теперь владычествует (1 Пет. 3:22).
Павел писал, что царство Божье не такое, где едят и пьют, но что это царство праведности, покоя и радости в Святом Духе (Рим. 14:17), царство мира, которое образно представлено в пророчестве о животных-антагонистах, которые мирно уживаются вместе (Ис. 11:6, 7). Это царство для изгнанных за правду (Мф. 5:10).
Царство должно было начаться не с великой брани, а с малого, как прорастает горчичное зерно, и исподволь воздействовать на все вокруг, как действует закваска, положенная в муку (Мф. 13:31-33). Божье Слово, а не меч или какое-либо иное оружие, должно было стать основой его развития и роста (Мф. 13:19; Лк. 8:11). Именно так оно должно было распространяться, потому что это должно было быть Божье правление в человеческом сердце, а не через земную власть. “Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутри вас…” (Лк. 17:20, 21).
Когда Павел писал колоссянам, царство уже существовало. Он отмечал, что Бог избавил колоссян от тьмы и ввел их в царство Иисуса (Кол. 1:13), что было бы невозможно, если бы царство Иисуса еще не наступило. Он также утверждал, что все, за исключением только Самого Бога, уже было покорено Иисусу (1 Кор. 15:26-28). В теперешнем, христианском веке мы можем стать членами Иисусова царства (Ин. 3:3-5) — царства, которому подвластны и небо, и земля (Мф. 28:18).
Иисус возвратится не затем, чтобы установить Свое правление, ибо Он уже владычествует над всем (1 Кор. 15:27). Придя вновь, Он воскресит мертвых, закончит Свое правление и возвратит царство Отцу (1 Кор. 15:22-28).
В Писании ясно говорится, что сейчас Иисус правит небесами и землей. Он будет править до Своего второго пришествия, и тогда наступит конец (1 Кор. 15:24-27). Такое теперешнее Его правление не оставляет Иисусу времени, чтобы царствовать на земле тысячу лет. Нигде в Библии не говорится, что Иисус вернется на землю, чтобы царствовать тысячу лет. Его правление началось, когда Он вернулся к Отцу после Своего воскресения. Всякие домыслы и толкования, идущие вразрез со столь многими местами из Писания, должны расцениваться как ложные.
О чем же все-таки говорится в откровении. 20:1-10
Хотя мы не можем с полной уверенностью заявлять, что до конца понимаем смысл Отк. 20:1-10, мы знаем наверняка, о чем этот отрывок не говорит. В нем не сказано, что Иисус вернется на землю, чтобы царствовать на протяжении тысячи лет с буквального престола Давидова в Иерусалиме.
Совершенно ясно, что этот текст следует толковать в символическом смысле, а не буквально. Как могут ключ и цепи в буквальном смысле сковывать сатану, духовное существо? Могут ли души восседать на материальных престолах? Все Откровение пропитано символикой. Так почему же эта глава должна считаться исключением?
Смысл этого отрывка, видимо, начал раскрываться в более ранних стихах Откровения, в 6:9-11. Души под жертвенником здесь — это те же души, которые позже, в 20:4, оказались на престолах. Они спрашивают, как долго их кровь не будет отомщена (6:10). В ответ им говорится, чтобы они успокоились еще на малое время, пока это произойдет (6:11). Затем им сообщается, что кровь их будет отомщена (19:1, 2) с падением Вавилона (18:2), великого города (17:18), упоенного кровью святых (17:5, 6, 18) и правившего народами (17:15). Что могло ждать христиан после падения этого великого города-гонителя, очевидно, Рима (17:9, 18)? В главе 20 дается ответ. Сатана будет скован на долгое время, и святые уже не будут притесняемы “под жертвенником”, но будут царствовать на “престолах”.
Что же означают оковы сатаны? Его освобождение должно означать нечто противоположное его заключению в бездне. Освободившись, он тотчас же бросился собирать народы и вести их против лагеря святых (20:7-9). Поэтому его заключение в цепи должно означать, что он в течение тысячи лет не мог повести народы против святых, организовывая их травлю, как он это делал, будучи свободным.
Тысяча лет может быть символом длительного периода времени. Бог владеет “скот[ом] на тысяче гор» (Пс. 49:10), и один день во дворах Господа «лучше тысячи” (Пс. 83:11). Ясно, что “тысяча» в этих отрывках символизирует просто большое число. Конечно, можно воспринять “тысячу” в 20:2-7 буквально, но какое разумное объяснение мы можем дать буквальному пониманию какого-либо числа в книге, полной символики?
То, что души мучеников оказываются на “престолах”, символизирует, что на протяжении тысячи лет их дело будет жить и побеждать. Пока они будут оставаться “под жертвенником” “еще на малое время”, убийства их товарищей-христиан будут продолжаться (6:11). Предоставление им “престолов» (20:4) должно означать, что “малое время” закончилось, народы перестали убивать святых, и началась тысячелетняя передышка от гонений.
В этом отрывке в греческом оригинале употреблено слово эдзесан, которое буквально означает “жили”. Эдзесан — это глагол от основы дзао в прошедшем времени несовершенного вида, изъявительного наклонения, действительного залога. Перевод “ожили” никак не согласуется ни с грамматическим временем глагола, ни с контекстом. По этой причине нельзя сказать, что эти души буквально “ожили”. А вот “жили” — это точное слово, потому что ранее Иоанн указывал, что эти же святые, когда были “под жертвенником” (6:9, 10), находились в сознательном состоянии.
Павел употребил то же слово и тот же несовершенный вид глагола, когда говорил о своей жизни до того, как стать христианином. Он сказал: «Я жил фарисеем” (Деян. 26:5). Его слова не означают, что он возродился к жизни, или ожил как фарисей; они означают, что так он “жил”, прежде чем стал христианином. Христианство не погибнет, несмотря ни на какие гонения, и кровь христианских мучеников будет отомщена. Христианское братство будет, так сказать, “жить и царствовать» со Христом долгое время, пребывая в покое. Испытавшие “первое воскресение» (Отк. 20:5) — это те, кто победит и будет царствовать со Христом тысячу лет. Так же, как Бог сохранил жизнь народу израильскому, хотя казалось, что весь народ погиб (Иез. 37:1-14), Он позаботится о том, чтобы жило христианство. Святые, столкнувшись с гонением, наверное, боялись, что их вера будет полностью уничтожена; но они будут жить в покое и царствовать со Христом долгое время после разрушения Рима, который руководил их травлей.
Зачинщик их преследований, сатана, будет ограничен в свободе, кровь святых будет с падением города отомщена, и христианство долгое время не будет испытывать гонений. После этого сатана будет освобожден на короткое время и попытается вовлечь народы в еще одну волну преследований, но Бог остановит его и бросит в озеро огненное (20:3, 7-10).
“Смерть вторая” (20:6) не предполагает второго воскресения, за которым придет еще одна смерть. “Вторая смерть» — это метафора, означающая наказание в «озере огненном» (20:14). Первая смерть — это физическая смерть, а вторая — это огненное озеро.
Заключение
Библия учит нас не будущему тысячелетнему правлению Иисуса на земле, а тому, что Он уже сейчас управляет с небес Своим царством, простирающимся на небо и землю. Царь Иисус восседает на Своем небесном престоле, откуда Он правит с тех пор, как вознесся к Отцу. Он придет вновь не для того, чтобы установить Свое тысячелетнее правление на земле, а для того, чтобы завершить Свое теперешнее владычество. Всякое объяснение, противоречащее этой точке зрения, строится на неверном толковании символического языка и противоречит отрывкам, написанным обычным, буквальным языком.