Действительно ли Бог существует?
Бог Есть. Администратор.
Дом не бывает крепче основания. От крепости фундамента зависят все части дома, который на нем стоит. Как фундамент относится к дому, так вопрос “Действительно ли Бог существует?” относится к жизни. Наша вера в Бога или неверие в Него образуют основу мышления, которое окрашивает и объясняет все наши рассуждения о жизни.
Поэтому вопрос: “Существует ли Бог?” весьма и весьма серьезен. Причина, по которой этот вопрос так важен, состоит в том, что от того, как на него ответить, зависят все все другие вопросы о жизни. Допустим, человек утверждает: “Нет, Бога не существует”. Тогда, отвечая на вопрос: “Как я буду жить в этом мире?”, он, вероятно, сделает заключение: “Я могут жить так, как мне вздумается. В конце концов, я никем не создан и поэтому не отвечаю ни перед какой высшей силой. Единственная моя обязанность состоит в том, чтобы, по мере возможности, способствовать счастью и продуктивности таких же людей, как и я. Что, помимо этого, составляет мою жизнь — исключительно мое личное дело. Поскольку никакой другой жизни после смерти нет, я должен выжать из своей жизни все, что смогу”.
А теперь давайте предположим, что тот же человек ответит на вопрос: “Существует ли Бог?” следующим образом: “Да, Он существует”. Скорее всего, у него будет совсем другой ответ на вопрос: “Как мне жить в этом мире?” Он может сказать: “Я создан неким Всемогущим Существом. Он наверняка знал, с какой целью Он меня создавал, и я должен раскрыть эту цель. Только узнав Его волю и живя в соответствии с ней, я найду покой и цель, предназначенную Создателем для моей жизни. Я знаю, что однажды Он призовет меня отчитаться за то, как я жил в Его мире”. Ответ, который мы даем на вопрос: “Существует ли Бог?”, будет, следовательно, коренным образом влиять на ответы, которые мы даем на все вопросы, возникающие в связи с жизнью.
Давайте же тогда отнесемся к этому вопросу очень внимательно. Имеются ли убедительные причины того, чтобы верить в существование Бога?
Библия не спорит, существует Бог или нет. По сути, она начинается с утверждения Его существования: “Вначале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1). Однако, повсюду в Библии имеются обоснованные свидетельства существования Бога. Одни даны прямо, другие — косвенно; некоторые высказаны недвусмысленно, некоторые подразумеваются. Давайте сведем несколько таких свидетельств в два и рассмотрим их. Поразмышляйте глубоко над ними, и это приведет вас к уверенности, что Бог действительно существует.
Свидетельство — мир
Первое свидетельство, которое заставляет нас поверить в то, что Бог действительно существует, дано миром вокруг нас и миром над нами. Земля и вселенная красноречиво свидетельствуют о существовании Бога.
Мы живем на планете, которую мы называем Землей. Она входит в солнечную систему, которая обращается вокруг солнца. Эта солнечная система обладает безусловным порядком и строением. Все планеты остаются на своих орбитах и никогда не сталкиваются. Они вращаются вокруг солнца на должном расстоянии и с должной скоростью. Положение Земли относительно солнца определяет смену дня и ночи, времен года; оно является основой для нашего календаря. Земля всегда находится на нужном расстоянии от солнца. Будь мы чуть дальше от солнца, мы бы замерзли; чуть ближе, — мы бы изжарились.
Ученые говорят нам о других многочисленных солнечных системах, помимо нашей, которые существуют в космосе. Нам даже неизвестны точно размеры вселенной. Наши телескопы не могут показать нам ее край, а наш ум не в силах охватить ее протяженность. Хотя есть многое, чего мы не знаем о вселенной, одно мы знаем наверняка: вселенная характеризуется порядком и определенным строением. Она не случайна и хаотична; она организована и представляет собой единое целое.
Существование вселенной требует, чтобы мы пришли к одному из двух заключений: либо она была кем-то создана, либо же она “произошла” случайно. Если считать, что вселенная — просто результат случайности, то следует также сделать вывод, что вселенная либо произошла из ничего, либо появилась в результате какого-то космического взрыва уже существующей материи. Из этих двух главных заключений единственно разумным является то, что вселенная была создана. Как можно поверить без тени сомнения, что вселенная появилась из ничего? Как можно поверить, будучи в здравом уме, что вселенная произошла в результате космического взрыва и что материя — это единственное, что существовало всегда?
Предположим, ко мне подошел человек с книгой в руке. Он дал мне книгу и попросил меня посмотреть на нее. Я взял книгу в свои руки и начал ее рассматривать. Я заметил, что у нее на обложке написано: “Полный алфавитный указатель, составленный Круденом”. Я также заметил, что на внутренней стороне титульного листа напечатано название издательства: “Зондерван”. Полистав страницы книги, я отметил, что в ней содержатся различные имена, наименования мест и фразы, взятые из английской Библии, переведенной в правление короля Иакова. Эти имена, места и фразы были напечатаны в алфавитном порядке со ссылками на те места, где они встречаются в Библии. На обложке книги было указано, что в книге приведено более 200 000 ссылок. Я мог бы сказать человеку, что эта книга очень полезна для всякого, кто хочет глубоко изучать Библию. Я также мог бы сказать ему: “Наверное, я свяжусь с издательской фирмой «Зондерван» и посмотрю, нельзя ли приобрести экземпляр такой книги”.
Но человек говорит: “Купить экземпляр этой книги нельзя. Эта книга не была опубликована Зондерваном, а также не была составлена Круденом. Это только так сказано на титульном листе. Эта книга просто случайно появилась. Она просто так, из ничего стала существовать. Ее никто не составлял и не печатал. Мы случайно нашли ее вот в таком законченном виде. Она произошла из ничего”. Я бы сказал человеку: “Ты, что, хочешь сказать, что все эти списки имен, мест и фраз из английской Библии никем не составлялись? Ты хочешь сказать, что все эти 200 000 ссылок возникли из ничего? Ты говоришь мне, что эта книга не набиралась, не печаталась и не переплеталась?”
Если бы человек ответил: “Да. Именно это я имею в виду”, — то я бы сказал: “У меня есть разум, и я еще кое-что соображаю. Я знаю, что ты ошибаешься. Я тебя уважаю, но моя способность рассуждать не позволяет мне принять твое заключение относительно происхождения этой книги. Я могу сказать (и никто не докажет мне обратное), что эта книга не возникла просто так”. Я могу быть уверен в своем ответе этому человеку, потому что моя способность рассуждать не позволит мне прийти к какому-либо иному заключению относительно происхождения книги.
Предположим, другой человек подходит ко мне и дает мне электробритву. Человек говорит мне: “Я хочу, чтобы вы посмотрели на эту бритву. К ней можно подсоединить электрический шнур, и благодаря электроэнергии ее можно включать и бриться. Она сможет подбрить височки и не порезать лица. В нижней части бритвы есть аккумуляторная батарейка. Когда бритва включается в сеть, электроэнергия накапливается в этой батарейке, что позволяет ее потом использовать без тока. Таким образом, если нет возможности включать бритву в сеть, она все равно будет работать. Ею можно пользоваться как дома, так и во время путешествия. Это очень удобное устройство”. Допустим, я осмотрел бритву, держа ее в руке, и заметил на ее нижней части название фирмы. Я могу сказать человеку: “Это устройство может мне пригодиться. Мне, действительно, приходится много ездить, и такой электроприбор мог бы быть очень кстати. Думаю, стоит купить такую бритву”.
Представьте себе, что этот человек сказал бы: “О, нет. Такую бритву нельзя купить. Она не создавалась. Она просто результат случайности. Недалеко отсюда была фабрика, в здании которой хранилось много разных материалов — пластмасса, металлы, дерево и т.д. Несколько недель тому назад в этом здании произошел взрыв. Все эти материалы взлетели на воздух. Пока они были в воздухе, некоторые из них приблизились друг к другу, слились каким-то образом и упали на землю в форме этого прибора. На развалинах разрушенного здания мы нашли эту бритву. Она не была сконструирована или изготовлена; она произошла от этого взрыва”. Я бы сказал этому человеку: “Ты просишь меня поверить в то, что эта бритва не была разработана, сконструирована и тщательнейшим образом собрана? Ты говоришь, что эта бритва является результатом случая, хаотического и бездумного завихрения воздуха? Ты утверждаешь, что эта бритва возникла по простой случайности, а не вследствие действия разума?” Если бы человек настаивал, что бритва произошла от взрыва, я бы сказал ему: “Ты ошибаешься. Возможно, ты хорошо образован и вдумчив, но относительно бритвы ты не прав. Ни один думающий человек не пришел бы к такому заключению. Я не могу представить себе электробритву, которая могла бы возникнуть подобным образом”. Я был бы совершенно уверен в правильности своего ответа этому человеку. Моя способность рассуждать не позволит мне прийти ни к какому другому заключению.
Если мы с уверенностью пришли к подобному заключению относительно книги и бритвы, то к такому же заключению, но с еще большей уверенностью мы должны прийти и в отношении вселенной. Никакое научное красноречие и обилие терминов не могут заставить нас поверить, что вселенная произошла из ничего или стала результатом взрыва. Вселенная гораздо более высоко организована и сложно сконструирована, нежели книга или электробритва. Если мы не можем поверить в то, что книга — это просто случайность, или что электробритва явилась результатом взрыва, то как мы можем поверить в то, что вселенная возникла из ничего или произошла в результате взрыва неразумной материи? Все, кто исследовал вселенную во всех подробностях, знают, что вселенная — это поразительно сложная и точная конструкция.
То, к чему мы пришли путем рассуждений, подтверждается Библией. Пс. 18:1 гласит: “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь”. Другими словами, если мы сядем на землю в ясную ночь и посмотрим вверх на звездное небо, то мы окажемся на чудесном богослужении. Проповедником будет темное небо с мириадами звезд. Мы будем церковной общиной. Помещением будет служить трава, на которой мы сидим. Проповедник будет вещать тихо, но красноречиво о том, что звезды — это не просто случайность, но что они были созданы. Звездное небо будет славить Бога. Покидая богослужение, мы согласимся с проповедником. Мы скажем: “Весть, которую я услышал от этого проповедника, должна быть верной. Мой разум не позволит мне принять какую-либо другую весть”.
Авраам Линкольн говорил: “Я могу представить себе, как кто-то смотрит вниз на землю и становится атеистом, но не представляю, как можно смотреть ввысь на звездное небо и не поверить в Бога”. Иммануил Кант писал: “Две вещи заставляют меня испытывать благоговейный страх: звездное небо надо мной и моральный закон внутри меня”.
Павел писал: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны” (Рим. 1:20). Все видимое, осязаемое во вселенной свидетельствует о наличии невидимой, незримой руки Бога. Они говорят нам о Его Всемогущей силе и Его сверхъестественной природе. Мы узнаем о существовании Бога через общее откровение мира вокруг нас и мира над нами. “[Он] не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши” (Деян. 14:17). Мир нашей планеты и мир вселенной свидетельствуют о существовании Бога.
В известной истории Робинзон Крузо после кораблекрушения попадает на необитаемый остров. Когда его выкинуло волной на берег после кораблекрушения, он сразу же стал искать вокруг других людей, которые могли спастись. Но никого не было. В живых после кораблекрушения остался он один. Обыскав весь остров в надежде найти людей и не найдя никого, он пришел к выводу, что он совершенно один на острове. Он построил себе нечто вроде дома из веток и бревен и стал жить, питаясь дикими плодами, которые произрастали на этой земле. Он делал западни и ловил диких животных, чтобы было мясо и одежда. Однажды, когда Робинзон шел вдоль берега, он увидел на мягком песке отпечатки человеческих следов. Он тотчас же понял, что верным будет одно из трех заключений: возможно, кто-то оставил эти следы и затем покинул остров; возможно, тот, кто оставил эти следы, умер, и Крузо найдет его мертвым на острове; а может, он все еще жив и находится на острове. Мысль о том, что кто-то, помимо него, находится на этом острове, чуть было не заставила его подпрыгнуть от радости. Доказательством этому были следы. Он мог быть совершенно в этом уверен. Он обыскал весь остров, и, наконец, однажды в пятницу нашел аборигена, которому принадлежали те следы. Он назвал его Пятницей в честь того дня, когда он его нашел.
Мы во многом похожи на этого литературного героя, Робинзона Крузо. Перед нами отпечатки следов: земля, звезды, солнце и луна. Эти следы оставлены Всемогущим Существом. В этом нет сомнения. Со стороны Крузо было бы глупо увидеть те следы и прийти к заключению что они просто, сами по себе, возникли из ничего. Человеческие следы не может спутать ни с какими другими даже неопытный следопыт. Не менее глупо не признавать выводы честного рассуждения, утверждая, что земля и вселенная — это просто случайность, что они появились из ничего.
Рассказывают историю об одном миссионере, который отправился в буш в глубине Африки. Он обнаружил там небольшое племя, которое никогда не общалось ни с одним миссионером. Он жил с ними и изучал их язык. После того, как ему удалось завоевать их доверие, он начал рассказывать им о Боге. Однажды вечером, когда они сидели вокруг костра, он стал рассказывать им о том, как Бог создал землю, небеса и человека. Один старик слушал с восторженным вниманием. Когда рассказ подошел к концу, он вскочил на ноги и с ликованием в голосе закричал: “Я знал, что должен быть такой Бог, я только не знал Его имени”.
Его вывод — это и наш вывод. Никакого другого разумного заключения быть не может. Мир вокруг нас и мир над нами указывает только на одно: за этой материальной землей и материальной вселенной, которая возвышается над ней, стоит Всемогущий Бог. Мы можем быть уверены в таком заключении, точно так же, как и в том, что книга не могла возникнуть ниоткуда и электробритва не могла явиться результатом взрыва.
Свидетельство — человек
Во-вторых, мы можем с уверенностью считать, что Бог действительно существует, так как это доказывает само существование человека. Существование человека свидетельствует о существовании Бога. Человек — это еще большее чудо, чем материальная вселенная. Только подумайте о его интеллектуальных возможностях. Он может рассуждать, верить, любить, мечтать, планировать и строить. Ученые говорят нам о том, что одна клетка в человеческом мозгу более сложна, чем самый тонкий компьютер, который мы в настоящее время в состоянии создать.
Подумайте о духовной природе человека. Человеку всегда была присуща религиозность. Даже самые примитивные племена обращаются в поклонении к некой высшей силе. Человеку свойственно чувство долга. Он обладает внутренним пониманием нравственности. Иногда его совесть бывает не очень развитой, но она всегда есть. Примитивные народы убеждены, что внутри своего племени нельзя убивать, воровать или совершать прелюбодеяние.
Подумайте о человеческом теле. Можно всю жизнь изучать одну какую-либо часть человеческого тела и никогда не исчерпать всех исследований, которые можно провести. Подумайте о самой жизни. Мы не можем создать ее, и не можем возродить, когда она погибает. Мы не в состоянии полностью объяснить ее и не можем полностью управлять ею. Чудо человека провозглашает существование его Создателя.
Представим себе, что мы на лекции знаменитого профессора о происхождении жизни. Если отбросить научную терминологию и те объяснения, которыми он пользуется, то, по существу, он говорит: “В начале существовала некая маленькая клетка, и в ней была некая форма жизни. Она размножалась, росла и развивалась. Так возникло некое морское существо. Оно размножалось, росло и развивалось. Так возникло некое земное существо. Оно размножалось, росло и развивалось. И, наконец, после миллионов лет эволюции появилось существо, известное под именем человека”.
Слушая профессора, мы сталкиваемся с тремя проблемами, которые его теория не разрешает. Он эти проблемы обходит стороной, как будто они не имеют значения и не стоят даже упоминания, но его трактовка этих вопросов делает всю теорию неприемлемой. Первая проблема — это происхождение жизни. По его теории получается, что жизнь произошла из ничего. Всякое мыслящее человеческое существо не сможет поверить в то, что книга появилась из ничего и что бритва возникла из-за взрыва, жизнь же гораздо более сложна, нежели книга или бритва. Человек может создать книгу и бритву, но не может создать жизни. И все же профессор уверяет нас в том, что жизнь произошла из ничего.
Вторая проблема возникает по поводу того, как он объясняет законы природы. По теории профессора предполагается, что естественный закон произошел из ничего. В нашем мире правят законы природы. Если вы не будете потреблять пищу для своего тела, вы умрете. Нельзя пренебречь этим законом или избежать его. Из него нет исключений. Если вы не будете спать, ваше тело выйдет из строя от переутомления. Нельзя нарушить этот закон природы. Точно так же нельзя уйти и от естественного закона смерти. Если мы найдем средство от болезни сердца, то умрем по другой причине. Человеческая смертность составляет 100 процентов. Здесь нет исключений. Профессор же в силу своей теории подразумевает, что закон природы — это просто случайность.
Наш мозг никогда не позволит нам принять утверждение, что жизнь произошла из ничего, что закон природы возник из ничего и что человеческая семья тоже возникла сама по себе. Единственный разумный путь объяснения существования человека заключается в понимании того, что его создал Некто Всемогущий и поместил его на землю по особой причине.
То, к чему мы пришли путем умозаключений, ясно утверждается в Библии. В первой главе Библии нам сказано: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле” (Быт. 1:26). Согласно Библии, человеческая жизнь произошла от божественной. Далее нам говорится: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” (Быт. 1:27, 28). Бог дал человеку разум, духовную природу, подобие с Самим Собой. Он сотворил семью, сделав человека мужчиной и женщиной. Бог создал законы природы, которые правят всей жизнью на земле.
Разум требует, чтобы мы признали, что человеческая жизнь создана рукой Всемогущего и с божественной целью. Без колебаний мы можем сказать вместе с Давидом: “Ибо ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это” (Пс. 138:13, 14).
В течение ряда лет мы на весь учебный год приглашали к себе миссионера. Так мы знакомили наших студентов с жизнью и работой миссионера. Несколько лет назад мы пригласили к себе Говарда Хортона, который работал миссионером во многих странах. Когда он пришел в мой класс, чтобы прочитать лекцию моим студентам о миссионерской работе, меня заинтересовала одна мысль, которую он высказал. Он сказал: “Я побывал в нескольких странах мира, и в каждой стране я испытал одно и то же. Например, когда я учу маленьких детей в этих странах тому, что два и два — четыре, они всегда реагируют одинаково. Они вначале обдумывают полученную информацию, а затем говорят, что это правильно. Что-то в их маленьких головках раскрывается навстречу этой концепции и принимает ее, как истину. Точно так же, когда я говорю людям во всех этих странах, что Бог создал землю, вселенную и человека, они обдумывают услышанное и затем приходят к заключению, что эта должна быть концепция верной. Что-то в их умах раскрывается навстречу этому учению и принимает его, как истину. Где бы я ни побывал, в каждой стране и у каждого народа было именно такое восприятие”.
Если вы задумаетесь о существовании человека — о его жизни, его духовности, присущем ему нравственном чувстве и о его теле, — вы наверняка придете к выводу, что его появление на земле — не просто результат случайного стечения обстоятельств, но что он был создан рукой Всемогущего Творца. Само существование человека является тому доказательством.
Подумайте, как следует над этими двумя свидетельствами, которые мы рассмотрели. Поразмышляйте над свидетельством мира и свидетельством человека. Разумное заключение, к которому нельзя не прийти, настолько очевидно и неопровержимо, что Библия говорит: “Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»” (Пс. 13:1).
Здравомыслие также требует поверить в то, что этот Всемогущий, который создал нас, призовет нас однажды на суд. Он потребует отчитаться в том, как мы жили. Именно по этой причине Бог послал в мир Иисуса и дал нам Библию. Он хотел, чтобы мы знали, почему мы здесь и что ожидается от нас, пока мы здесь.
Согласно Писаниям, вы можете знать не только то, что Бог действительно существует, но также и то, что вы действительно Его чадо!