Помог ли он человечеству?
Исследование Писания
(Бытие 7)
Мы знаем, что история суда над миром и спасения Ноя закончилась на позитивной ноте: Ной сделал всё, что «повелел ему Бог» (6:22). Как только ковчег был построен, Бог велел Ною войти в него (7:1–10), чтобы не пострадать от надвигавшегося потопа (7:11–16). Воды потопа накрыли землю и смыли всё живущее на земле; спаслись только те, кто укрылся в ковчеге (7:17–24).
Божье повеление войти в ковчег. (7:1–10)
«И сказал Господь Ною: «Войди ты и всё семейство твоё в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде этом; и всякого скота чистого возьми по семи, мужского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли. Ибо через семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей и истреблю всё существующее, что Я создал, с лица земли». Ной сделал всё, что Господь повелел ему. Ною же было шестьсот лет, когда потоп водный пришел на землю. И вошёл Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сыновей его с ним в ковчег от вод потопа. И из скотов чистых, и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною. Через семь дней воды потопа пришли на землю».
Стих 1. Через много лет после повеления построить ковчег Бог сказал Ною, чтобы он вошёл в судно со всей своей семьёй, потому что увидел его праведным. Эти слова резко контрастируют с развращённостью, которую Господь «увидел» в 6:5, а также с увиденным в 6:11 растлением и испорченностью земли. Бог снова говорит, что увидел Ноя «праведным». Здесь выражена та же мысль, что и в 6:9. Это не означает, что Ной, исполнив Божьи повеления при строительстве ковчега, заработал в глазах Господа положение праведника.
Стихи 2, 3. Бог сказал Ною: «и всякого скота чистого возьми по семи, мужского пола и женского… также и из птиц небесных по семи, мужского пола и женского». В еврейском тексте буквально сказано, что Бог велел Ною взять в ковчег «семь семь» из всех «чистых» животных и птиц. Возникает вопрос: означает это выражение семь или четырнадцать чистых тварей каждого вида. Сперва может показаться, что это всего семь разных животных и птиц, но затем текст уточняет: «мужского пола и женского». В Восстановительном Переводе, Российском Библейском Обществе и Современном Переводе сказано «семь пар» всех чистых животных и птиц. Так понимать, видимо, правильно, поскольку после выражения «по семи» идут слова «мужского пола и женского», указывающие на семь пар каждого вида. Бог также велел Ною взять в ковчег из скота нечистого. Нужно было сохранить по два (или «по одной паре»; Современный Перевод) каждого вида: мужского пола и женского (см. 6:19). Следуя этим инструкциям, Ной после потопа сохранит все эти виды для земли.
Различие между чистыми и нечистыми животными и птицами существовало ещё задолго до передачи закона Моисея. Это не доказывает, как полагают некоторые, что более поздние иудейские писатели спроецировали назад, в прошлое, свои Моисеевы законы. Однако это подчёркивает, что Бог очень рано провёл различие между животными и птицами, которых можно было приносить в жертву (чистыми), и теми, которые были неприемлемы для жертвоприношения (нечистыми). Эти же правила вошли в закон Моисея (Лев. 11:1–47; Втор 14:3–20) и действовали до того момента, когда система жертвоприношений исчерпала себя и была устранена жертвой, однажды и навсегда принесённой Иисусом на кресте (Евр. 7:27; 9:12, 28; 10:10).
Стих 4. Библия не говорит, сколько времени прошло с того момента, как Бог впервые объявил, что пошлёт потоп, но не исключено, что достаточное количество лет, чтобы у Ноя было время построить ковчег. В стихе 4 Господь выражает неотложность, потому что время Его долготерпеливой благодати для предпотопного поколения почти закончилось. Больше не откладывая — уже через семь дней, — Он пошлёт дождь на землю, который будет идти сорок дней и сорок ночей. Ливень будет таким разрушительным, что всё существующее, что Бог создал, истреб[ится] с лица земли.
Стих 5. Автор снова восклицает, что Ной сделал всё, что Господь Бог повелел ему. Это почти дословное повторение 6:22 иллюстрирует, что Ной последовательно исполнял Божьи повеления. Такое утверждение, наверняка, представляло важность для израильтян (и позже для христиан), которым нужно было усвоить, что повиновение крайне необходимо, если Божий народ надеется на Его благословения.
Стихи 6, 7. И вошёл Ной, и сыновья его, и жена его, и жёны сыновей его с ним в ковчег — «восемь душ» (1 Пет. 3:20). Согласно 7:6, Ною уже было шестьсот лет, когда начался потоп. Эта информация вкупе с сообщением о возрасте Ноя в 5:32 указывает на то, что к моменту наводнения, по крайней мере, одному из его сыновей было около ста лет (см. комментарии к 10:21; 11:10). Текст не говорит о рождениях других детей после потопа, хотя Ной прожил ещё «триста пятьдесят лет» (9:28).
Стихи 8, 9. Эти стихи информируют нас, что Но[й] сделал всё так, как Бог указал ему в 7:2, 3, взяв с собой в ковчег скотов чистых и нечистых, а также птиц и пресмыкающихся по земле. Животные вошли по паре, мужского пола и женского, согласно Господнему повелению.
Некоторые комментаторы утверждают, что между 7:2, 3 и 7:8, 9 существует расхождение и причиной тому разные источники, которые использовал автор книги Бытия. Однако между этими стихами нет никакого противоречия. Первый отрывок говорит, что спасти от потопа надлежало по семи пар чистых и одной паре нечистых животных, а второй — что в ковчег вошли парами как чистые, так и нечистые животные. У автора не было причины в 7:8, 9 снова конкретно упоминать семь пар чистых животных.
Стих 10. Через семь дней, как и предсказал Господь, начался потоп. Вокруг того, как Ной и его семья провели последнюю неделю перед тем, как разлились воды потопа, существует множество домыслов. Некоторые полагают, что Ной продолжал проповедовать нераскаявшимся членам своего общества. Возможно, он и его семья пребывали в молитве и оплакивании своего погибшего поколения. Согласно другой версии, эту неделю они просто жили в своей комнате в ковчеге, готовя её для будущего долгого пребывания в ней. Хотя одна или даже две из первых гипотез возможны, последнюю нужно исключить, потому что стихи 12 и 13 указывают на то, что дождь начался в тот же день, когда Ной с семьёй вошли в ковчег. Нам не даются точные детали относительно того, что они делали в последние семь дней до потопа. Форма еврейского глагола, в стихе 13 переведённого как «вошёл» (ба), указывает на то, что в тот день, когда начался дождь, семья завершила вхождение в ковчег. Наверное, они размещали всех животных, птиц и пресмыкающихся в их отсеках и гнёздах, а также грузили последние съестные припасы, которые понадобятся им для поддержания жизни на протяжении года, прежде чем они покинут судно.
Начало потопа (7:11–16)
«В шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в этот день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В этот самый день вошли в ковчег Ной и Сим, Хам и Иафет — сыновья Ноя, и жена Ноя, и три жены сыновей его с ними. Они и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые. И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие мужской и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним ковчег».
Стих 11. Приводятся точные даты важных событий потопа: наводнение началось в шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца. Использование этих точных периодов времени в рассказе о потопе говорит в пользу его историчности. А вот месопотамские рассказы о потопе не имеют исторических рамок в своей мифологии. Но даже с этой точной информацией датирование «второго месяца» не имеет определённости, потому что в своей истории иудеи использовали два разных календаря. Согласно гражданскому (или сельскохозяйственному) календарю, первый месяц выпадал на осень (см. Исх. 23:16; 34:22), а согласно религиозному календарю, первый месяц был весной (Исх. 12:2, 18; Втор. 16:1, 6). Упоминание «сеяния» в Быт 8:22, а также сообщение, что Ной, выйдя из ковчега, «начал возделывать землю и насадил виноградник» (9:20), создаёт впечатление, что, когда он с семьёй вошёл в ковчег и вышел из него спустя год и десять дней, была осень (8:14–19). Если для счисления времени в этом тексте был принят лунный календарь (354 дня), тогда время, проведённое Ноем в ковчеге (год и одиннадцать дней) эквивалентно солнечному году (365 дней).
«В семнадцатый день месяца» начался обратный ход сотворения, когда воды над землёй и на земле вновь соединились (см. 1:7). В момент этого «антисотворения» мира разверзлись все источники великой бездны. Очевидно, в этом процессе участвовали также подземные воды (подземные реки и ручьи) и, возможно, геотермальные воды, находившиеся под земной корой.
Кроме того, окна небесные отворились. «Окна» — буквальный перевод еврейского слова руббах. Данный термин не следует понимать в прямом смысле, как делают некоторые. Это просто образное описание бурного потока катастрофического дождя, разрушавшего старый мир, изливаясь через эти «окна». Позже в Библии говорится, что Бог открывает эти самые образные «окна», чтобы излить на Свой народ благословения (4 Цар. 7:2, 19; Мал. 3:10).
Стих 12. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. Этот стих демонстрирует, что высказанное в 7:4 обещание Господа исполнилось. Продолжительность ливня — гораздо больше месяца — указывает на огромную величину потопа.
Стих 13. То, что сначала упоминаются Ной и его сыновья, Сим, Хам и Иафет, а уж потом жена Ноя и три жены сыновей его, подчёркивает в повествовании патриархальность мировоззрения. Ной и его сыновья всегда упоминаются прежде жены Ноя и жён его сыновей (6:18; 7:7, 13; 8:18). По имени не названа ни одна из женщин: ни жена Ноя, ни жёны троих его сыновей. Как и жена Иова (Иов. 2:9, 10), жена Ноя известна только относительно своего мужа.
Хотя об этих участницах предпотопной истории мы знаем мало, мы знаем достаточно: они были исключением из того морального падения, которое началось с Ламеха (4:19) и продолжилось вплоть до потопа (6:5). Все четверо состояли в моногамных браках. В семье Ноя было всего восемь человек (1 Пет. 3:20), и первое упоминание о благочестивом потомке Сифа, который имел несколько жён, появляется только в рассказе об Аврааме.
Стихи 14, 15. Автор возобновляет с добавлением подробностей изложение того, что он уже рассказал в 7:6–10: как в ковчег вошли Ной с семьёй, а также разные звери, скот, пресмыкающиеся и птицы. Сообщение, что они вошли к Ною в ковчег, возвращает нас назад, не только к 7:9, но и к 6:19, 20. Ною не пришлось искать всех этих животных; Бог Сам привёл их к нему. Сцена напоминает ту, в которой Бог в Эдемском саду привёл животных к Адаму, чтобы тот дал им наименования (2:19). Теперь они пришли к Ною по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни. Эти слова повторяются из 6:17, где фраза «всякая плоть, в которой есть дух жизни» была употреблена по отношению к тем, кого ожидало истребление. В отличие от тех, эти создания спасутся, найдя убежище в ковчеге.
Стих 16. Причиной включения повторной информации могло быть желание подчеркнуть решающий акт веры, который был необходим этим восьми верным душам, которые без колебаний вошли в ковчег и не попятились, когда затворил Господь Бог за ним ковчег. Окажется ли для них ковчег спасительным убежищем от бушующей стихии за бортом или станет могилой, из которой им не выбраться, так как Господь наглухо закрыл их внутри? С человеческой точки зрения, не было никакой гарантии успеха; у них было только обещание Господа. Поскольку вокруг были действительно неизведанные воды, где до этого не ходил ни один моряк, то Ною и его семье нужна была великая вера, чтобы полностью отдаться в руки Бога, когда они вошли в ковчег и услышали, как за ними затворилась дверь (Евр. 11:7).
Умножение и возвышение воды (7:17–24)
«И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю. Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скот, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — всё истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».
Стих 17. Сообщение, что продолжалось на земле наводнение сорок дней, повторяется из 7:12, где тоже сказано, что дождь шёл «сорок дней и сорок ночей». Обилие дождя привело к тому, что умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю. После того как дождь прекратился, вода продолжала прибывать, возможно из подземных источников и по причине таяния ледников.
Стихи 18–20. Кроме того, текст говорит, что вода усиливалась с тремя результатами. (1) Она умножалась, так что «ковчег плавал по поверхности вод» (7:18). (2) Она «усилилась… чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (7:19). (3) Она поднялась «на пятнадцать локтей… и покрылись все высокие горы» (7:20).
Слово габар, в 7:18–20 переведённое как «усиливалась/усилилась», означает «быть сильным». Оно часто употребляется при описании сильных воинов, участвовавших в смертельных схватках с врагами, например, проявлявшие доблесть «храбрые» люди Давида (2 Цар. 23:8–39; 1 Пар. 11:26–47). В понимании евреев Яхве был истинным «Владыкой царей» (Дан. 2:47), которого провозгласили великим воином, когда Он одержал победу над войском фараона у Красного моря (Исх. 15:1–18). Так, Господь продемонстрировал Своё «могущество», создав искупленный народ, Израиль (Пс. 105:8; 144:4, 11, 12). Его величайшие деяния силы (габар) были продемонстрированы в грандиозном сотворении и управлении Им вселенной — миром и всеми населяющими его формами жизни (Пс. 64:6–14; 88:10–14).
Книга Бытия сообщает, что в начале сотворения Бог отделил воду, покрывавшую землю, поместив какое-то количество воды над «твердью», чтобы появилась суша и на земле началась жизнь (1:2–9). Во время же великого потопа воды вверху снова соединились с водами внизу, как могучие символические воины, вырвавшиеся из заточения, чтобы воевать с каждым живым существом на земле. Божье деяние силы дало обратный ход сотворению, неся смерть всем людям, животным, птицам и пресмыкающимся, кроме тех, кто нашёл божественное убежище в ковчеге.
Стихи 21–24. Совершенно очевидно, что описание потопа в этом рассказе носит вселенский характер: «покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (7:19), и «лишилась жизни всякая плоть… и все люди» (7:21). Погибло «всё, что имело дыхание духа жизни» (7:22). Великий потоп «истреб[ил] всякое существо, которое было на поверхности земли». Текст подтверждает, что «остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (7:23). Глава завершается словами: «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (7:24).
Простое, без мудрствования, чтение этих стихов имеет своим результатом признание того, что все горы покрыл и все живые существа, кроме находившихся в ковчеге, погубил вселенский (глобальный) потоп, и всё же многие утверждают, что это был локальный потоп, ограниченный районом древней Месопотамии. Они заявляют, что геологические и археологические свидетельства не подтверждают наличие такой всемирной катастрофы. Такие же аргументы приводятся и в научном обществе для опровержения сотворения мира, животных и самого человека. Обсуждение того, что можно или нельзя доказать научным путём относительно потопа, выходит за рамки данного комментария, однако важно помнить, что наука ограничена в своей способности подтверждать или опровергать события древнего прошлого. Примечательно, что во всём мире на высоких горах находят окаменелости рыб, что можно естественно ожидать после всемирного потопа.
Нужно позволить говорить самому тексту. Может быть полезно представить имеющиеся главные библейские аргументы как в пользу всемирного потопа, так и против него. Что касается второго взгляда, то отмечается, что еврейское слово, означающее мир в целом (тебел; см. Иов. 34:13), в этом рассказе не используется. В данном отрывке употреблён термин эрец, переводимый как «земля». Хотя эрец действительно может означать сравнительно небольшую территорию, как, например, «земля» ханаанская (восемь раз в 12:1–10) или другие ограниченные территории (2:11–13; 4:16; 10:10; 11:2), в 1:1, 2 и 2:4 этот термин также употребляется по отношению ко всему земному шару. Поскольку данный термин появляется в рассказе о сотворении, то логично толковать его таким же образом и в рассказе об истреблении Богом всего сотворённого с помощью потопа.
Другой вытекающий из текста аргумент касается употребления еврейского слова кол, который восемь раз в этом разделе о потопе переведён как «все», «всем», «всякая», «всё» (7:19–23). Иногда, употреблённое автором в локальном смысле, оно не несёт в себе оттенка «всемирности» (41:57; Втор. 2:25). Точно так же в Новом Завете используется греческое слово пас («все» или «всякий») (Деян. 2:5; Кол. 1:23). Однако подобная аргументация неубедительна. Вселенский характер слова кол обязателен в рассказе о сотворении в 1:21, 26 и, представляется, имеет тот же смысл в рассказе об истреблении сотворения (7:19–23). Если строго следовать позиции библейского текста, то скорее всё-таки будет правильным взгляд на потоп как на всемирный.
facebook.com