Переход к отказу от газовых контрактов, привязанных по стоимости к нефти, был Европе выгоден, когда газа было много, но в этом году он обойдется членам ЕС примерно на 30 миллиардов долларов дороже, чем в прошлом. А что будет в будущем?
Джеймс Марсон, Джо Уоллес (James Marson, Joe Wallace)
Американские эксперты указывают, что Европа рано радовалась «победе» над Россией в либерализации газового рынка. Пришел час расплаты. Теперь ЕС будет переплачивать за газ в разы больше, чем сэкономила на споте. А тут еще «зеленая» политика с неработающими ветряками и рассыпающимися солнечными панелями. Не ждет ли такое будущее и Америку?
В течение многих лет Европейский Союз пытался ослабить железную хватку России над поставками газа, создавая «либерализованный» рынок голубого топлива. В нынешнем году эти усилия вернулись Европе бумерангом, поскольку приток этого углеводорода значительно сократился, что вызвало энергетический кризис по всему континенту.
Европейские министры энергетики встретились 26 октября, чтобы решить проблему нехватки газа, которая разоряет домовладельцев и поднимает цены на товары — от металлов до удобрений. Но они мало что могут сделать для немедленного увеличения поставок, а Россия не спешит Европе помогать.
Европейские чиновники и компании за последнее десятилетие успешно оказывали давление на российского энергетического гиганта ПАО «Газпром», который на сегодняшний день является крупнейшим поставщиком газа в Европейский союз, с целью заменить долгосрочные контракты, привязанные к цене на нефть, продажами, основанными на рыночной цене голубого топлива в реальном времени.
Это было частью усилий, против которых выступал «Газпром», по созданию более широкого рынка, на котором различные поставщики газа конкурировали бы за европейский бизнес. Но на этом пути европейцам сопутствовал лишь частичный успех. Россия оставалась доминирующим поставщиком, давая Москве огромное влияние на один из главных европейских источников электроэнергии и отопления домов.
Стремление Европы связать свои газовые контракты со спотовыми ценами на газ, а не с ценами на нефть, в основном приносило свои плоды только до нынешнего года. Но сейчас, по данным агентства S&P Global Platts, европейские цены на газ стремительно взлетели до 62-65 евро за 1 мегаватт-час (в переводе на электроэнергию), тогда как в начале 2021 года они составляли всего 15,17 евро за 1 мегаватт-час.
По данным Международного энергетического агентства, члены ЕС в 2021 году заплатят за потребляемый ими природный газ примерно на 30 миллиардов долларов больше, чем они заплатили бы при прежних ценах, привязанных к стоимости нефти. Однако некоторые эксперты в области мировой энергетике по-прежнему считают, что переход на рыночные цены газа все равно стоил того, и оценивают, что ЕС сэкономил 70 миллиардов долларов на импорте газа за последнее десятилетие.
«Русские десятилетиями говорили нам: не делайте этого, это глупо, придерживайтесь привязанных к нефти цен, — сказал Джонатан Стерн, научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований. — Они постоянно ошибались в течение последних 10 лет, но в этом году они оказались правы».
«Газпром» отказался экспортировать в Европу больше газа, чем предусмотрено его контрактами. Президент Владимир Путин связал дополнительные поставки голубого топлива в Европу с окончательным разрешением на ввод в строй вызывающего споры нового трубопровода в Германию СП-2.
После двух зимних перебоев с поставками в 2000-х годах ЕС начал ослаблять влияние Кремля, либерализовав свой газовый рынок. Одним из инструментов был отказ от контрактов, индексируемых по стоимости нефти, которые остались в наследство с 1960-х годов, когда газ начал вытеснять нефть в производстве электроэнергии и отоплении домов.
Усилиям блока способствовало появление новых центров торговли газом в Нидерландах и Великобритании, а также усиление конкуренции со стороны сжиженного природного газа, поставляемого из США и Катара. Падение спроса во время финансового кризиса 2008 года сделало газ дешевым и усилило стремление Европы увязывать свои импортные сделки со спотовыми ценами на газ, а не с более дорогой нефтью.
«Газпром» сопротивлялся, но в конечном счете отступил. Согласно его инвестиционной презентации, к 2019 году более половины контрактов российского газового гиганта были привязаны к спотовым или фьючерсным ценам на газ.
Кремль утверждает, что Европа сама виновата в нынешнем дефиците и что страны, сохранившие старые нефтяные контракты с «Газпромом», в частности Турция, теперь получают более дешевый газ.
«Они совершили ошибку, — заявил Путин на заседании правительства в этом месяце. — Сегодня стало абсолютно очевидно, что это была ошибочная политика. Она приводит к сбоям и дисбалансу».
В прошлом месяце дружественное России правительство Венгрии подписало с «Газпромом» соглашение о поставках газа на 15 лет. Бывшая советская республика Молдова, которая недавно избрала проевропейское правительство, в условиях острого спора о долгах «Газпрому», объявила на прошлой неделе в стране чрезвычайное положение.
ЕС заявляет, что его нынешние проблемы с газом являются временными и вызваны стечением факторов нынешнего периода, когда экономики выходят из пандемии covid-19. Руководство Евросоюза не проявляет склонности возвращаться к старой системе долгосрочных контрактных цен.
Надежды Европы на значительное увеличение поставок газа из других источников, от Центральной Азии до месторождений, обнаруженных в европейских горных образованиях, не оправдались. Производство газа в самом ЕС упало из-за быстрого закрытия огромного месторождения Гронинген в Нидерландах. 90% газа, потребляемого в Евросоюзе, поступает из-за его границ, причем почти половина всего импорта — из России.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила на прошлой неделе, что блок должен диверсифицировать поставщиков, а также ускорить переход на более чистую энергию. «Сегодня Европа слишком зависит от газа, она излишне привязана к импорту этого топлива, — заявила она. — Это делает нас уязвимыми».
Украина, которую Россия стремится заменить в качестве основного маршрута транзита газа в ЕС, заявляет, что ЕС не сделал достаточно для того, чтобы сломить господство «Газпрома». США резко выступали против СП-2 отчасти из-за того, что он идет в обход Украины.
«В настоящее время рынок газа в Европе все равно не полностью эффективный, — сказал Юрий Витренко, исполнительный директор украинской государственной энергетической компании „Нафтогаз». — На нем все еще сохраняется один доминирующий игрок — „Газпром»».
Фома оптимист
До чего мало квалифицированный экономический и аналитический аппарат. ЕС. Вырождение налицо.
Ничего.
Закон бумеранга всё поставил на место.
Пусть учатся.
Будем посмотреть.