Величайший вопрос жизни.
Исследование Писания
Mк 8:27-30
«И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя, другие же — за Илию, а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты — Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» (ст. 27-30).
Вопрос, поставленный в этом коротком отрывке, является самым важным и самым значительным из всех, какие только можно поставить перед человеком. Кто такой Иисус Христос? Это вопрос вопросов. Все остальное, что мы с вами делаем и говорим, будет в значительной степени зависеть от ответа, который мы дадим на этот вопрос.
Если буддист решит, что Гаутама Будда никогда не существовал, это никак не скажется на его отношении к буддизму. Это никак не повлияет на его веру, понятия или жизнь. Если индус изменит свое мнение о Кришне, то это совсем не повлияет на его индуистскую веру. Эти восточные религии строятся не на личностях. Они строятся на философских понятиях. Из такой религии можно даже выкинуть ее основателя, и это не изменит суть субъективной веры восточного человека.
Но христианская вера и христианский образ жизни совсем иные. Все христианство целиком и полностью зиждется на личности Иисуса Христа. Его личность — крепкий камень, на котором стоит все остальное, во что христианин верит и что он практикует. Если Петр был прав, когда сказал Иисусу: “Ты Христос, Сын Божий” (Лк. 4:41), — тогда Иисус является именно тем человеком во всей истории, за кем нужно следовать. Если Петр был прав, тогда Иисус — единственная надежда людей.
Вопрос стоит так: кто есть Иисус? И этот вопрос нельзя оставить без ответа. Должен ли человек быть христианином? Все зависит от того, кем является Иисус. Если Иисус есть тот, кем Его исповедал Петр, тогда — да, человек непременно должен быть христианином.
Время от времени кто-нибудь говорит мне, что хотел бы стать членом именно этой общины, потому что от нее исходят любовь, дружелюбие и тепло. Я всегда отвечаю, что, хотя мы и рады, что он ощутил любовь, тепло и дружеское расположение, но это не является причиной, по которой человек должен стремиться искать связь именно с этой группой людей. Это так потому, что в другом месте и в другое время он может прийти туда, где не будет любви, тепла и дружеского общения. Если его признание Бога вызвано лишь любовью и дружбой, то когда он попадет в такое место, где нет любви и дружеских взаимоотношений, он погибнет. Это признание, которое должно побуждать любого человека встать перед всем собранием и сказать о своем желании наладить правильные взаимоотношения с Богом, должно быть основано на вопросе о личности Иисуса Христа. Это должен быть ответ на благую весть Иисуса. Все другое не является достойным мотивом для того, чтобы становиться членом коллектива людей, который Библия называет церковью. Мы должны иметь дело с Ним одним — с Иисусом. Поэтому-то вопрос, кто есть Иисус Христос, и является решающим.
Действие, как нам об этом сообщает Марк, происходило недалеко от Кесарии Филиппийской. Этот языческий город отличался значительной религиозностью, причем греческой мистической религии отдавалось особое предпочтение. Иисус уже довольно продолжительное время бродил по территории Галилеи. И вот тогда-то, в этот день, Он отозвал Своих учеников в сторону и задал им по-настоящему важный вопрос. Он, должно быть, решил, что наступил подходящий момент для такого вопроса.
Сначала Иисус задал им второстепенный вопрос. Он спросил: “За кого почитают Меня люди?” Почему Он начал с второстепенного вопроса? Ведь Он уже знал, что о Нем говорят люди. Задавая второстепенный вопрос, Иисус как бы настраивался. Он готовил почву для по-настоящему важного вопроса, вопроса номер один. Итак, Он прежде всего спросил: “За кого принимают Меня люди? Что они говорят обо Мне?”
Интересно отметить, что прозвучало в ответ. Одни люди принимали Иисуса за Илию, другие — за Иоанна Крестителя, а третьи говорили: «Я думаю, что Он — один из длинного списка еврейских пророков». Все эти мнения можно было воспринимать как комплимент, так как эти люди — Илия, Иоанн Креститель и еврейские пророки — были теми, кого народ уважал.
Я что-то не припомню, чтобы я когда-либо встречал человека, который бы в лицо сказал мне что-то действительно плохое и мерзкое об Иисусе Христе. Люди могут не признавать Его Господом, но никто не говорит о Нем ничего плохого. Большинство людей, с которыми я беседовал, говорили об Иисусе только хорошее. Например, от многих я слышал: “Иисус – это величайший из всех живших на земле учителей нравственности”. Конечно же, они хотят принять Его мораль — но не Его личность. Вот так разделяя Христа, они не хотят принять Его целиком. Были и такие, которые говорили: «Я верю, что Он был Божьим Сыном”. И тут же поспешно добавляют: “Как и все другие люди являются Божьими чадами”. Третьи заявляют: «Я считаю, что Иисус был защитником народа. Он был другом и защитником бедных”. Такие мнения собрали об Иисусе учителя евангелия в начале этого века. То, что Иисус был другом бедных — это воистину так, но люди, которые твердо держались только этого проявления личности Иисуса, совершенно не обращали внимания на другую сторону Его личности — Его божественность.
В каком-то смысле все эти высказывания об Иисусе содержат долю истины. Но те, кто делает подобные заявления о Христе, не учитывают все слова и дела Иисуса. Они оставляют без внимания, например, Его заявление о том, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, и о том, что Он остановит течение времен, явившись с ангелами в облаках небесных. Они не признают всего Христа. Они не воспринимают полностью того Иисуса, который сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня” (Ин. 14:6).
Человек может и не принимать Его заявление о Себе. Но ни один человек вообще не может занимать по отношению к Нему нейтральную позицию. Вы неизбежно должны принять ту или иную сторону.
После вступительного вопроса о том, что о Нем говорят в народе, Иисус перешел к основному вопросу. Когда апостолы ответили Ему, за кого Его принимают люди, Он спросил: «А вы? За кого вы почитаете Меня?”
Я думаю, что Бог послал Своего Сына в этот мир не для того, чтобы Он победил на каких-либо выборах. Я думаю, Бог послал Иисуса в этот мир не для того, чтобы Он был предметом каких-либо опросов. Он послал Иисуса в этот мир представить Себя мужчинам и женщинам, чтобы они сами — каждый для себя — приняли решение, кто Он. Между решением и мнением большая разница. Иисуса не интересуют мнения. Его интересуют решения. Он хочет предстать на этой земле перед каждым человеком, достигшим возраста, когда начинают нести ответственность за свои поступки, и спросить: «А ты за кого почитаешь Меня?” Он не собирается хитростью, давлением или силой заставить кого-либо встать на Его путь. Он пришел, чтобы заявить о Себе людям и дать им возможность честно решить для себя, кто Он.
Это говорит нам кое-что и о нашей собственной миссии как христиан. Мы живем на этой земле не для того, чтобы проводить опрос мнений и публиковать результаты в церковном бюллетене. Мы здесь для того, чтобы встать перед людьми и сказать: “Вот что Он говорил и делал. Вот как Он говорил о Себе. А теперь что вы скажете о Нем?” Мы не должны стыдиться задавать людям этот вопрос. При такой путанице, какая существует сегодня в нашем мире, при таком количестве погибающих людей, почему нам должно быть стыдно задавать такой вопрос? Иногда этот прямой вопрос приносит больше пользы, чем все ошеломляющие заявления, на которые мы так любим скатываться. Скажите: “Послушай, друг, какова цель твоей жизни? Ради чего ты живешь? Что направляет твои поступки и что движет тобой? Где ты будешь, когда доберешься до верхней ступени своей социально-экономической лестницы? Что такого есть в тебе и твоем образе, что переживет эту жизнь? Что ты думаешь о заявлениях Иисуса Христа о Себе?” Именно такие испытующие и будоражащие вопросы мы должны задавать.
Так много людей были воспитаны во вроде бы христианской атмосфере, но при этом они никогда на самом деле не становились лицом к лицу с Тем, кто требует решения. Они унаследовали веру, которая по сути вовсе не является верой. Это своего рода религия культурного порядка, которая ничего не даст, когда в этом появится нужда. Некоторые из таких людей очень религиозны, но они никогда не смотрели в лицо Человеку, который требует решения. В Mк. 8 Иисус, обращаясь к апостолам, спрашивает: «А вы за кого почитаете Меня?” Это самый важный вопрос.
Марк отмечает, что ответ дал Петр — импульсивный, прямолинейный Петр: “Ты Христос”. Лука пишет, что он ответил: «Ты Христос, Сын Божий” (Лк. 4:41). Матфей так передает его ответ: “Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Христос — это как бы чин. Оно значит то же, что и еврейское слово Мессия. Это “Помазанник Божий». Это не имя собственное. Ему было дано имя Иисус; а Христос — это Его титул. Он — Иисус, Христос; Иисус, Помазанник Божий; Иисус, Христос Божий. Петр кое-что слышал и видел. Бог все-таки проник в его сердце, и он понял, что человеческие категории здесь неуместны.
Позже Петр повторял свое исповедание с еще большей убежденностью и со значительно большим пониманием, потому что был свидетелем страданий, смерти и воскресения Христа. Никто, даже иудейский синедрион, не мог заставить его прекратить проповедовать эту истину по всему миру, пока она, в конце концов, не достигла самого Рима. В Риме, по всей видимости, его остановили, предав смерти. Петр сказал: “Ты — Христос”.
По своему собственному опыту могу сказать: я никогда не встречал человека, который бы, внимательно и честно рассмотрев Иисуса, не пришел бы к тому же самому выводу, что и Петр. Рано или поздно каждому человеку приходится иметь дело с личностью Иисуса из Назарета. Кто Он? Это основной вопрос жизни.
Мы христиане и поэтому решили для себя этот вопрос. В нашей жизни настал день, когда мы встали перед людьми и сказали: «Я верю, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого». Мы верим в это, и наша задача, как христиан, заключается в постоянном и полном подчинении нашей жизни Ему. Наша задача — представлять Его другим, чтобы они могли увидеть Его божественность. Каждый из нас должен окончательно решить для себя этот вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?” Все в этой жизни и в вечности зависит от нашего ответа.