Бесцельна ли жизнь?
Бог Есть. Администратор.
«Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! (Еккл. 1; 2)
В одном ряду с произведениями, известными как литература мудрости, стоит книга Екклесиаста. Соломон написал три книги мудрости: Песню Песней Соломона, Притчи и “Екклесиаст». В Еккл. 1:1 о Соломоне говорится, как о “сыне Давидовом, царе в Иерусалиме». Слово “Екклесиаст» (в совр. написании “Экклезиаст») означает “проповедник”.
Мог ли кто-либо лучше, чем Соломон, доживший до преклонных лет, написать о том, что такое жизнь? Соломону был дан особый дар мудрости, и он прожил долгую жизнь, имея власть, славу и богатство; какое-то время он жил с Богом, а какое-то — без Него.
Этой книгой Библии часто пренебрегают, потому что такая форма повествования в настоящее время не принята. Читать ее нелегко: иногда в ней содержатся мысли, кажущиеся разрозненными и расположенными в произвольном порядке. Но, по сути, нет другой такой книги в Библии, которая была бы так современна. “Екклесиаст» пытается ответить на один из величайших вопросов о человеческом предназначении: «Для чего я здесь?”.
Если бы вы не знали, какой вывод делается в этой книге, то вы могли бы подумать, что начало ее настраивает на пессимистический лад. Писатель кажется подавленным и измученным жизнью. Жизнь представляется им как обязанность, работа — как нечто нестоящее, а удовольствия — как бессмыслица. Книга исследует жизнь “под солнцем” — то есть обычную, повседневную жизнь. Явления природы и исторические события следуют друг за другом повторяющимися циклами из года в год, из поколения в поколение без всякого видимого смысла.
По мере чтения вам становится ясно, что автор говорит не о тщетности жизни вообще, а о бесплодности жизни без Бога. Без Бога сумма жизненных приобретений и потерь равна нулю.
Книга Екклесиаста не цинична и не безысходна. В планы Бога никогда не входило, чтобы люди удаляли Его из своей жизни. Жизнь без Бога пуста, полна разочарований и бесцельна. Бог создал нас таким образом, что мы можем быть по-настоящему счастливы только с Ним. Только Бог вносит в нашу жизнь радость и смысл. “Екклесиаст” подводит нас к выводу, что Божий замысел для нас состоит не в том, чтобы во всей полноте реализовать себя, просто пребывая на этой земле, но пребывая в Нем.
Вопрос: какова цель нашей земной жизни? (Еккл. 1:3-11)
Поколения приходят и уходят, а земля пребывает во веки (1:3-7). Соломон отмечает цикличность происходящего в природе. Солнце восходит и заходит, и так день за днем. Ветер осуществляет полный цикл движения с севера на юг и обратно, меняя времена года. Реки и ручьи извечно несут свои воды в море, и все же море никогда не переполняется. С земной точки зрения все кажется довольно монотонным и бесцельным. Люди изнуряют себя работой, и все же никогда не бывают удовлетворены (1:8-11).
Соломон не находил ничего нового, что зарядило бы его энергией. Ничто не происходило такое, чего бы уже не было в веках, бывших прежде. История повторялась. В стихе 9 говорится: “Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем”. Казалось, Соломон считал, что никакие новые достижения ни к чему не приведут. Он пишет: «Нет памяти о прежнем; да и том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» (1:11). “После нашей смерти никто не вспомнит о том, что мы сделали”, — сокрушается он.
В этот момент Соломон смотрел на жизнь так, как смотрел бы на нее человек без Бога. Некоторые самые ярые атеисты, приближаясь к концу своей жизни, выражали аналогичные взгляды. Однако, если бы люди были просто высокоразвитыми животными, не более того, и существовали бы только для сохранения равновесия в природе, тогда человеческая жизнь стоила бы не больше жизни животных. Самоценность и достоинство не имели бы никакого смысла. Труд и служение были бы обыкновенной суетой. Подобные философские размышления привели людей к мысли: “Незачем быть чистыми, святыми, бескорыстными или честными! Живите, как животные! Берите все, что можете! Думайте только о себе! Эта жизнь — вот все, что нам дано! Будущего нет”. Сколько людей живет сегодня с подобным чувством безнадежности!
Поиск истины: что есть наша земная жизнь? (Еккл. 1:12—2:11)
Почему человек так мучается в жизни? Живущие без Бога видят в жизни только тяжкий труд и разочарование (1:13-18). Соломон говорит: “Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!” (1:14). Они не видят, как можно восстановить справедливость и исправить зло. Они не признают того, что Божья сила способна изменить их сердца. Не признают они и того, что Божий суд уравняет все счета.
Соломон исследовал свое сердце, но не увидел преимущества в земной мудрости. Он понимал, что ему было дано больше мудрости и богатства, чем кому бы то ни было из живших на земле. Но даже это не утешало его, ибо именно эта великая мудрость и возложила на него бремя ответственности и печали.
В своем поиске смысла жизни Соломон испробовал все (2:1-11). Он полагал, что смысл можно найти в удовольствиях, но это оказалось тщетным. Смех — глупость, потому что не приводит ни к чему удовлетворительному. Не оставляя поисков большей мудрости, он решил также попробовать крепкие напитки. Затем он отдался развлечениям, считая, что они могут принести желанное для многих земное счастье.
Наконец, Соломон попытался найти себя в расширении границ империи. Он строил здания разнообразных конструкций. Он сажал виноградники, сады и рощи, снабжая их ирригационными системами. Он покупал рабов, и еще больше рабов рождалось в его хозяйстве. Он разводил огромные стада всевозможных домашних животных. Он пытался найти радость в накоплении денег и драгоценностей. Он занялся искусством, организуя хоры и оркестры. Его империя стала величайшей на земле. У него было все, чего он желал, и все же чего-то в этой жизни недоставало.
Анализ: что познал Соломон о земной жизни? (Еккл. 2:12-26)
Соломон пришел к выводу, что мудрость лучше глупости, так же как свет лучше тьмы (2:12-16). Однако, хотя мудрец обладает даром предвидения, а глупец блуждает во тьме, у них обоих есть одно общее свойство — оба они умрут. И Соломон делает заключение, что в мудрости мало преимущества. Будущие поколения будут помнить мудреца не дольше, чем глупца. Оба вскоре будут забыты. Соломон не находил смыла в жизни, и это не давало ему покоя. Жизнь всегда кажется бессмысленной, если на нее смотреть, просто как на земное путешествие. Если человек не надеется на жизнь с Богом, тогда у него нет ничего прочного, устойчивого, за что бы он мог ухватиться в жизни. Имея перед собой цель — вечность, человек расценивает земную жизнь как испытательный и подготовительный период для перехода к ней. Это можно сравнить со спортсменом-любителем, который тренируется, участвует в соревнованиях и поддерживает свою физическую форму, чтобы попасть в высшую лигу.
Анализируя свои открытия, Соломон приходит к выводу, что бесполезно упорно трудиться, собирая состояние только для того, чтобы оставить его другим (2:17-23). И кто знает, мудрыми будут его наследники или глупыми? Эти наследники будут распоряжаться плодами его трудов независимо от того, трудились ли они хотя бы один день сами. Соломон осознает, что тяжкая работа только для того, чтобы скопить богатства, не может быть целью жизни. Ему кажется несправедливым, что человек, упорно трудившийся всю жизнь, оставляет все другим, чтобы те воспользовались плодами его труда после его смерти.
Соломон по-своему прав. Мы делаем свои детям медвежью услугу, оставляя им в наследство состояние. Мало кто, даже имея многолетний опыт, знает, что делать с земным богатством. Это особенно касается тех, кто не принимал участия в его накоплении. Дети чаще бывают испорченными не оттого, что имеют слишком мало, а оттого, что получают слишком много. Что нужно давать детям, так это знания и возможность самим зарабатывать на жизнь. Но более всего они нуждаются в знании о Боге.
С самого начала Соломон утверждает, что для человека нет ничего лучше, чем пользоваться плодами своего труда при жизни (2:24-26). Все, ради чего мы работаем, и все, что мы получаем, исходит из руки Божьей. Бог дает по Своему усмотрению и забирает по Своему усмотрению. Бог знает, что нам нужно, и с чем мы можем справиться. Он может отобрать у одного и отдать другому, потому что первый не способен распорядиться этим даром, а второй способен. Он также может отобрать у одного и передать другому, потому что первый недальновидно обращается с этим даром, а второй пользуется им с умом.
Бог хочет, чтобы мы пользовались Его дарами для Его прославления и почитания. Если мы уходим от Него, то и Он может отстраниться от нас. Если мы не научимся пользоваться нашими благословениями во славу Божию, Он может прекратить ниспосылать на нас Свои многочисленные благословения.
Анализ смысла жизни, сделанный Соломоном, помогает и нам правильно построить свою жизнь. Жизнь наполняется смыслом не благодаря тому, что мы имеем, а благодаря тому, как мы пользуемся тем, что имеем. Успех в жизни зависит не от обстоятельств, а от того, как мы поступаем с этими обстоятельствами. Только жизненная ориентация определяет ее смысл. Слова Соломона учат нас направлять свою жизнь к Богу.
Изучая “Екклесиаст», мы видим, как книга пытается дать нашей жизни правильный ход. Мы часто делаем не то, что нужно: смеемся, когда нужно плакать, плачем, когда нужно смеяться, испытываем страх, когда нечего бояться, и не боимся того, чего следовало бы. Мы живем в перевернутом мире. И мы настолько привыкаем воспринимать вещи именно таким образом, что нам бывает трудно увидеть их такими, какими они должны быть. Перевернутое с ног на голову кажется правильным. Мы страдаем от нравственного и духовного головокружения. Поверьте Соломону! Он выразил Божьи мысли.