Если Библия — наш единственный авторитетный источник в религии, то почему люди толкуют ее по-разному? Чтобы правильно толковать Библию, разбирайте Писания без предубеждений, стремясь выяснить, что является истиной.
Бог Есть. Администратор.
Один из великих принципов движения реформации состоял в том, что “истинная религия основывается на Писаниях”, и “никакую доктрину нельзя принимать, если она не из Библии”.
Все церкви заявляют, что следуют одному и тому же руководству, но существуют сотни таких церквей — и все с разными учениями!
Что же не так? Если Библия — наш единственный авторитетный источник в религии, то почему люди толкуют ее по-разному? Когда сотни разных церквей берут свое начало от одной Библии, то, очевидно, нарушены какие-то связи. Налицо проблема коммуникации, как сказали бы сегодня. Это похоже на то, как командующий армией рассылает приказы своим войсковым подразделениям. Прочитав эти приказы, они немедленно делятся на сотни разных рот и начинают бой, но не с врагом, а друг с другом! Подобным же образом, Бог дает нам Свое Слово, и после изучения этого Слова мы все делимся на сотни воюющих групп и начинаем драку, но не с врагом, а друг с другом! Нет, что-то здесь не так!
Но что же, все-таки, не так? На этот вопрос и хотелось бы ответить.
Чья это вина?
Вначале давайте спросим самих себя: чья это вина?
Любая связь предполагает наличие трех составляющих частей: источника сообщения, собственно сообщения и получателя сообщения. Если вы пишете письмо другу, вы являетесь источником, письмо — сообщением, а ваш друг — получателем. При любом разговоре есть говорящий (источник), речь (сообщение) и слушающие (получатели). В Библии также присутствуют все эти три элемента. Обратимся ко 2 Тимофею 3:16, 17: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”. Писание, или Библия (сообщение), было дано Богом (источником) людям (получателям). Таким образом, если есть разрыв в связи между Богом и людьми, то он должен находиться в одной из этих областей: это либо Божья вина, либо вина сообщения, либо вина человечества. Где же кроется повреждение?
Вина Бога?
Вина ли Бога в том, что мы не можем понять Его Книгу одинаково и, как результат, делимся на разные церкви?
Говорил ли Бог людям загадками? Языческие боги, предположительно, говорили так, что понять их можно было лишь с трудом, если вообще можно было понять. Иногда вера человека в их запутанные послания приводила даже к его гибели.
Разве наш Бог таков? Разве Он мучает человека, посылая ему сообщение, которое в равной мере может и погубить, и спасти? Является ли Библия набором головоломок? Нет! Как написал один человек:
«Библия — не головоломка, которую Бог предложил человечеству разгадать, хотя некоторые люди ведут себя, будто так оно и есть. Они исследуют, роются, выясняют, строят предположения, занимаются домыслами; они подбирают и этот, и тот “ключик”; они складывают цифры, делят числа, умножают их и вычитают. И, в итоге, накручивают самые фантастические “толкования” отдельных отрывков из Библии, с которыми кто-либо когда-либо сталкивался… Библия — не головоломка и не загадка, она не наполнена скрытым и неожиданным смыслом, это не кроссворд».
Бог не говорит с нами загадками, потому что Он — Бог справедливый, и Он требует, чтобы мы понимали Библию. Мы должны познать истину, чтобы спастись (Ин. 8:32). Слово будет судить нас (Ин. 12:48). Было бы несправедливо со стороны Бога дать нам загадку, которую почти невозможно разгадать, и при этом требовать, чтобы мы знали ее, ибо в конечном итоге, Он будет судить нас по ней.
Кроме того, Бог не говорит с нами загадками, потому что Он — Бог любящий. Представьте себе тонущего человека, который бессилен спасти самого себя. Некто на берегу, который мог бы спасти его, кричит: “Если разгадаешь эту загадку, я спасу тебя!” Мы погибаем — безнадежно и беспомощно! Будет ли Бог требовать от нас, чтобы мы решали загадку, прежде чем спасти нас? Наш Бог не таков!
Другими словами, Бог не говорит с нами загадками через Библию, потому что Он справедлив, а так поступить было бы несправедливо с Его стороны, и Он есть любовь, а так поступить не было бы проявлением любви с Его стороны.
С другой стороны, это может быть Божья вина потому, что Его слова могут быть выше человеческого разумения. Это звучит более правдоподобно. В конце концов, Божьи мысли и пути выше человеческих (см. Ис. 55:8, 9).
Но утверждать, что Бог не может приспособить Свои мысли к нашим нуждам на нашем уровне понимания, — это значит дурно думать о Боге! Иногда мы говорим об ораторе: “Как он замечательно говорит! Как он глубоко выражает свои мысли!” Имеем же мы при этом в виду: “Звучало хорошо, но непонятно!” Такая наша оценка — отнюдь не комплимент говорящему. Оратор, который не может донести до людей суть того, о чем говорит, не обладает способностью общения! И, в то же время, есть ораторы, которые могут говорить об очень сложных вещах так, что их может понять средний слушатель. Разве Бог менее способен, чем они?
Подумайте об этом в следующем ключе: чтобы сделать понятным даже очень сложный предмет обсуждения, говорящий должен знать сам предмет, аудиторию, а также обладать даром общения, то есть, уметь донести свою мысль до слушателей. Бог, безусловно, знает Свой предмет. Он знает Свою аудиторию в совершенстве, потому что Он создал человека. Он также знает, как донести информацию, потому что Он Сам установил правила общения. Конечно же, Бог может изложить Свои мысли так, чтобы они соответствовали пониманию и нуждам человека!
Если мы заявляем, что Бог не может говорить с человеком так, чтобы ему было понятно, мы утверждаем, что Бог хочет что-то сделать, но не может! Общение с человеком в Его власти! Бог в равной степени желает и в состоянии дать нам такое откровение, какое мы можем понять. Это не вина Бога!
Вина Библии?
Может, это вина Библии? Может, это Библия такая, что мы просто не способны ее понять?
Может, человеческий язык не способен выразить Божью истину? Может, нет слов, способных выразить те истины, которые Бог хочет передать? Если это так, тогда религия — единственная область, в которой человеческий язык несостоятелен. Все истины всех веков — истины истории, науки, электроники и т.д. — были выражены человеческим языком. Если человеческий язык достаточен для обеспечения общения, необходимого для того, чтобы доставить человека на Луну, тогда почему он недостаточен для того, чтобы помочь человеку попасть на небеса?
Открывая Свою волю человеку, Бог использовал слова. Павел говорил “не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого” (1 Кор. 2:13). Откровение Духа пришло через слова. Если слова были неспособны раскрыть Божий замысел, тогда Бог не знал, что делает. Сам факт, что Он пользовался словами, говорит нам о том, что слова выполняют возложенную на них функцию.
Неужели человеческий язык настолько двусмыслен, что его нельзя понять? Если бы это было так, то любой отрывок из Библии мог бы иметь несколько значений, и ни у кого не было бы уверенности в правильности понимания заложенного в нем смысла. Когда дело касается фактов, существует очень мало разногласий. Например, кто сегодня президент нашей страны? Откуда это известно? Вы получили сообщение об этом на человеческом языке. Следовательно, язык не настолько двусмыслен, чтобы люди никогда не могли договориться по поводу того, что сказано.
В Библии нет двусмысленности во многих вопросах, в том числе таких, как воскресение. Невозможно исходя из языка Библии понять что-либо иное, нежели то, что Иисус воскрес из мертвых.
Проблема одинакового понимания Библии состоит не в том, что в языке нет четкости и ясности, а, скорее, в том, что мы не изучаем Библию так, как другие книги. Вообразите, как кто-то говорит по поводу какой-нибудь исторической книги: “Эти слова о том, что Борис Ельцин был первым президентом России, могут означать, что он им был, но могут означать и нечто другое. Я могу выбирать”. Мы никогда не будем так читать историю; соответственно, мы не должны читать подобным образом и Библию. Слова не могут иметь несколько противоположных значений одновременно. Когда мы приступаем к Библии, нам вовсе не бросается в глаза двусмысленность языка. Нет, проблема эта заключается в нашем отношении. Отсюда вывод: это вина не Библии.
Вина человека?
Так что ж, значит, это человеческая вина, что мы не понимаем Библию одинаково? Поскольку вину за различные толкования Библии не несет ни Бога, ни Библия, виноват должен быть человек. Люди неправильно толкуют Писания. Следовательно, они неправильно понимают Писания и неправильно применяют их. Таким образом, они не исполняют Божью волю.
Люди спрашивают: “Почему все понимают Библию по-разному?” Один ответ таков: “Потому что они не понимают Библию, и все тут”. Они могут неправильно понимать Библию, но если различные люди приходят к противоречивым выводам, читая одну и ту же Божью книгу, то очевидно, что кто-то из них ошибается.
Почему люди неправильно истолковывают библию?
Это подводит нас к вопросу: “Почему многие неправильно истолковывают Библию?” На этот вопрос можно дать несколько ответов.
Некоторые не изучают Библию. Их Библии пылятся на полках. Когда кто-то говорит: “А я понимаю Библию не так”, — он не понимает ее, потому что никогда не изучал. Некоторые подобны Чарли Брауну, герою мультфильмов, который говорил: “Я считал себя специалистом по книге Откровения, пока не встретил того, кто действительно ее читал”. Вы не сможете правильно понять Библию до тех пор, пока не будете готовы приложить все усилия для ее изучения! (см. Мф. 5:6; 2 Тим. 2:15; 1 Пет. 2:2).
Некоторые не принимают Библию как истину. Они могут допускать, что в Библии содержится истина, но они не верят в то, что она сама есть истина. Они считают, что это наполовину правда — наполовину выдумка, факты вперемешку с фольклором.
Некоторые настолько сжились со своими заблуждениями, имея, к тому же, в них свой корыстный интерес, что не могут отказаться от них. Одного руководителя движения за реставрацию спросили, когда тот принимал посвящение в пресвитерианской церкви: “Принимаете ли вы филадельфийское вероисповедание?” Не желая жертвовать честностью ради веры, он ответил: “В той степени, в какой оно согласуется с Библией”. Некоторые люди делают противоположное: они Библию принимают в той степени, в какой она согласуется с их убеждениями.
Иногда люди, которым рассказали об истине, идут к своим проповедникам и спрашивают: “А как насчет того-то?” — и бывают удивлены, что проповедник не соглашается с тем, что они узнали. Но что тут удивляться? Разве у проповедника нет своего корыстного интереса в том, чтобы крепко держаться учения его церкви? Да его материальное благосостояние зависит от этого! Как же он захочет согласиться, что верно другое учение?
У нас у всех есть свой интерес к тому, во что мы уже верим. Меняя свои убеждения, не теряем ли мы чего-то, ставшего уже нам дорогим? Что же тогда требуется, чтобы понимать Библию правильно? Чистое сердце (Лк. 8:15). Если, обладая чистым сердцем, вы будете честны перед собой, вы с готовностью откажетесь ото всего, каким бы выгодным, удобным, уютным оно ни было, чтобы принять истину!
Некоторые пользуются Библией, имея к ней предубежденное, заранее подготовленное отношение. Это подобно тому, как если бы они надели очки с цветными стеклами. Посмотрите на мир сквозь красные очки, и весь мир окрасится в красный цвет, через синие очки вы увидите синий мир. Точно так же люди подходят и к Библии. Они прибегают к ней в поисках подтверждения своим уже сложившимся верованиям. Когда они подходят к Библии подобным образом, они находят то, что ищут.
Предубеждение иудеев сделало их глухими к заявлениям Христа. Он не соответствовал установленному ими образцу, поэтому они распяли Его. Я как-то разговаривал с одним человеком по поводу Матфея 16:18, где Иисус сказал: “На сем камне Я создам Церковь Мою”, — пытаясь показать ему, что Библия не говорит здесь о вселенском епископе. Его ответом было: “Но когда я читаю этот отрывок с позиции моей веры, я вижу в нем указание на вселенского епископа”.
Беда в том, что мы все склонны читать Библию с позиции своей веры и поэтому видим в ней только то, что хотим видеть. А что же нужно? Открытое сердце. И обычай верийцев, которые разбирали Писания, чтобы проверить, правильно ли учил их Павел (Деян. 17:11). Чтобы правильно толковать Библию, разбирайте Писания без предубеждений, стремясь выяснить, является ли истиной то, чему вас учили.
Некоторые искажают Библию, добиваясь, чтобы она соответствовала их представлениям. Петр указывал, что в письмах Павла “есть некоторые вещи, которые трудно понять и которые невежественные и нестойкие извращают, как извращают они и другие Писания, навлекая этим на себя погибель” (2 Пет. 3:16; Современный Перевод). “Извращать” Писания соответственно чьим-либо мнениям значит утверждать: “Если нечто не значит то, что мне нужно, я заставлю его это значить!” Одним из примеров такого подхода может быть использование 1 Коринфянам 1:17, где Павел говорит: “Ибо Христос послал меня не крестить”, — для доказательства, что крещение якобы не имеет значения, в то время как Новый Завет учит как раз обратному.
Если Библия учит чему-то, что отличается от того, во что мы верим, надо не искажать Писания, подгоняя их под свои убеждения, а менять убеждения так, чтобы они соответствовали Писаниям.
Некоторые пользуются неправильными методами изучения Библии. Есть вполне добросердечные люди, почитающие Библию и старающиеся уйти от предвзятости. И все же они допускают ошибки, потому что пренебрегают основными правилами толкования, подсказанными здравым смыслом. Вот некоторые из этих правил:
1. Учитывайте контекст. Спрашивайте: кто говорит? К кому обращается? Когда? С какой целью?
2. Соберите всю информацию о данном вопросе.
3. Старайтесь трудные для понимания места объяснять через более ясные.
4. Различайте буквальную и образную речь.
5. Спрашивайте: “Как этот отрывок относится ко мне?”
Люди нарушают эти правила, например, когда они учат, что Христос в Свое второе пришествие установит царство на земле и будет править здесь тысячу лет. Они основывают такое толкование на образных и неясных местах из Писания и игнорируют отрывки, в которых четко и определенно сказано, что царство Христа не от мира сего (Ин. 18:36).
Основная проблема с таким обилием неправильных толкований Библии состоит в том, что некоторые недостаточно любят истину. Посмотрите во 2 Фессалоникийцам 2:10-12:
«…Они [погибающие] не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду».
Обратите внимание: здесь говорится, что (1) некоторые погибнут; (2) они погибнут, потому что верят лжи; (3) Бог пошлет им великое заблуждение, чтобы заставить их поверить той лжи, потому что “они не приняли любви истины”. Когда любовь к истине покидает человеческий разум, ложь заполняет образовавшуюся пустоту. Иисус сказал: “Ищите, и найдете” (Мф. 7:7). Если мы всем существом своим будем искать познания истины, мы найдем ее! Проблема в том, что люди не настолько любят истину, чтобы усердно искать ее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя могут быть и другие причины, вышеперечисленных должно быть достаточно, чтобы понять, почему люди по-разному толкуют Библию.
Принимаете вы эти идеи или нет, безусловно, вы должны согласиться с тем, что, если люди не находят согласия, то это вина не Бога и не Библии. Это наша вина! Когда мы расходимся во мнениях, я могу быть неправ, и вы можете быть неправы, но Библия — права! Мы оба можем не увидеть истину, но она есть, и находим мы ее в Библии.
Если очень многие неправильно толкуют Библию, как мне можно быть уверенным в том, что я прав в своем толковании? Действуйте исходя из наиболее очевидных мест Писания. Например, в Евангелии содержатся факты, заповеди и обещания. Чтобы спастись по Евангелию, поверьте основным фактам, повинуйтесь очевидным заповедям и неотступно следуйте ясным обещаниям! Если вы не христианин, поверьте основному факту, что Иисус — Сын Божий, повинуйтесь очевидным заповедям покаяться и креститься (Деян. 2:38), и примите бесценные обещания получения Святого Духа, прощения грехов и надежды на жизнь вечную! Разве это трудно?
Почему не поступить согласно своему знанию и не сделать того, чего Господь ожидает от вас?