Доброта Бога и реальность зла

Д-р Альберт МОХЛЕР,
The Christian Post

Каждый мыслящий человек сталкивается со злом в течении своей жизни. Злые поступки и трагические события преследуют нас на протяжении всего тернистого пути, именуемого человеческой жизнью. Проблема зла и страдания, несомненно, один из наиболее сложных вопросов в теологии.

Многие люди рассматривают этот вопрос только тогда, когда наступают трудные времена. Бессмысленная трагедия, тяжелая болезнь или ужасное преступление требуют объяснения. Недавно зло приняло облик урагана Катрины, вышедшего на побережье.

Для атеиста здесь нет большой проблемы. Жизнь – это случайность, мораль – игра, которой мы подчиняем наши жизни, они не имеют значения. Как говорит профессор Оксфорда Ричард Даукинс: человеческая жизнь – это всего лишь способ, которым гены умножаются и репродуцируют. У человечества нет ни значимости, ни достоинства.

Для христианского ученого материальный мир и опыт страданий и смерти иллюзорны. В других религиях страдания – это часть великого круга жизни или многочисленные реинкарнации духа.

Некоторые христиане объясняют страдания последствием греха, известного или неизвестного. Некоторые страдания могут действительно быть прямыми последствиями греха. Что мы сеем, то и пожинаем, и многие могут подтвердить это. Некоторые люди страдают невинно, за греховные действия других.

Но Иисус отвергал это объяснение причин страдания, наставляя Своих учеников (в Евангелии от Иоанна, 9 и Луки, 13), что не всегда можно привязать страдание к греху. Мы должны знать, что проблема зла и страдания подразумевает зло двух видов – природного и морального. В упомянутых отрывках говорится об обоих типах. В Евангелии от Луки, 13, убийство Галилеян совершенно очевидно является «моральным злом», преднамеренным убийством – подобным действиям террористов в Нью-Йорке и Лондоне. В Евангелии от Иоанна, 9, говорится о человеке, слепом от рождения, и Иисус рассказывает своим двенадцати ученикам, что его слепоту нельзя объяснять его грехами, или грехами его родителей.

Естественное зло приходит без всякого «морального» повода. Падает башня, происходит землетрясение, торнадо, ураган, кусает паук, сваливает болезнь. Этот мир – смесь чудес и опасностей. Сила тяжести может спасти вас, или убить. Когда падает башня, она убивает.

Во всем мире люди пытаются решить проблему зла. Этот вопрос встает перед теми, кто признает, что Бог могуществен, и что Бог есть добро. Как может добрый Бог позволить такому случаться? Как может Бог, Который есть любовь, позволять убийцам убивать, террористам терроризировать, а преступникам уходить безнаказанными?

Первый попавшийся, поверхностный ответ здесь не годится. Наше затруднительное положение известно, и атеисты думают, что имеют над нами преимущество. Как утверждает герой в пьесе Арчибальда МакЛеиша: «Если Бог – это Бог, Он не добр. А если Он добр – Он не Бог…» Как он себе представляет, Бог может быть либо добрым, либо могущественным, но никак не объединять в себе эти два качества.

Мы или примем точку зрения, которая заключается в откровении Бога в Библии, или будем изобретать себе божество сами. Библия сразу исключает ложные понятия.
Во-первых, Библия показывает Бога всемогущим и всеведущим. Это Его безоговорочные признаки. Владычество Бога – это фундаментальное понятие Библейского теизма. Творец властвует над Своими творениями. Ничего не произойдет без Его ведома. Он знает, сколько волос у нас на голове. Господь управляет всеми народами и царствами. Ни один атом или молекула во Вселенной не остаются без Его управления.

Власть Бога была признана царем Навуходоносором, который сказал, что Бог «по воле Своей … действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему «что Ты сделал?»» (Дан. 4:32) Некоторые богословы пытались ограничить всемогущество Бога в определенных рамках, ставя ее в одном ряду с властью, которой обладают другие. Некоторые пытаются ограничить всеведение Бога, ставя Его разум в один ряд с другими.

Раввин Гарольд Кушнер утверждает, что Бог делает, все что может в определенной ситуации, но Ему не хватает власти убивать или исцелять. Другие утверждают, что если проваливается план А, у Бога уже готов план Б. У Него много ресурсов, а не власти, утверждают они.

Мы не разделяем эти взгляды, так как Господь, о Котором говорится в Библии, воздвигает и разрушает империи и народы, и Его власть действенна и абсолютна. Ограниченная власть – это не власть.

Вторая большая ошибка – приписывать Богу зло. Библия не позволяет этого. Господь – это абсолютная правота, любовь, добро и справедливость. Большинство ошибок, связанных с этим вопросом, происходят из-за склонности человеческой натуры применить свои мерки к Богу. Но не столько добро определяет Бога, сколько Бог определяет добро.

Как же мы должны говорить о власти Бога и увязывать это с существованием зла? Между двумя вышеупомянутыми неправильными взглядами Библия говорит о признании власти Бога как основание спасения и гарантию добра. Мы не можем объяснить, почему Бог допустил грех, но мы понимаем, что Его слава больше всего видна в победе Христа над грехом. Мы не можем понять, почему Бог допускает болезни и страдания, но мы должны признать, что главная их причина – грех.

Как Бог проявляет свою власть? Проводит ли Он все свои действия согласно порядку, позволяет ли ОН совершаться некоторым злым деяниям? Обладая имеющимися знаниями о Боге, мы не можем говорить о Божьем порядке ведения дел так, как будто Он – «автор» зла, и мы не можем говорить о Его позволении, так как это отрицало бы Его активную волю.

Бог – это Бог, и Бог есть добро. Апостол Павел, обращаясь к церкви, утверждает, что власть Бога – это основание нашей надежды, уверенность в справедливости Бога и его любящем управлении нашей жизнью: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8:28)

Мы не можем объяснить, почему Бог позволил в тех или иных случаях произойти злу. В то же время, мы не должны молчать, когда надо свидетельствовать о Боге правом, любящем и всемогущем. Смирение требует, чтобы мы признавали все, что говорится в Библии и не шли дальше. Есть много того, что мы не понимаем. Как говорил Чарльз Сперджен, мы не можем проследить мотивы Бога, мы просто должны довериться Его сердцу.

Добавить комментарий