Библейская любовь — это не эмоциональная любовь, это усилие воли.
Бог Есть Администратор
“Цель же увещания есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры” (1 Тим. 1:5).
Любовь — это первейшее благо в жизни и в христианстве. “А теперь пребывают эти три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше” (1 Кор. 13:13); “…и я покажу вам путь еще превосходнейший” (1 Кор. 12:31).
Путь превосходнейший — это любовь. Любовь всегда ассоциируется с христианством. Вам и в голову не придет говорить о любви в буддизме, индуизме, исламе или движении “Новая эра”. Бог есть любовь (1 Ин. 4:8, 16). В Ин. 3:16, стихе, который часто называется “золотым стихом Библии”, говорится: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Бог есть объект веры; Бог есть источник надежды; но Бог есть любовь. Кто-то сказал: “Любовь — это королева всех благодатей: ее источником является Бог; ее образцом является Иисус; ее мерой является Голгофа; ее служением является вера; ее испытанием является повиновение”. Любовь зовет нас к высшему стандарту — Божьему совершенству. Мы любим, потому что Бог прежде возлюбил нас (1 Ин. 4:10, 11, 19). Любить — значит знать Бога; не любить — не знать Бога (1 Ин. 4:7,. То, как мы относимся к другим, идет от нашего понимания того, как относится к нам Бог. Прежде чем говорить людям, что делать, расскажите им, что сделал Бог.
Любовь осуществляется на практике
Наша повседневная жизнь с Богом — это жизнь в любви. Петр трижды отрекся от Иисуса перед Голгофой. Об этом он горько плакал (Лк. 22:62). Как Иисус отнесся к этому? Как Он примирился с Петром? Изучите Ин. 21. Иисус трижды задал Петру один и тот же вопрос: “Любишь ты Меня?” Как это расстроило Петра! Иисус не осудил, не запугал и не наказал его. Он не велел ему пойти в воскресенье в церковь и отдать какую-либо сумму денег. Это было бы слишком легко! “Любишь ты Меня?” Ого! Вот вопрос из вопросов: действительно ли мы любим Иисуса? Этот вопрос поставил Петра в трудное положение; он и на нас оказывает такое же воздействие. Возрастаем ли мы в любви? Иисус сказал: “Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:34, 35). Иисус объявил любовь “эмблемой ученичества”. Любовь — не новое понятие. Любить так, как любит Иисус, — вот что новое. Карла Барта попросили в нескольких словах изложить все, что он написал в области богословия. Он сказал: “Любит Иисус меня — говорит мне Библия”. Павел описал любовь в 1 Кор. 13:4-8. Это его описание в равной степени характеризует Иисуса. Оно и нас должно характеризовать точно так же.
Мы должны любить братьев (Рим. 12:9, 10; 1 Фес. 4:9; Евр. 13:1; 1 Пет. 1:22; 2:17; 1 Ин. 4:7; 3:11; 4:11; 2 Ин. 5). Мы должны любить наших ближних (Мф. 22:34-40; Рим. 13:8-10). Как можем мы заявлять, что любим нашего невидимого Бога, если не любим своих видимых братьев (1 Ин. 4:19-21)? Наша взаимная любовь с Богом — самый важный принцип нашей повседневной жизни. Даже когда любовь проигрывает, в ней больше силы, чем у ненависти, когда та побеждает.
В сжатой форме христианство — это вера, действующая любовью (Гал. 5:6). В притче о виноградной лозе и ветвях Иисус сказал: “Пребудьте во Мне”; “слова Мои в вас пребудут”; “пребудьте в любви Моей” (Ин. 15:1-13). “Любовь исполняет закон” (Рим. 13:10). Главный тест на наличие любви — просто повиновение. Иисус говорил: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин. 14:15; см. ст. 23). Христианская жизнь никогда не бывает легкой и не всегда бывает счастливой, но это жизнь в любви.
Что такое любовь?
Мир помешался на любви. Любовь — любовь — любовь! Любовь — это ответ на все. Вы слышите о ней днем и ночью. Но где она, любовь? Мир воюет; насилие растет; мир опасен! Разводы превратились в нечто обыденное. Насилие над детьми… наркотики… преступления… убийства… Если бы была любовь, она бы заставила все это прекратиться! Безнравственность, порнография и бесстыдство правят бал. В “табели уважения” проповедники стоят лишь на одну ступень выше политиков! Любовь — это ответ, но любовь не осуществляется на практике.
Что такое любовь? В проблеме появляется ясность, когда мы спрашиваем: “Что такое настоящая любовь?” Скажите мне! Я требую ответа! Подумайте. Сформулируйте. Не надо многословия. Скажите мне, что такое любовь! Вы что, никогда не думали об этом? В нашей культуре нет ключа к разгадке того, что такое на самом деле любовь! И церковь ничем не лучше. Нас обманули. Нас учили любви, но не говорили, что это такое. Если вы не знаете, что такое любовь, как вы можете иметь ее, практиковать ее и жить по ней? Как выглядит настоящая любовь? Что делает настоящая любовь? Чего не делает настоящая любовь? С этими вопросами надо разобраться — честно и основываясь на Библии. Ложная любовь может лишь усугубить и без того плачевное положение.
Возрастание в любви — это “речь о Боге”. Чтобы понимать любовь, нужно понимать Бога. Бог есть любовь — но любовь не есть Бог! Любовь не должна стать нашим идолом. Когда любовь становится богом, она становится бесом. Даже любовь никогда не должна конкурировать с Богом. Наша культура по самой своей природе является непримиримым противником идеи единой всепроникающей Власти. Бог уже больше не “Святой Израилев”. Любовь становится идолопоклонством, когда она всю истину о Боге подменяет ее частью. Бог дает определение любви; не любовь дает определение Богу. Когда мы определяем по своему вкусу, что такое любовь, мы и Бога определяем по своему вкусу. По прошествии двух тысяч лет христиане должны досконально знать Бога и любовь.
Библейская любовь — это не эмоциональная любовь. Соответствующее ей греческое слово — агапе. Это усилие воли; это выбор, решение, обязательство. Библейская любовь — это повеление; эмоциональной любви (когда кто-то нравится) нельзя потребовать. Мы любим других не за то, что они из себя представляют, а за то, кем являемся мы. Христианам велено любить даже своих врагов (Мф. 5:44). Никогда не делайте любовь сентиментальным вздором. Никогда не путайте любовь с терпимостью. Никогда не попадайтесь в ловушки: “Если любишь меня, то примешь и мое поведение”; “Если любишь меня, то согласишься со мной”; “Если любишь меня, то позволишь мне делать так, как я хочу”. Это низводит любовь до вседозволенности. Библейская любовь не идет на поводу прихотей, чувств, импульсов и страстей. Библейская любовь — не “ощущение”. Церковь должна стать лабораторией, где братья учатся, как любить и жить вместе. Церковь здесь не только затем, чтобы спасти нас от сатаны, но также затем, чтобы спасти нас от нас самих. Наша величайшая привилегия — “возглашать истину с любовью” (Еф. 4:15; Современный Перевод).
Приоритеты любви
Сегодня люди не только низвели любовь до глупости, они еще и не понимают приоритетов любви.
Большинство наших повседневных проблем возникает не по вине преступности; в основном это что-то хорошее, но стоящее не там, где надо. Номер 1 — Бог: “Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь” (Мф. 22:37, 38). Мы должны любить Бога всем своим существом и всем своим разумом. Любовь — это ответ потому, что она верно расставляет наши приоритеты. “Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и саму жизнь свою, тот не может быть Моим учеником” (Лк. 14:26). Шокирующее высказывание? Да! А практическое? Да! Это не эмоциональная любовь/ненависть. Выбрать одно — значит отвергнуть другое.
Не ставьте Бога на второе место, а на первое — семью или себя! Большое должно определять малое. Мы должны заботиться о семье (1 Тим. 5:8), но так соблазнительно сделать детей идолами! Не сосредоточивайте все внимание на семье; сосредоточьте его на Боге. Это позволит все расставить по своим местам. У нас есть обязанности перед семьей, перед собой и теми, кого мы не причисляем к врагам. Это разумно. Приоритеты любви делают любовь самой практической вещью на земле. Иногда легко первостепенные вещи поставить на первое место, а дальше возникают трудности. Это наша ежедневная проблема в нашей ежедневном хождении с Богом.
Безусловная любовь условна
Любовь “в моде”; безусловная любовь — “трижды в моде”. Не будь этого, не было бы телевизионных “откровенных разговоров” (не “откровенных мыслей”). Да, Бог — это любовь. Божью любовь нельзя заработать, заслужить или купить. Бог не может любить нас больше; Он не может любить нас меньше. Не путайте незаслуженную любовь с безусловной любовью. Бог любит каждого человека больше, чем мы любим кого бы то ни было. Божья благодать сделала возможным спасение; Божья любовь дала Агнца Божьего. Спасение предлагается грешникам, хотят они этого или нет. Любовь оказывает на грешников смиряющее воздействие. Мы потеряны для вечности и не можем спасти себя.
Не путайте безусловную любовь с безусловным общением. Блудный сын из Лк. 15 знал, что не может грешить так, как ему хотелось, оставаясь дома. Бог любил его дома, в далекой стране и по возвращении домой. Дело было не в любви. Любить, не ставя условий, — это универсализм (идея, что спасаются все независимо от того, как они живут и как относятся к Богу). Бог есть Свет (1 Ин. 1:5). Свет не может иметь ничего общего с тьмой. Не можете сидеть за одним столом с Христом и сатаной (1 Кор. 10:21). Не может быть согласия между Христом и Велиаром (2 Кор. 6:14-16). Общение бывает только тогда, когда мы ходим в Свете (1 Ин. 1:7). Бог примет и простит нас только у креста — иного Он и не захочет, и не сможет. Если необходим крест Иисуса, тогда необходим и наш крест. Божья благодать не заслуженна, но условна.
Все Божьи обещания имеют условия. Дар (2 Кор. 9:15) требует двух вещей: (1) дающего и (2) получающего. И того и другого! Вы не можете ничего дать тому, кто не хочет это взять. Дар незаслужен. Дар нужно принять. Бог любит нас не за то, кем мы являемся; Он любит нас вопреки тому, кем мы являемся. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, и все для этого делает (2 Пет. 3:9; 1 Тим. 2:4). Однако Бог не станет навязывать нам спасение! “Да” содержит “нет”. “Нет” содержит “да”. Мы не можем заслужить его, но можем отвергнуть его.
Благодать — это поразительная простота, полный абсурд, нелогичная гениальность… и безусловность! Есть вещи, которые Бог не может сделать за нас, потому что мы не хотим позволить Ему. Бог не сможет говорить с нами, если мы не будем слушать Его. Откликайтесь на Божью благодать каждый день.