Между заветом, культурой и безвременьем.
Бог Есть. Администратор.
Несколько лет назад я смотрел кинофильм, в котором отец настаивал на уважении к себе. Его взрослый сын ответил, что ничего ему не должен. Он сказал, что не просился в этот мир, а поскольку появился на свет благодаря отцу, то отец ему должен все.
Библия смотрит на эту проблему не так односторонне. Да, она указывает, что родители многое должны своим детям — ибо действительно ответственны за их существование в этом мире — но она также подчеркивает, что и дети в долгу перед своими родителями. Именно благодаря родителям ребенок получает жизнь. Дар жизни — это особый дар.
Поэтому Еф. 6:1-4 обращается и к родителям, и к детям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. “Почитай отца твоего и мать”, это — первая заповедь с обетованием: “Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле”. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».
Некоторые родители живут так, будто только их дети имеют обязанности. Есть и дети, которые живут так, будто только их родители имеют обязанности. Ни одна из этих позиций не является верной.
Признательность
Павел, говоря о людях, отворачивающихся от Бога, отмечал, какими нечестивцами они становились: “Они… не возблагодарили” (Рим. 1:21).
Уж кому-кому, а нашим-то родителям мы должны быть благодарны. Они подарили нам жизнь. Кроме того, они любили нас и заботились о нас. Я понимаю, что некоторые родители не любят своих детей и не заботятся о них, но это исключение из правила. У большинства, если не у всех, ваших слушателей есть (или были) родители, которые делали для них все, что могли.
Берген Эванс однажды выступил перед выпускниками университета штата Пенсильвания. Он понимал, что обращается к молодым людям, которые не ценили того, чего добились предыдущие поколения — к молодым людям, которые обвиняли своих родителей во всех бедах, существующих в мире. В своей речи он отметил, что поколение их родителей добилось увеличения продолжительности жизни, сокращения рабочего дня при увеличении валового дохода надушу населения и оставило своим детям более здоровый мир, чем унаследовало само. Он говорил о жертвах, принесенных поколением их родителей и предыдущим поколением, и о той цели, которую эти поколения поставили перед собой — сделать жизнь своих детей лучше.
Он сказал своим слушателям: “Потому, что они отдали вам все самое лучшее, вы — самое высокое, самое здоровое, самое умное и, возможно, самое красивое поколение, когда-либо жившее на этой земле”. Он напомнил им, что именно благодаря усилиям родителей “вы меньше работаете, больше узнаете, больше отдыхаете, больше путешествуете в отдаленные места и имеете больше шансов осуществить свои честолюбивые замыслы”.
Свою речь он завершил словами: “Если ваше поколение сможет добиться такого прогресса, какого добились эти два поколения, то вы сможете избавиться от многих еще оставшихся на земле зол… Но это будет нелегко. И вам не добиться этого негативным мышлением, разрушением и принижением. Вы сможете осуществить это упорным трудом, смирением и верой в человечество”.
Наши родители привели нас не в совершенный мир. Ведь этот мир испорчен грехом (Быт. 3:17, 18). В целом, однако, земля — не такое уж плохое место для жизни на время нашей подготовки к вечности. Предыдущие поколения заслуживают к себе лучшего отношения.
Как говорят психологи, одна из основных потребностей человека — это потребность в ощущении своей значимости, потребность в признательности. Этот вывод не противоречит Библии. Признательны ли вы своим родителям? Благодарны ли вы им за все то, что они сделали для вас? Говорите ли вы им о своей признательности?
Уважение
Мы должны проявлять уважение к своим родителям — не потому, что они всегда правы, а просто потому, что они наши родители. Эта основополагающая истина была провозглашена давным-давно, еще в десяти заповедях: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” (Исх. 20:12). Слово “почитай” подразумевает уважение и все, что с ним связано. Когда эта заповедь была повторена в Лев. 19:3, то она стала звучать так: “Бойтесь каждый матери своей и отца своего”. Слово “бояться” означает “глубокое уважение, почтение” (в Современном Переводе: “Каждый из вас должен почитать своих мать и отца”).
Эта заповедь говорит о замечательной привилегии для послушных детей: “чтобы продлились дни твои на земле”. Их дни “продлятся” потому, что они не будут убиты за непослушание (о чем мы вскоре будем говорить). Их дни продлятся еще потому, что они приобретут хорошие привычки, которые будут способствовать продлению их жизни. Но самое главное, их дни продлятся потому, что они послушны Богу, и Бог благословит их.
Это основное наставление детям уважать родителей повторяется и расширяется во Втор. 5:16: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
В тот раз Моисей подчеркнул, что это прямое указание Бога. Сопутствующее благословение было также расширено. Общее обещание звучало так: “чтобы хорошо тебе было”. Жизнь будет “хорошей” для того ребенка, который научится уважению в семье: сын или дочь будут лучшими учениками, лучшими супругами, лучшими родителями, лучшими работниками и лучшими работодателями.
Во Втор. 27, где изложены указания Моисея по обновлению завета при вхождении израильтян в землю обетованную, включена та же самая заповедь — но в отрицательной форме: “Проклят злословящий отца своего или матерь свою” (ст. 16). В Современном Переводе сказано так: “Проклят, кто своими делами проявляет неуважение к своему отцу или матери своей”.
В Новом Завете, когда богатый молодой правитель пришел к Иисусу и спросил, что ему делать, чтобы унаследовать жизнь вечную, Иисус перечислил несколько заповедей из Десятисловия, в том числе и “почитай отца твоего и матерь твою” (Лк. 18:20). Молодой человек ответил на это: “Все это сохранил я от юности моей” (ст. 21).
Уважение к родителям — настолько важное требование, что эта заповедь повторяется слово в слово как часть Нового Завета Иисуса: “«Почитай отца твоего и мать», это — первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»” (Еф. 6:2, 3).
Как мы можем проявлять уважение к своим родителям?
(1) Мы проявляем уважение (или его отсутствие) тем, как мы разговариваем со своими родителями. В Ис. 45:10 встречается такой необычный стих: “Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?» а матери: «зачем ты родила меня?»” В одном пересказе Библии эти слова перефразированы таким образом: “Горе только что родившемуся младенцу, который пищит матери с отцом: «Зачем вы произвели меня на свет? Вы что, совсем не можете ничего сделать так, как нужно?»” В контексте автор говорит об отношении человека к своему Создателю, но эти слова ярко изображают непочтительного молодого человека, который за все винит своих родителей.
В ветхозаветные времена того, кто проклинал своих отца или мать, ждала смерть от побивания камнями (Исх. 21:17; Лев. 20:9; Прит. 20:20; см. также Прит. 30:11). Если бы эта заповедь выполнялась кое-где сегодня, население там значительно бы сократилось.
(2) Мы также проявляем уважение (или его отсутствие) тем, как отзываемся о своих родителях. Хам был проклят за то, что насмехался над жалким видом своего отца (Быт. 9:20-25). В тексте подразумевается, что каким-то образом Хам посмеялся над нетрезвым состоянием своего отца.
(3) Мы проявляем уважение (или его отсутствие) даже тем, как ведем себя; необязательно что-то говорить, чтобы показать свое неуважение. В Прит. 30:17 сказано, что “глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!” Когда я читаю эти строки, то вижу перед собой подростка, который возмущается замечанием в свой адрес: “Что я такого сказал?” — а родитель отвечает: «Дело не в словах. Дело в твоем взгляде”.
В Ветхом Завете сын, плохо обращавшийся со своими родителями, был позором и бесчестием (Прит. 19:26). Ударивший своих родителей подлежал смерти (Исх. 21:15). Можно составить длинный перечень того, как дети могут проявлять уважение — или его отсутствие — к своим родителям.
Пророк Михей так говорил о плачевном состоянии дел в его времена: “Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери” (Мих. 7:6). Мы должны уважать наших родителей.
Послушание
Послушание родителям тесно связано с уважением к ним. Непослушание детей — извечная проблема. Когда Павел описывал упадок общества, характерный для его времени, он называл такие его симптомы: “обидчики, самохвалы, …непослушны родителям” (Рим. 1:30).
Некоторое время назад Элеонора Рузвельт написала в своем ежедневном газетном репортаже: “Возможно, многих из нас, кого волнует состояние нашего мира и в особенности нашей молодежи, ободрит тот факт, что многие нынешние проблемы существуют испокон веков”. Затем она процитировала: “Наша земля деградировала в эти последние дни; подкуп и коррупция стали обычным делом; дети больше не повинуются своим родителям; конец света явно близок”, — а потом призналась, что эти слова были высечены на ассирийской каменной стелле около 2800 г. до н.э.
Г-жа Рузвельт привела еще одну цитату: “Дети сейчас любят роскошь; у них плохие манеры, презрение к власти. Сейчас дети — тираны, а не слуги для своих домашних. Они противоречат родителям, ведут пустые речи перед компанией, глотают деликатесы за столом и тиранят своих учителей”. Эти слова были написаны в древней Греции Платоном за три столетия до рождения Христа; а Платон, в свою очередь, цитировал Сократа.
Учение, изложенное в Еф. 6:1, просто и прямолинейно: “Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость”. Должны ли мы повиноваться своим родителям, потому что они всегда справедливы? Нет, но потому, что “сего требует справедливость”. Быть послушным — это правильно. Слова “в Господе” означают ваши взаимоотношения с Господом, вашу принадлежность к христианству. Если и вы, и ваши родители — христиане, то это делает ваши взаимоотношения вдвойне особыми. Но даже если ваши родители не являются христианами, вы все равно должны повиноваться им, ибо такова Божья воля. “Сего требует справедливость”.
В Кол. 3:20 Павел расширяет смысл этого требования: “Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу”. “Во всем” означает “во всем, что не противоречит Божьей воле” (см. Деян. 5:29). Павел говорит, что ребенок, поступающий таким образом, будет угоден Богу. Иисус был Божьим Сыном, однако в подростковом возрасте Он “был в повиновении” у Иосифа и Марии (Лк. 2:51).
Большинство людей признает необходимость направлять маленьких детей. Мало кто из них дожил бы до совершеннолетия, если бы им позволяли ходить по проезжей части улицы или играть с огнем. Подростки могут не осознавать, что все еще нуждаются в руководстве, но это не меняет дела.
Что это значит — слушаться своих родителей? Означает ли это, что ребенок выполняет просьбу родителей после неоднократного повторения? Нет, истинное послушание означает, что ребенок повинуется быстро, с радостью и даже предвосхищает просьбы родителей. Именно этого хочет Бог, и такое повиновение — радость для любых родителей.
Бог хочет, чтобы дети повиновались своим родителям, — и не только потому, что это благотворно сказывается на отдельных семьях, но также и потому, что это воздействует на общество в целом. Эдвард Каст пишет: «Полагаясь на своих родителей и повинуясь им продолжительное время, дети учатся, пожалуй, самому важному из всего того, чему они должны научиться: доверять другим людям и, наконец, Богу. Если ребенок не научится доверять своим родителям, его способности доверять кому-либо будет нанесен серьезный ущерб… В человеческом обществе нет более очевидной необходимости, чем необходимость повиновения своим родителям».
Каст подчеркивает, что безответственное отношение родителей к своему долгу заботиться о детях так же недопустимо, как и безответственное отношение детей к своему долгу повиноваться родителям. Он ставит вопрос: “Почему кто-то должен кому-то повиноваться?” — и сам же отвечает на него: «…Общество — это совместное человеческое усилие, и как же общество может функционировать, если люди не будет уважать друг друга и не будут считаться друг с другом в установленном порядке подчиненности? Когда в каком-нибудь обществе неповиновение детей своим родителям становится обычным явлением, все историки достают ручки и бумагу и начинают писать о деградации и упадке этого общества».
То влияние, которое непослушные дети оказывают на общество, отражено в следующем ошеломляющем законе, который Бог дал сынам Израиля:
«Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания. И скажут старейшинам города своего: “сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница”; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат, и убоятся» (Втор. 21:18-21).
Новый Завет (по которому мы живем) не учит нас убивать детей, если они не повинуются своим родителям, но ветхозаветная заповедь представляет собой яркое напоминание о важности повиновения своим родителям.
Родители не всегда правы, но если они действительно заботятся о своих детях, то они, наверное, чаще будут правы, чем неправы. Подростки, если у вас есть родители, которые любят вас достаточно, чтобы устанавливать для вас определенные ограничения, благодарите Бога за этих родителей!
Наш долг — слушаться своих родителей.
Понимание
Далее идут “долги”, которые тесно связаны с признательностью, уважением и послушанием; но они достаточно важны, чтобы поговорить о каждом из них в отдельности. Следующим в списке идет “понимание”. Мы должны нашим родителям столько сочувствующего понимания, сколько вообще возможно.
Как-то мы отмечали, что мужья должны обращаться со своими женами “благоразумно” (“с пониманием”; Современный Перевод) (1 Пет. 3:7). Это неплохой совет для вообще всех взаимоотношений в семье. Мы должны стремиться понять друг друга.
Мне не раз приходилось слышать, как подростки жалуются: “Мои родители не понимают меня!” Многие из этих молодых людей, кажется, не осознают, что понимание должно быть обоюдным. Подростки, задумывались ли вы когда-нибудь, что самое большое отсутствие понимания может быть с вашей стороны? Ведь ваши родители были когда-то молодыми. Они знают и что такое быть подростком, и что такое быть взрослым. Вы же знаете лишь то, что значит быть подростком. Вы хотите, чтобы ваши родители поняли вашу точку зрения, а сколько времени вы потратили на то, чтобы понять их точку зрения?
Некоторые говорят, что сегодня трудно быть подростком, и это действительно так. Быть родителем подростка тоже трудно. Подростки, учитываете ли вы то, что ваши родители стареют и больше устают? Учитываете ли вы, что у них могут быть большие проблемы на работе? Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как трудно им бывает порой сводить концы с концами при сегодняшнем экономическом положении? Осознаете ли вы, что у вашей матери может быть переломный период в жизни, а у отца “кризис средних лет”?
Один неизвестный автор в статье “Шесть шагов к тому, как жить в мире со своими родителями” в шутливой форме описал необходимость для подростков понимать своих родителей:
1. Не бойтесь разговаривать на их языке. Пытайтесь употреблять такие странно звучащие фразы, как “Я помою посуду” и “Да”.
2. Попытайтесь понять их музыку. Слушайте “Лунную серенаду” Гленна Миллера до тех пор, пока не привыкнете к ее звучанию.
3. Будьте терпеливы к безволию. Когда вы увидите, как ваша соблюдающая диету мама тайком таскает семечки или печенье, не показывайте своего неодобрения. Скажите ей, что вам она нравится и такой.
4. Побуждайте родителей рассказывать о своих проблемах. Старайтесь при этом не забывать, что зарабатывание на жизнь и оплата кредитов им кажется важным.
5. Будьте терпимы к их внешнему виду. Если ваш отец коротко пострижется, не воспринимайте это как личное оскорбление. Помните, что для него важно выглядеть так, как выглядят его сверстники.
6. И самое важное: если они сделают что-либо, что вы сочтете неправильным, то дайте им понять, что вам не нравится их поведение, но не они сами. Не забывайте — родителям нужно знать, что их любят.
Сотрудничество
Мы должны своим родителям сотрудничество — такое сотрудничество, на какое только способны. На родителях лежит огромная ответственность. В 1 Тим. 5:8 сказано, что “если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного”. В Еф. 6:4 отцам велено воспитывать своих детей “в учении и наставлении Господнем”. Бог возложил на родителей ответственность заботиться о своих семьях как в материальном, так и в духовном плане, и однажды они дадут отчет о том, как они с этим справились (1 Кор. 4:2). Мы должны сделать их непомерную задачу как можно легче.
Что касается их обязанности заботиться о нас в материальном плане, то мы не должны жаловаться, если у нас нет всего, что хотелось бы иметь. Что же касается их обязанности заботиться о нас в плане духовном, то мы должны помогать им в этом. Когда они пытаются воспитывать нас “в… наставлении Господнем”, давайте будем их слушать. Мудрец писал: “Слушай, сын мой, наставления отца твоего, и не отвергай завета матери твоей: потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей” (Прит. 1:8, 9). А вот еще его слова:
«Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Прит. 6:20-22).
Сравнение наставлений ваших родителей с украшениями — это метафора, позволяющая наиболее ярко выразить мысль о том, что если вы будете следовать этим наставлениям, то у вас будет прекрасная жизнь.
Во многих стихах подчеркивается важность восприимчивости: “Сын мой! Словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое” (Прит. 4:20); “Крепко держись наставления, не оставляй, храни его; потому что оно — жизнь твоя” (Прит. 4:13). Подростки, если ваши родители пытаются научить вас правильным вещам, благодарите Бога за них.
Эдвард Уайт был одним из трех астронавтов, которые погибли во время взрыва космического аппарата Аполлон 1 на мысе Кеннеди 27 января 1967 г. Ему принадлежат следующие слова о родителях: «Когда я был мальчишкой, вряд ли у меня было больше интереса к вере, чем у большинства молодежи. Но у меня были родители, которые знали, как рассказать мне о своих убеждениях, чтобы я мог понять. Брат Джим, сестра Джин и я никогда не сомневались, какую позицию занимают наши родители в вопросе религии. Библия в нашем доме не пылилась на полке; она была там, где ею могли пользоваться. Церковь не была для нас чем-то таким, куда ходят лишь по большим праздникам; посещение церкви по воскресеньям было такой же неотъемлемой частью нашего ритма жизни, как стирка по понедельникам».
Наши родители должны воспитывать нас “в учении… Господнем”. Повторяю, мы должны быть готовы к сотрудничеству. “Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен” (Прит. 15:5; см. также 12:1). Если мои родители наказывали меня, то это было потому, что они любили меня и хотели, чтобы я рос убежденным христианином.
Самое лучшее
Наш долг перед родителями — быть самыми лучшими сыновьями и дочерьми, какими только возможно. Сколько бы хорошего мы ни говорили нашим родителям, если мы не живем праведной жизнью, мы их не уважаем. Когда сыновья Иакова поступили неправедно, Иаков сказал: “…Вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли…” (Быт. 34:30). Когда Исав взял себе двух жен-хананеек, было то “в тягость Исааку и Ревекке” (Быт. 26:35; см. также 27:46). Ранее мы цитировали из 21 главы Второзакония. Слышите ли вы боль в голосах тех родителей, которые признают: “Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница” (Втор. 21:20)?
Самая большая честь, которую мы можем оказать своим родителям, — это стать христианами, настоящими христианами с личным убеждением и верой, и дальше жить по-христиански, делая для этого все возможное. Мы должны быть как можно лучше в молодости. “Можно узнать даже отрока по занятиям его” (Прит. 20:11). Мы должны быть как можно лучше в старости. Мы должны быть как можно лучше, даже если наших родителей уже нет в живых; мы должны быть верными их памяти. Мы должны быть как можно лучше, даже если наши родители не христиане (или никогда ими не были). Если они еще живы, мы можем привести их ко Христу своим примером (1 Пет. 5:1-4). Если их уже нет в живых, то мы все равно окажем им честь, если будем верны тому, что, как мы знаем, является истинным.
Наш долг перед нашими родителями — быть самыми лучшими, какими только можно быть.
Постоянная любовь
И, наконец, мы должны своим родителям постоянную любовь и заботу на протяжении всей их жизни. Некоторые истины, о которых шла речь в этом уроке, касаются прежде всего детей, все еще живущих дома (в особенности подростков), но многие наставления применимы ко всем нам на протяжении всей нашей жизни. Сколько бы мы ни жили, мы должны нашим родителям признательность, уважение, сочувствующее понимание и усилия, направленные на то, чтобы быть самыми лучшими сыновьями и дочерьми, какими только можно быть.
Наша заключительная беседа касается прежде всего тех из нас, кто уже вырос. Мы должны непрерывно показывать и всячески выражать любовь к нашим родителям и заботу о них до конца их дней. Выражать это словами — сказанными лично, по телефону или написанными в письме. Выражать это делами.
Частью такой любви является забота о родителях в старости. Ранее я ссылался на 1 Тим. 5:8: “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного”. Я отнес этот стих к родителям, и я считаю, что его можно отнести ко всем вообще, — но мы должны понимать, что контекст этого отрывка учит нас тому, что взрослые дети должны заботиться о своих престарелых родителях. Однажды, когда Иисус проповедовал, к нему пришли фарисеи и книжники и спросили: “Зачем ученики Твои преступают предание старцев?” (Мф. 15:1). Иисус едко ответил:
«Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: “почитай отца и мать”; и: “злословящий отца или мать смертью да умрет”. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: “дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался”, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры!» (ст. 3-7).
Книжники и фарисеи думали, что можно избежать своих обязательств перед родителями, если сказать им: “Корван, то есть, дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался” (Mк. 7:11). Корван — это древнееврейское слово, которое означает “то, что принесено”; им пользовались, когда говорили о жертвоприношении. Казна храма называлась корванас. Корванас — слово, которое в Мф. 27:6 переведено “сокровищница”.
«С помощью этого слова [корван], произнесенного в религиозной клятве, безответственный иудей мог формально посвятить Богу (т.е. храму) свои доходы, которые могли бы пойти на содержание его родителей. Эти деньги, однако, не обязательно шли на религиозные цели. Корван был просто уловкой, помогавшей обойти четко изложенную в законе ответственность детей перед своими родителями. Законники считали клятву Корван обязательной к исполнению, даже если она произносилась необдуманно» (Кеннет Баркер).
Иисус осудил этот придуманный людьми обычай, так как человек не может “почитать” своих родителей, не заботясь об их благополучии в старости. Батселл Бакстер пишет: «Никакое посещение церкви, никакие пожертвования на нужды церкви, никакие моральные качества не могут заменить почитание родителей. Одна из трагедий нашего, казалось бы, просвещенного века — в том, что мы забыли родителей нашего общества и свой долг перед ними. Медицина увеличила продолжительность жизни человека настолько, что количество людей, перешагнувших шестидесятипятилетний возраст, продолжает расти. Но медицина не может решить такую социальную проблему, как пренебрегаемые, забытые и отвергнутые старики. Решить эту социальную проблему можно, только пробудив нашу совесть, что возможно лишь при наличии правильных взаимоотношений с Иисусом Христом».
В Прит. 28:24 сказано об ужасном грехе обкрадывания своего отца. “Мы бы никогда не пошли на такое чудовищное преступление”, — говорим мы. А как быть с тем, когда мы не отдаем нашим родителям того, что должны им? Когда мы не отдаем им свою признательность, свое уважение, свое послушание, сочувственное понимание и сотрудничество? Когда мы не самые лучшие, какими только можно быть? Когда мы не одариваем их своей постоянной любовью и не заботимся о них на протяжении всей их жизни? Разве мы не крадем у них то, что куда более ценно, нежели золото?
Давайте завершим этот урок молитвой:
Боже, хвала Тебе за Твою мудрость в создании брака и семьи. Мы благодарим Тебя за то, что Ты благословил ими нашу жизнь. Теперь же мы просим Тебя помочь нам быть такими мужьями и отцами, женами и матерями, а также детьми, какими должно быть. Мы полагаемся на Твою мудрость, ибо сами неразумны. Мы полагаемся на Твое долготерпение, ибо сами нетерпеливы. Мы полагаемся на Твою крепость, ибо сами немощны. Пусть каждая семья прославит Тебя.