Нравственная проблема Бога: стоили ли безмерные страдания Иова того, чтобы опровергнуть очередную ложь сатаны? Если это лишь испытания на верность, то они — очень жестокие для человека любой эпохи.
Майкл Брукс
1. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». (Иов.1:8)
2. «“Но ныне Он изнурил меня. ‘Ты разрушил всю семью мою. Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня; восстаёт на меня измождённость моя, в лицо укоряет меня’. … Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивых, бросил меня. Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня, и поставил меня целью для Себя. Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою, пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец”» (Иов.16:7–14).
С точки зрения Иова, реальность выглядела довольно очевидной и печальной. Вся его предыдущая жизнь оказалась бессмысленной и напрасной. Его семья, имущество, дружеские отношения, здоровье и даже его убеждения были разрушены. Друзья безжалостно обрушили на него несправедливые обвинения, жена упрекала и презирала его, а Бог лишил всех благословений. Можем ли мы проигнорировать то, что Иов описывает Бога как «[своего] неприятеля», который «бросил [его] в руки нечестивых», «потряс» и «избил» его?
То, что друзья и семья могут от нас отвернуться, печально и прискорбно, но нас не особо шокирует склонность людей совершать ошибки и предавать доверие. Но может ли Бог нас оставить? Это очень серьёзный вопрос, один из тех, о котором даже тяжело рассуждать. Согласно книге Иова, все несчастья, которые произошли с главным персонажем, были по воле Бога. Сам Господь взял на Себя полную ответственность за случившееся, хотя роль сатаны как непосредственной причины всех катастроф, также признаётся. Всемогущий Бог полностью контролирует все жизненные обстоятельства, и потому наша вера призывает нас признавать Его роль в этих обстоятельствах.
В 16:7–14 перед Иовом встаёт этот неопровержимый факт, не в условиях усердных поисков истины в тишине кабинета, а в условиях сильнейших потрясений и боли. Сложность его ситуации привела его к таким выводам: «Если всем действительно руководит Бог, то случившееся cо мной — дело Его рук. Но так поступает враг. Значит, если Бог так поступает по отношению ко мне, то Он ведёт Себя, как мой враг!» Книга не отрицает роль Бога в испытаниях Иова, но были ли Его действия действиями врага? Был ли Бог действительно врагом Иову?
Иов не одинок
Вне всяких сомнений, Иов не был единственным человеком, к которому приходили подобные мысли. У многих людей бывает чувство, что Бог их предал, что Он враждебно настроен по отношению к ним. Такое чувство вызывает у них смертельный страх перед Богом.
Пример трогательного описания таких чувств мы можем найти в Псалме 138. В нём идёт речь о том, что Бог знает абсолютно всё о человека, вплоть до мельчайших деталей, и это не может не внушать псалмопевцу страх. Ни одна наша мысль, ни один поступок не скрыты от Его ведения, и потому мы совершенно беззащитны перед Ним. Вслед за псалмопевцем мы спрашиваем: «Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 139:7).
Я убеждён, этот страх перед Богом и Его властью присущ всем. Мы все признаём свою слабость перед искушениями, которая делает нас уязвимыми. Мы все тщетно ищем место, где могли бы укрыться от Его гнева. Но мы понимаем, что от Него не спрятаться, и поэтому нам страшно, словно само существование Бога уже представляет для нас опасность.
Столкновение воли
Только узколобый, слепой или лживый человек может утверждать, что с праведными людьми происходят только хорошие вещи. Со всеми нами происходят травмирующие события, оставляющие глубокий след в наших жизнях. Болезни превращают нас в калек, преступники лишают нас здоровья, жизни и имущества, войны разрушают целые семьи и страны. Поскольку Бог является всемогущим, мы вынуждены признать, что Он позволяет всему этому происходить. Поскольку Ему известно обо всех наших несовершенствах, легко прийти к заключению, что Он намеренно заставляет нас страдать, руководствуясь либо гневом, либо Своим пониманием справедливости. Мы начинаем думать, что Он действительно поступает с нами, как со Своими врагами!
И здесь мы склонны упускать из виду одно важное обстоятельство: не всё то, что мы считаем злом, является таковым! Обстоятельства могут казаться нам чрезвычайно неблагоприятными только потому, что не совпадают с тем, чего мы желаем. Но дело в том, что не всё из того, что мы хотим, является тем, чего от нас ожидает Бог.
В Ветхом завете немало прекрасных примеров подобного столкновения воли. Однажды Господь решил разрушить Ниневию. Жители этого города были чрезвычайно нечестивыми, и Божья справедливость требовала наказать их за их злодеяния. Проблема была в том, что Бог всё равно любил этих людей и не хотел их гибели. Бог решил дать им ещё один шанс, чтобы они могли покаяться и избежать смерти. Поэтому Он призвал пророка Иону, велев ему идти в Ниневию и предупредить её жителей. Иона был иудеем, который знал, что Ниневия была врагом его народа и угрожала будущему Израиля. Он не желал их покаяния, и не хотел предупреждать их о Божьем наказании. Сначала он попытался убежать, но Бог остановил его. Затем он открыто выразил своё недовольство Богу. Он был настолько огорчён покаянием ниневитян, что даже сказал: «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3). В ответ Бог напомнил ему о тысячах невинных детей, которые погибли бы, если бы город был разрушен, и спросил: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющие отличить правой руки от левой …?» (Иона 4:11).
Поскольку Иона не был согласен с тем, что сделал Бог, он был готов считать Его своим врагом и врагом своего народа. Когда позднее Ниневия послала против Израиля свою армию, которая опустошила страну и захватила в плен её народ, дух Ионы, возможно, обвинил Бога: «Это Твоя вина! Я говорил, что, если Ты пощадишь Ниневию, это добром не окончится!»
В силу своей физической природы для нас естественно стремиться к комфорту, миру, достатку и удовольствиям. Они представляются нам благом, но они также могут привести к гордыне, алчности, самодовольству и другим грехам. Богу известно об этом, и часто Он не допускает этих вещей в нашу жизнь. Не исключено, что Бог побудил ранних христиан рассеяться по всему миру, допустив преследования и гонения, чтобы заставить их покинуть привычный Иерусалим (Деян.8:1–4). Когда Павел молил Бога о том, чтобы Тот избавил его от «жала в плоти», Бог оставил это жало, дабы Павел не забывал о своей уязвимости и нужде в Боге (2 Кор. 12:7–9). Урок для нас: то, что Бог не согласен с нашими желаниями, не означает, что Он против нас.
Кто должен решать?
Из всего этого вытекает важнейший вопрос веры. Кто из нас знает, что для нас лучше? Человек или Бог? Только Бог, всезнающий, мудрый и любящий Создатель, знает, в чём мы нуждаемся на самом деле. Только Бог, в котором нет ни греха, ни нечестия, ни корыстного интереса, знает, как лучше обеспечить наши истинные нужды.
Иов оказался в очень жестокой, но необходимой ситуации. Когда казалось, что всё указывало на то, что Бог стремился его погубить, он был вынужден слепо смириться пред Божьей волей. Он ничего не знал о целях и мотивах Бога, ни о том, как заботливо и бережно Бог вёл его к пониманию Его и близким отношениям с Ним. Он должен был смиренно и без сомнений принять все Божьи действия только потому, что Он — Бог.
Это то, что должны сделать и мы. Бог лучше нас знает, в чём мы нуждаемся. У Него более глубокое понимание того, как удовлетворить эти наши потребности. Наша вера требует, чтобы мы доверяли Ему. Вера — это про доверие, а не просто признание существования Бога; это готовность быть зависимым от Него во всём.
Это доверие означает, что мы должны позволять Богу решать, в чём мы нуждаемся и как этого достигнуть. Мы отдаём контроль над своей жизнью в Его руки. Это не так уж и сложно, если мы поймём, что никогда на самом деле ничего не контролировали. Без Бога мы бессильны как перед уловками сатаны, так и перед существующими физическими стихиями. Любое заявление о том, что мы сами решаем свою судьбу, является ложью. Когда мы это поймём, нам будет легко довериться могущественному Богу. Он может управлять нашей судьбой.
Это не просто смирение перед всеведением Бога. Это также и следование за Ним. Если бы вы были застигнуты пожаром, находясь на третьем этаже, вам было бы нелегко прыгнуть на полотно, которое внизу растянули пожарные. Но если бы вы понимали, что иного способа спастись нет, вы бы это сделали, несмотря на большой риск упасть мимо и сильно травмироваться. Но если вы не прыгнете, смерть в огне станет не возможностью, а неизбежностью. Так и с Богом. В силу нашей человеческой природы, мы не можем быть абсолютно уверены в том, что Он исполнит всё, что обещал, если мы покоримся Ему. Но мы можем быть абсолютно уверены в том, что без Него, у нас вообще нет никаких шансов на спасение.
Бог нам не враг. Он наш Творец, Отец и Спаситель. Он любит нас и сделал всё необходимое, чтобы обеспечить наши нужды. Вместо страха и ужаса мы должны испытывать по отношению к Нему любовь и доверие. Эти чувства, в свою очередь, укрепят наши отношения и умножат наши благословения.