До сих пор все великие земные царства и империи падали и разрушались.
Бог Есть.
(Дан. 2:31-44)
“И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:44).
Будучи пророком Божьим, Даниил рассказал царю Навуходоносору об огромном “истукане”, которого царь увидел во сне. Его “блеск” был “чрезвычайным”, “вид его был страшен” (Дан. 2:31). Голова истукана, представлявшая царство Навуходоносора, была из “чистого золота” (Дан. 2:32, 38). “Грудь его и руки его”, означавшие другое царство, которое должно было прийти на смену царству Навуходоносора, были из “серебра” (Дан. 2:32, 39). “Чрево его и бедра его” были “медные”; они символизировали третье царство, “которое будет владычествовать над всей землей” (Дан. 2:32, 39). “Голени его” были “железные, ноги его частью железные, частью глиняные” и указывали на “четвертое царство, которое будет крепко, как железо” (Дан. 2:33, 40, 43).
И вот “камень оторвался от горы без содействия рук”. Этот камень “ударил и разбил” истукана (Дан. 2:34, 45). “Камень, разбивший истукана, сделался великой горой и наполнил всю землю” (Дан. 2:35). Как камень разбил истукана, так и пятое царство — воздвигнутое “Богом небесным” — сокрушит и разрушит четыре царства, а само “будет стоять вечно” (Дан. 2:44).
Даниил нарисовал словесную картину грядущей истории. Исаия ранее уже назвал Вавилон “золотым городом” (Ис. 14:4). Даниил сказал Навуходоносору: “Ты — это золотая голова” (Дан. 2:32, 38). Историки утверждают, что его империя просуществовала с 606 по 539 г. до н. э.
“Грудь и руки из серебра” истукана (Дан. 2:32) указывали на серебряные украшения, которые носили воины Мидо-Персидской империи (539-333 гг. до н. э.).
Медные (бронзовые; Современный Перевод) “чрево и бедра” означали Греческую империю Александра (333-63 до н.э.), воины которой носили доспехи из бронзы.
Ноги из железа и ступни “частью железные, частью глиняные” (Дан. 2:43) указывали на Римскую империю (63 г. до н. э. — 476 г. н. э.). Римские императоры носили короны, сделанные из железа.
К сожалению, перевод Библии на английский язык под названием “Новая Библия толкователя” не рассматривает Рим как четвертое царство в видении Даниила. Если оба царства — и серебряное, и медное — символизируют Мидо-Персидскую империю, тогда обещание Бога воздвигнуть несокрушимое царство в эпоху железной империи (Дан. 2:44) не было выполнено.
Ошибочность такого толкования видна из трех фактов. (1) Ясно, что Мидия и Персия считаются одним царством. “Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари мидийский и персидский” (Дан. 8:20). (2) Четвертое царство гораздо сильнее любого из всех предыдущих. У него есть твердость железа в противоположность золоту, серебру или меди. Такое можно сказать о Римской империи, но не о царстве Александра. (3) Это видение должно было исполниться в “последние дни” (Дан. 2:28; 10:14). Авторы Нового Завета отождествляли “последние” дни с христианской эрой, которая включает в себя и время правления римских цезарей (Деян. 2:16, 17; Евр. 1:1).
После того как Даниил описал четыре рукотворных царства, то есть созданных с помощью военной мощи, он затем описал пятое царство, “не руками” созданное (Дан. 2:44, 45). Оно должно было появиться в “последние” дни (Дан. 2:28). В то время, когда всем правил Рим, железное царство, Иисус, основываясь на учении Даниила, объявил, что “исполнилось время и приблизилось Царство Божие” (Мк. 1:15).
Царство, о котором пророчествовал Даниил, на самом деле уже так “приблизилось”, что Иисус сказал окружавшим Его, что некоторые из них увидят Царство Божие, “пришедшее в силе” (Мк. 9:1). Эта сила пришла в день Пятидесятницы, в воскресенье 28 мая 30 г. н. э. в городе Иерусалиме (Деян. 1:8; 2:1-4).
В тот день впервые было объявлено, что Иисус вознесся на небо, чтобы воссесть на престол Давида (Деян. 2:30). Престол Давида стал духовным — царством, созданным “не руками”, без военной силы. В отличие от Римской империи, царство Иисуса “не от мира сего” (Ин. 18:36).
Отличаясь даже от царства Давида, царство Иисуса невидимо, оно находится “внутри” (энтос, Лк. 17:21) его жителей. По самой своей сущности это не внешнее, а внутреннее царство “праведности, и мира, и радости в Святом Духе” (Рим. 14:17).
Как только кающиеся верующие в Иисуса погребаются “с Ним в крещении”, Бог их вводит в “Царство возлюбленного Сына Своего” (Кол. 2:12; 1:13). Их “жительство — на небесах” (Фил. 3:20), но в этом мире они считаются “домом Божьим”, именуемым “Церковью Бога живого” (1 Тим. 3:15).
Церковь является исполнением “предвечного определения” “единого премудрого Бога”, осуществлением того, “во что желают проникнуть ангелы” (Рим. 14:26; Еф. 3:10, 11; 1 Пет. 1:12). Бог прославляется, и ангелы радуются, когда смотрят с небес и видят, что пропащие грешники, получив новое рождение и спасение, прибавляются к призванному Господом народу, церкви (Лк. 15:10; Еф. 3:21; Деян. 2:47).
Один британский ученый-историк понял, что железное царство Даниила является Римской империей:
«Вооруженные силы республики, изредка проигрывавшие то или иное сражение, но всегда побеждавшие в войне, стремительно приближались к Евфрату, Дунаю, Рейну и океану; и золотые, серебряные и медные идолы, олицетворявшие народы и их царей, один за другим сокрушались железной монархией Рима» (Гиббон).
Действие сорвавшегося с горы камня из книги Даниила особенно ярко видно в кратком изложении истории христианства Эдварда Гиббона. Его свидетельство можно считать тем более объективным, что сам он был скептиком:
«В то время как огромное тело [Римской империи] было поражаемо нескрываемым насилием и медленно разлагалось, чистая и смиренная религия постепенно проникала в умы людей, росла в тишине и безвестности, черпала новые силы в противодействии — и наконец водрузила триумфальное знамя Креста на развалинах Капитолия. Влияние христианства не ограничилось временем существования или границами Римской империи. После революций в тринадцатом и четырнадцатом веках эта религия продолжает исповедоваться народами Европы, видными представителями свободных искусств и науки, а также военными. Благодаря усердию и рвению европейцев она широко распространилась, достигнув самых отдаленных берегов Азии и Африки, утвердившись в колониях Нового Света от Канады до [Чили] — в мире, не известном древним… Наша любознательность заставляет нас задать естественный вопрос — каким образом христианская вера одержала такую выдающуюся победу над занимавшими прочное положение религиями мира».
Гиббон перечисляет пять причин торжества христианства: (1) рвение, (2) учение о бессмертии, (3) так называемые чудеса, (4) чистые и строгие нравы, (5) церковную организацию.
Знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий (37-95 гг.) тоже читал книгу Даниила: «Даниил также объяснил царю значение камня; но я не считаю правильным рассказывать об этом, поскольку я взялся описывать события только прошлого или настоящего, но не будущего; и все же тот, кто имеет огромное желание познать истину, не хочет обойти стороной подобные любопытные творения и не может совладать с желанием узнать о сокрытых событиях будущего, произойдут они или нет, пусть прилежно читает книгу Даниила, которую он найдет среди священных писаний».
Еще до появления книги Даниила Исайя (2:2) и Михей (4:1) писали, что “гора дома Господня” станет явью “в последние дни”. Их предсказания совпадают с пророчеством Даниила о том, что камень, “отторгнутый от горы не руками”, сделается “великой горой и наполнит всю землю” и что это произойдет в “последние дни” (Дан. 2:28, 35, 45).
Выражение “в последние дни” стало характеристикой эпохи христианства. Петр процитировал Иоиля, назвав события дня Пятидесятницы (когда было воздвигнуто царство — церковь) “последними днями” (Деян. 2:17). Позднее Петр писал, что деяния Иисуса на земле были “в последние времена” (1 Пет. 1:20).
Также и вдохновенный автор Послания к евреям писал, что “в последние дни эти” Бог говорит нам “в Сыне” (1:2). Если он имел в виду последние дни иудаизма, завершившиеся к 70 г., тогда можно задать вопрос, откуда взялись еще два тысячелетия после “последних дней”.
Далее, выражение “конец веков” в Евр. 9:26 может означать только то, что христианство является последней религией. Точно так же выражение “последние века” в 1 Кор. 10:11 относится ко времени, которое уже пришло в Коринф в 57 г. Таким образом, подобные фразы указывают на всю христианскую эпоху.
То обстоятельство, что Иисус будет пребывать со Своими апостолами “до скончания века” (Мф. 28:20), говорит нам, что фраза “последние дни” описывает все время от “начала” христианства, до “разрушения” мира (Деян. 11:15; 2 Пет. 3:10, 11).
Пятое царство, о котором говорил Даниил, уникально. (1) Оно было воздвигнуто без участия рук, (2) оно было установлено и существует без военной силы, и (3) оно невидимо. Кроме того, (4) оно несокрушимо. Даже “врата ада” не одолеют его (Мф. 16:18). Христиане действительно обрели “царство непоколебимое” (Евр. 12:28). Оно утверждено “судом и правдой отныне и навеки” (Ис. 9:7). Бог решил, что оно “будет стоять вечно” (Дан. 2:44).