В чем ценность царства Божия.
Бог Есть.
(Мф. 13:44-46)
Большинство проповедников умеют из небольшой истины сделать продолжительную проповедь. Со Своей стороны, Иисус мог взять огромную истину и сжать ее до короткого, яркого утверждения.
В этом уроке мы изучим два коротких, но исполненных огромной силы утверждения Иисуса — две притчи, содержащиеся лишь в трех стихах:
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:44-46).
Притча о скрытом сокровище
Мф. 13:44 начинается словами: “Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле». Мысль о том, чтобы спрятать сокровище на поле, может показаться нам странной, но слушатели Иисуса утвердительно кивнули бы головами. В те дни, если кто-то клал деньги или другие ценности в банк, то сбережения могли и не оказаться там, когда за ними приходили, чтобы забрать. Многие, поэтому, зарывали свои драгоценности в землю (как тот человек с одним талантом в Мф. 25:18).
Была еще одна причина, по которой некоторые прятали свои драгоценности в землю. Это был страх перед нападением соседних народов, которое могло произойти в любое время. Палестина была расположена между Египтом и Месопотамией. В далеком прошлом иноземные полчища не раз проходили через эту землю, все сметая на своем пути. Ни на один кусочек земли не было пролито столько крови, как за Палестину. Богачи готовились к неминуемым вторжениям, деля свое имущество на три части. Одной третью они пользовались, как оборотным капиталом. Одну треть они обращали в драгоценности и товары, которые легко можно было перевозить. Их они хватали и уносили с собой, когда убегали от завоевателей. Последнюю треть они закапывали в землю. Она становилась их оборотным капиталом, когда бои заканчивались, и они возвращались. Иногда, однако, они не возвращались. Поэтому Палестина была буквально нашпигована зарытыми сокровищами.
Притча Иисуса — о спрятанном сокровище. Мысль о спрятанном сокровище завораживает нас. Во всех уголках мира существуют легенды о скрытых богатствах. Это либо пиратские клады, либо сундуки с драгоценностями на затонувших кораблях, либо заброшенные золотые копи. Не так давно в Вако, штате Техас, произошел такой случай. Двое мужчин решили, что на их участке Джесси Джеймс когда-то захоронил сейф с деньгами и другими ценностями. Джесси Джеймс был известным бандитом в первые годы существования США. В телевизионном репортаже показали, как они следят за бульдозеристом, командуя, где ему копать. Последнее, что я слышал, это то, что они потратили 140 тысяч долларов на свой проект, и все, что они могли продемонстрировать, была большая яма.
Но притча Иисуса не только о спрятанном сокровище, но и о найденном сокровище: “…которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то» (ст. 44).
Мы можем предположить, что тот человек был бедным. Поле, на котором он работал, ему не принадлежало. Он был простым работником, возможно, даже слугой того человека, которому принадлежало поле. Сценарий мог бы развиваться следующим образом: человек медленно вскапывает или перепахивает поле. В его взгляде безнадежность. Сегодня было то же, что и вчера, и завтра будет, как сегодня. Его жизнь представляет собой бесконечное чередование: тяжелая работа, сон без сновидений, тяжелая работа, сон без сновидений.
Но вот лезвие его орудия ударяется во что-то твердое. “Наверное, камень», — думает он. Его хозяин наказывал ему выбрасывать все камни с поля, поэтому, ворча, он становится на колени и пытается вытащить его из земли руками. Однако, на ощупь предмет не похож на камень. Он прямоугольной формы. Но вот предмет полностью освобожден от земли. Сердце работника начинает сильно биться: перед ним крышка сундука! Он открывает сундук и видит, что он наполнен монетами и драгоценными камнями. Да это же целое состояние, какое он и представить себе не мог!
Человек оглядывается. Поблизости никого. Он быстро закрывает сундук и закапывает его обратно в землю, бормоча: “Что же делать?” Затем громко и торжествующе восклицает: “Знаю, что делать!”
Бросив орудия на поле, он бежит домой и начинает собирать все, что можно продать. Его жена входит в комнату. На ней единственная ценная вещь, какая у них есть: ожерелье, подаренное жене ее матерью. Он срывает ожерелье с ее шеи. Жена ахает, затем начинает кричать: “Что ты делаешь? Ты что, с ума сошел?”
Он широко улыбается: «Я собираюсь продать это!”
“Продать? Но это единственная драгоценность, которая у меня есть!”
Направляясь к двери, он бросает через плечо: “Женщина, скоро ты будешь вся усыпана драгоценностями!”
«Да уж, конечно», — говорит она, указывая на свое латаное-перелатаное платье. — “Они будут так прелестно смотреться с моим чудным одеянием».
Он не слышит ее саркастических слов. Он устремляется по дороге, зажав украшение в руке, напевая и ведя свою козу и осла, нагруженного добром. Вскоре он продает все, что имеет и, наконец-то, покупает поле. Теперь можно порадоваться: “Теперь оно мое; действительно мое!”
Мы не будем вдаваться в моральные, юридические и этические аспекты этой истории. Мы не знаем, правильно или неправильно поступил тот человек. Некоторые считают, что раввинские законы давали ему юридическое право претендовать на то богатство, которое он нашел, и что он купил это поле просто для того, чтобы быть уверенным, что никто не будет оспаривать его право. Так это было или нет, неважно: сущность притчи в другом. Как правило, каждая притча Иисуса учит какой-нибудь одной истине. Этому есть несколько исключений, например, притча о сеятеле, которую можно найти чуть выше в Мф. 13 (особенно см. ст. 18-23); это те “исключения, которые доказывают правило». Мы не должны вдаваться в детали, примеряя их на себя, но мы должны определить основную мысль, которую Иисус хотел запечатлеть в наших умах. Если бы мы так поступали, мы бы попали в весьма щекотливое положение, в частности, в притче о настойчивой вдове в Лк. 18:1-8. Если бы мы попытались провести параллель с нашей жизнью по каждому вопросу, мы могли бы сделать Бога судьей, который не заботится о людях!
Посмотрите еще раз на эту притчу в одном стихе, и вы увидите, что упор делается не на человеке, а на сокровище. “Царство Небесное подобно сокровищу…” Иисус подчеркивает, что царство небесное — сокровище, самое удивительное, самое ценное, самое драгоценное сокровище, которое можно себе представить!
Притча о драгоценной жемчужине
Стих 45 начинается со слова: “Еще». Понятие царства слишком широкое, чтобы охватить его в одной притче, поэтому Иисус рассказывает еще одну. “Подобно Царство Небесное купцу” (ст. 45). В предыдущей притче основной упор сделан на богатстве. Сейчас же в центре внимания человек.
Человек искал “хороших жемчужин” (ст. 45). В предыдущей притче человек нечаянно наткнулся на сокровище. Он не искал его; он просто выполнял свою работу и случайно обнаружил его. В этой же человек искал. Так и с истиной: есть такие, которые спотыкаются об истину, но признают ее и с радостью принимают, а есть такие, которые ищут ее.
В Ин. 3 и 4 дается пример обоих случаев. В главе 3 Никодим приходит к Иисусу в поисках ответов и находит Мессию. В главе 4 самарянка приходит за водой и натыкается на истину о Христе. В Деян. 8 и 9 мы находим еще одну иллюстрацию. В Деян. 8 эфиопский вельможа путешествует, читая Библию, надеясь в ней найти ответы. В Деян. 9 Савл находится в пути, стремясь уничтожить всех христиан на земле. К концу своего путешествия оба они познают истину об Иисусе.
Почему вы посещаете богослужения? Вы ищете истину? Вы хотите найти цель в жизни? Вы хотите сделать свою жизнь более полной и возвышенной? Вы потому посещаете богослужения, что хотите провести вечность с Богом? Или причина не такая возвышенная? Причина — не самое главное. Самое главное, способны ли вы распознать ценность сокровища, когда вы видите его, и есть ли у вас горячее желание владеть этим найденным вами сокровищем.
Но вернемся к нашей истории. Человек искал “хороших жемчужин”. Жемчуг и в наши дни в большой цене, а в библейские времена он считался еще более драгоценным. Люди не только любили приобретать его и смотреть на него; они любили щупать и гладить его. Им нравилось ощущать его гладкую прохладу и заглядывать в их молочную глубину. Для многих жемчуг обладал почти мистическими чарами. Человек, занимавшийся куплей-продажей хорошего жемчуга, считался важным человеком, а его товар — бесценным.
Жемчуг уникален. Большинство драгоценных камней образуется в земле под воздействием температуры и давления в течение многих тысяч лет, а жемчужины образуются даже в то время, как вы читаете эти строчки. Песчинка попадает в раковину устрицы. Песчинка раздражает устрицу, и она выделяет плотный, молочного цвета секрет, обволакивающий песчинку тонкой пленкой. Для устрицы наступает облегчение, пока пленка не отвердевает. Затем она снова покрывает раздражающую частичку жидкостью. Процесс продолжается до тех пор, пока не образуется жемчужина. Говорят, что жемчужина — это единственная драгоценность, которая создается в результате страдания. Раньше жемчужины добывали в лишь в отдельных местах земли: кое-где в Средиземноморье, на Красном море, в Персидском заливе и в Британии.
Этот человек искал жемчужины, но не просто жемчужины. Он искал “хорошие жемчужины”. Он искал самое лучшее. Поскольку жемчужины образуются случайным образом, могут возникнуть разные их виды. Иногда жемчуг не имеет идеально круглой формы. Иногда он очень мелкий. Иногда цвет не однороден. В сознании купца, однако, существовал идеал — образ чего-то, что он вряд ли рассчитывал найти, но с чем сравнивал все жемчужины: образ совершенной жемчужины. Благодаря тому, что он имел дело с тысячами жемчужин, он умел определять их ценность.
И вот однажды произошло удивительное — такое, что случается один раз в тысячу лет: он нашел свой идеал, свою совершенную жемчужину! Увидев же ее, он не колебался и не торговался за цену. Напротив, “нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (ст. 46).
И в этой притче не следует уделять внимание деталям. В первом случае человек получил очень много, заплатив мало. В данной притче человек заплатил сполна. Однако, не деньги, будь их много или мало, являются центральной темой в обеих притчах. Спасение нельзя купить за деньги; оно может быть куплено лишь кровью Иисуса. Ни вы, ни я не можем купить, заработать или заслужить духовного благословения. Каков же тогда урок, которому Иисус хочет нас научить в притче о драгоценной жемчужине? Человек нашел сокровище такое удивительное, что он был готов отдать все, что у него было, чтобы обладать им! Если бы мы попытались подытожить обе притчи, это звучало бы таким образом: Царство Небесное — самое ценное, самое дорогое, самое желанное приобретение в мире!
Что это за царство.
Что же это за ценность такая — “царство небесное»?
Первая мысль — что речь идет о небесах, поскольку “царство — небесное”. Иногда слово “царство» в этом смысле и употребляется, но не в данном случае. Марк и Лука, записывая одну и ту же основную группу притчей, пользовались фразой “царство Божье» (Mк. 4:11, 26, 30; Лк. 8:10). Давайте перефразируем вопрос: что такое “царство Божие», которое так ценно?
Выражение “царство Божие» можно найти повсюду в Писаниях. В основном, слова эти относятся к правлению Бога над Своим царством. Иногда в Библии это относится ко всему миру и даже ко всей Вселенной, ибо все находится в ведении Бога. Однако, чаще этой фразой обозначают особое правление Бога в сердцах и жизни Его народа — тех, кто подчинил себя Его власти. В Ветхом Завете это было царство Израиля, потому что на горе Синай израильтяне заключили договор с Богом.
Изучая Ветхий Завет, мы узнаем, однако, что израильтяне ждали особого царства, которое будет установлено (см. Дан. 2:44), которым будет править царь, известный, как “Мессия” (см. Дан. 9:25, 26). Слово “Мессия” означает “помазанник”. Царей Израиля называли «помазанниками Господними» (см. 1 Цар. 24: 10; 26:9). Тема о том, что придет Мессия и установит Свое царство, красной нитью проходит через весь Ветхий Завет.
Иисус был тем ожидаемым Мессией. По-гречески слово “Мессия” — “Христос”. Когда Иисус, который Христос, пришел, Его вестью было: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Другими словами, «пришло время для исполнения всех обещаний и пророчеств Ветхого Завета относительно царства». Когда Иисус говорил о царстве, Он подчеркивал: “Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Его правление должно было быть правлением духовным.
Мир с этим не соглашается. Если тех, кто в миру, спросить, что они считают самым ценным, то многие ответят: “Славу”. Когда мужчины и женщины приобретают известность, входят в эти «покои славы», большинство из них говорит: “Это самый важный день моей жизни, вершина лет, которые я прожил!” Другие могут ответить, что богатство и власть — вот по-настоящему значимые вещи.
Трудно не быть вовлеченным в систему ценностей мира. Представьте себе огромную комнату. В одной стене комнаты много дверей. На одной двери написано: “Слава», на другой: “Власть», на третьей: “Богатство», еще на одной: “Популярность”. Перед этими дверьми огромные очереди людей, которые толкаются, чтобы занять поудобней позицию, все пытаются пробиться вперед поближе к двери. На противоположной стене едва заметная в темном углу крошечная дверь с табличкой: “Царство Небесное». Перед этой дверью горстка людей. Если вам случится быть среди этой небольшой группы, вам трудно будет не смотреть на другие двери и массы людей перед ними и не думать, что вы, возможно, упустили что-то важное.
Запомните главную мысль Иисуса в двух притчах, хорошо ее усвойте: невзирая на то, сколько людей выстраивается в очереди перед дверьми, ведущими к земному успеху, истинно ценным является царство Божье! Герои притчей смогли распознать истинную ценность, когда увидели ее, и готовы были заплатить сполна, чтобы обладать ею.