Испытание любви.
Бог Есть. Администратор
Никто не станет спорить, что мы живем в сумасшедшем, беспорядочном мире. Мы можем отправить человека на луну, но поладить с соседом, с которым живем дверь в дверь, — сверх наших сил. Мы изобретаем способы продления жизни, а затем разрабатываем способы уничтожения половины человечества. У нас больше вещей, чем когда-либо, но по вечерам мы боимся выходить на улицу в одиночку.
Все больше авторитетных людей осознает, что, если мы не научимся жить в мире друг с другом — если мы не научимся любить друг друга, цивилизация, какой мы ее знаем, обречена. Ордуэй Тид так выразил эту мысль в одном медицинском журнале:
«Каждый день биология, антропология, социология, история, психология, экономический анализ, простая человеческая порядочность и здравый смысл все более и более четко подтверждают и переподтверждают необходимое требование выживания — любить своих ближних так, как мы любим себя».
Даже Бертран Расселл, автор книги “Почему я не христианин” и ведущий атеист-гуманист, вынужден был признать: «Суть проблемы очень проста и старомодна, настолько проста, что мне даже неловко говорить о ней из страха перед презрительной улыбкой, которой циники встретят мои слова. Я имею в виду (прошу извинить меня за это слово) любовь — христианскую любовь, или сострадание». Как поется в популярной песне: “Сейчас миру нужна только любовь, сладкая любовь”.
О потребности в любви говорил Иисус почти две тысячи лет назад. К Иисусу пришел законник и задал вопрос, чтобы испытать Его: “Какая наибольшая заповедь в законе?” Иисус ответил:
«“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим”: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Сегодня мы поговорим о любви к нашим ближним как к самим себе.
Испытание любви: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”.
Заповедь “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” была впервые дана Моисеем (Лев. 19:18), затем ее повторили Иисус и другие вдохновенные авторы Нового Завета. Ее важность нельзя переоценить. Заповедь, сформулированная подобным образом, встречается в Новом Завете восемь раз.
Научиться любить нашего ближнего можно только в неразрывной связи с нашей любовью к Богу.
«Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20, 21).
Есть еще отрывки, подобные этому.
Когда один молодой богач из начальников израильских спросил Иисуса, что нужно сделать для того, чтобы унаследовать вечную жизнь, частью Его ответа были слова: “Люби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 19:19).
В Послании к галатам, затрагивая тему взаимоотношений, Павел писал: “Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя»” (Гал. 5:14).
Когда Иаков осуждал в своем письме пристрастное отношение к людям, этот стих стал основой его доводов: “Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете” (Иак. 2:8).
Вот где любовь подвергается испытанию: когда я слышу призыв распахнуть сердце, чтобы возлюбить людей и жить с ними в мире. Это испытание для всех нас.
Это испытание для молодых. При каждом опросе подростков об их потребностях я видел, что все чуть ли не в самом начале пишут: “Как ладить с людьми?”
Это испытание для старых. Мы уже сформировались во всех отношениях. У нас уже есть свои предубеждения, свой маленький распорядок дня, забитый до отказа, и свой небольшой круг друзей, рядом с которыми мы чувствуем себя хорошо. Так трудно ломать устоявшееся.
Кто-то сказал, что любой проповедник, который утверждает, будто любить ближнего вообще и своих соседей в частности не составляет труда, тем самым подтверждает одно из двух: либо (1) он никогда не пытался эту заповедь исполнять, либо (2) у него просто замечательные соседи. Прочтите это небольшое стихотворение:
· Любить весь мир нетрудно —
· Я ведь люблю его.
· А вот любить соседа…
· Трудней нет ничего.
Испытание на любовь ко всем людям: кто — “твой ближний”?
Чтобы по достоинству оценить это испытание, давайте разобьем заповедь на три части. Для начала обратимся к словам “твой ближний”. Кто этот “ближний”, о котором идет речь в заповеди? Наверное, лучшего ответа, чем в Лк. 10:25-37, нам не найти. Некий законник попытался испытать Иисуса вопросом: “Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” В ответ Иисус задал Свой вопрос: “В законе что написано? Как читаешь?” И тот сказал: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”. Тогда Иисус сказал: “Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить”.
Можно себе представить, как растерялся законник. Вместо того, чтобы поставить в неловкое положение Иисуса, он, знаток закона, лежал на лопатках. Поэтому он выпалил: “А кто мой ближний?” Это был еще один спорный вопрос, по которому никак не могли прийти к согласию знатоки Моисеева закона. У нас ближним принято считать соседа, то есть того, кто живет рядом. Но Иисус хотел, чтобы тот законник — да и мы с вами — знал, что значение этого слова гораздо шире. Поэтому вместо ответа Он рассказал знакомую притчу о добром самарянине (Лк. 10:30-37).
«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него…» (ст. 30-33).
Можете не сомневаться, любовь самарянина была подвергнута суровому испытанию. Можно даже сказать, что его любовь прошла через целый ряд испытаний. Прежде всего — предубеждение. Иудеи и самаряне были врагами. Они ненавидели друг друга. Далее — приоритеты. Самарянин, несомненно, был занят так же, как священник и левит. Задержавшись, он нарушил свои планы. И еще — кошелек. Помощь пострадавшему требовала не только времени, но и денег. Но его любовь выдержала все эти испытания, о чем свидетельствует окончание истории:
«И, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (ст. 33-35).
Затем Иисус спросил: “Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?” Законник ответил: “Оказавший ему милость”. Тогда Иисус сказал ему: “Иди, и ты поступай так же”.
Главная мысль заповеди “возлюби ближнего твоего” состоит в том, что “ближним” может быть любой человек, конкретнее — любой человек на нашем пути, который в чем-то нуждается (Гал. 6:10). Но так как все нуждаются в той или иной помощи — если не материальной, то духовной и, возможно, психологической — то слово “любой” здесь вполне уместно. Прочтем Рим. 13:8-10:
«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: “не прелюбодействуй”, “не убивай”, “не кради”, “не лжесвидетельствуй”, “не пожелай чужого”, и все другие заключаются в сем слове: “люби ближнего твоего, как самого себя”».
Обратите внимание на слова Павла о том, что любовь — это наш долг перед всеми людьми. Почему? Потому, что мы все братья — если не по духу, так по плоти. Потому, что Бог возлюбил нас, и мы должны любить друг друга.
Остальные отрывки, относящиеся к заповеди любить ближнего своего, подчеркивают ту же самую мысль: слово “ближний” подразумевает всех людей. В Гал. 5:13-15 заповедь говорит о том, как нам относиться к нашим братьям во Христе. Из Иак. 2:8 я узнаю, что мой ближний — это приходящий на богослужение человек в бедной одежде.
Вероятно, лучше всего суть этой заповеди выражена в нагорной проповеди. Иисус сравнивает старый закон — и обычаи, которыми он оброс, — и Свой новый путь. Наконец, Он подходит к следующему противопоставлению:
«Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:43-48).
Ясно, что иудеи в дни Иисуса не понимали, что ближний — это любой человек, испытывающий в чем-то нужду, ибо враги тоже в чем-то нуждаются. Господь призывает нас быть такими же совершенными, как Бог — совершенными в том смысле, что наша любовь, подобно Божьей любви, должна распространятся как на наших друзей, так и на наших врагов.