Бог Есть. С Богом по жизни
Согласно Иисусу, поклонение Богу должно удовлетворять двум требованиям. Оно должно совершаться в духе, и оно должно совершаться в истине. Совершать что-то в истине — значит совершать в соответствии с истиной, или со Словом Божьим (Ин. 17:17). “В духе» — значит иметь должный настрой, или расположение духа. Эти принципы — правильное действие, совершаемое достойно, — должны применяться к каждому акту поклонения. В этом уроке мы конкретно применим их к одной части поклонения — к Господней вечере.
В ИСТИНЕ
Что говорит Божье Слово о вкушении Господней вечери?
Во-первых, оно учит, что Господню вечерю нужно соблюдать. Важность этой духовной трапезы проявляется в том факте, что ее заповедал Господь (Мф. 26:26-29; Mк. 14:22-25; Лк. 22:14-20). Это Он придумал ее. А от Него никогда не исходило ничего незначительного или неважного. Павел, который был избран апостолом после вознесения Иисуса, также получил разъяснения по поводу Господней вечери (1 Кор. 11). Лука записал тот факт, что ранние христиане вкушали ее (Деян. 2:42; 20:7). Любить Бога — значит соблюдать Его заповеди (1 Ин. 5:3). Может ли не вкушающий Господней вечери заявлять, что он любит Бога? Можно ли говорить, что кто-то повинуется Богу, если он не участвует в ней? Чтобы быть верным христианином, человек должен причащаться Господней вечери.
Во-вторых, вкушающий Господню вечерю должен быть достойным ее причастником. Не каждый может достойно вкушать Господню вечерю. Мы должны соответствовать определенным требованиям. Кто может вкушать ее? Иисус обещал, что такая трапеза будет в Его царстве (Лк. 22:29, 30). Значит, только верные жители царства имеют право вкушать ее. Чтобы войти в царство, нужно обратиться, или, как сказано в другом месте, нужно родиться свыше (Мф. 18:5; Ин. 3:3-5). Закон обращения изложен очень ясно в Новом Завете (Мф. 28:19, 20; Mк. 16:15, 16; Лк. 24:46, 47; Деян. 2:38). Исполнив эти условия, человек рождается свыше, обращается, и поэтому становится подданным царства. Только подданные этого царства имеют право на его привилегии.
Кроме того, вечерю нужно вкушать в правильное время. Ранние ученики устраивали ее в первый день недели (Деян. 20:7). Так что у нас есть новозаветный пример ее соблюдения в этот день. Именно в этот день Иисус восстал из мертвых. И Бог объединил этот день с памятной трапезой. Человек да не разъединяет то, что соединил Бог. Кроме как в первый день недели, Господня вечеря не будет вкушаться в истине, или не будет истинной, — в “страстную» ли пятницу или в какой иной день. Кто-то сказал: “Господень день без Господней вечери — все равно, что роза без благоухания, медовые соты, из которых выкачали всю сладость».
Тот, что хочет вкушать Господню вечерю достойно, должен делать это регулярно. Как часто? Выражение “первый день недели” говорит, что каждую неделю. В Ветхом Завете есть повеление: “Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). Там не сказано “каждую субботу», но подразумевается именно это. Разве слова “первый день недели” не указывают на еженедельную практику?
Человеку всегда хочется что-то изменить. Вспомните Надава и Авиуда (Лев. 10), которые принесли для служения чуждый, не приемлемый для Бога, огонь. Нееман вначале захотел внести изменения в повеление пророка, но в конце концов послушался и был исцелен (4 Цар. 5). Фарисеи не были угодны Богу, потому что истину подменили многими человеческими учениями (Мф. 15:9).
Господня вечеря особенно подверглась изменениям со стороны человека. Некоторые даже бесквасный хлеб и виноградный сок подменили чем-то другим! А ведь эти символы были включены в трапезу божественной властью, и подмена недопустима. Некоторые изменили день и вкушают Господню вечерю не в первый, а в другой день недели. Многие отменили еженедельное соблюдение вечери и дни памяти устраивают раз в год, раз в полгода или раз в квартал. С Господней вечерей дело обстоит так же, как и с другими вещами: подмена искажает смысл, извращает суть. Вечерю нужно совершать “в истине». Когда в богослужение входит подмена, истина уходит.
В ДУХЕ
Глава 11 Первого послания к коринфянам была адресована церкви Христа, члены которой оскверняли священную трапезу. Они совершали её когда положено и не заменяли еженедельное соблюдение какими-то особыми днями памяти. Однако они утратили дух вечери. В своем письме к коринфянам Павел указал, как нужно правильно ее соблюдать.
Он сказал, что необходимо испытывать себя (ст. 28). Мы должны всматриваться не в других, а в самих себя. Господня вечеря направлена внутрь.
Павел также предупреждал коринфян — и нас — быть внимательными к тому, как мы вкушаем Господню вечерю, ибо достойное ее вкушение возвещает смерть Господа (ст. 26, 27).
Вкушая ее, мы проповедуем! Пусть каждый будет очень внимательно следить за тем, чтобы есть и пить «достойно”. Давайте вести себя благоговейно и почтительно. Поведение тех, кто причащается легкомысленно, бывает просто отвратительно. Господня вечеря направлена наружу.
Установленная Христом памятная трапеза должна уводить наши мысли в прошлое. “В Мое воспоминание” (ст. 25). Мы должны думать о голгофской трагедии. Оком веры разум христианина вглядывается сквозь разделяющие нас века. Оно видит Христа, умирающего за наши грехи; Господня вечеря направлена назад.
Павел говорил, что всякий раз, когда мы едим хлеб и пьем чашу, мы смерть Господню возвещаем, «доколе Он придет» (ст. 26). Христианин, участвуя в Господней вечере, возвещает свою веру во второе пришествие Христа. И делать это надо, “доколе Он придет”. Считается, что единственное событие, которое может освободить церковь от обязанности приготовления Господней вечери — это пришествие Господа! Господня вечеря направлена вперед.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие коринфские христиане были духовно немощны и больны из-за недостойного соблюдения Господней вечери. Без сомнения, есть много членов тела Христова сегодня, которые страдают духовно по той же причине. Давайте же внимательно отнесемся к тому, чтобы соблюдать Господню вечерю в духе и истине.