Наши баптистские принципы (продолжение)

Я.Я. ВИНС, Портал-Credo.ru

Четвертый принцип

Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям Богу было угодно главную сущность Евангельской истины выразить двумя видными символами — крещением и Вечерей Господней, или Преломлением Хлеба. Нужно сказать, что ни одна Библейская истина не подвергалась ни в прошлых веках, ни поныне таким произвольным изменениям, как эти два установления. Предыдущие принципы достаточно ясно доказывают, что установления Господни, рассматриваемые как четвертый принцип нашего исповедания, ничто иное, как прямое и неизбежное следствие практического исполнения фундаментальных истин Слова Божьего.

Водное крещение

Мы признаем водное крещение действительным, когда оно совершается и принимается согласно евангельскому смыслу. Иисус Христос сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мтф. 28, 19). Мы верим, что по новозаветному учению водное крещение означает: публичное исповедание Христа как личного Спасителя, или облечение во Христа Иисуса (Гал. 3, 27); исповедание веры в смерть, погребение и Воскресение Христа, как в основные истины Евангелия (1 Кор. 15,1 —4; Рим. 4, 24—25); заявление верующего, верою сообразующегося смерти, погребению и воскресению Христа, о своей тождественности с Ним (Рим. 6, 3—4); утверждение верующего, что он умер для греха и ветхой жизни и воскрес со Христом для жизни новой, чистой, святой, благочестивой и благоугодной Богу (Рим. 6,1—13; Кол. 2,11—12).

Из Священного Писания также видно, что крещение не просто форма, но оно — Божественное установление. Об этом свидетельствует личный пример Самого Господа Иисуса Христа, который Он оставил нам, чтобы мы шли по следам Его (1 Петра 2, 21). Об этом также свидетельствуют и личные слова Господа: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Мтф. 3, 15) Слово «нам» указывает, что Иисус здесь говорит как заместитель всех искупленных детей Божьих, как Вождь вечного спасения (Евр. 2, 10), как Глава нового человечества — Церкви, Тела Своего (Еф. 1,21) и как первенец из мертвых (1 Кор. 15, 20; Кол. 1, 18; Откр. 1,5).

Крещение есть действие, имеющее глубокое значение в жизни верующего человека. Оно свидетельствует о послушании и исполнении воли Божьей принимающим его. Поэтому всякое пренебрежение крещением или искажение его Библейской формы есть грех непослушания (своеволия), противодействующий Божьему установлению (Луки 7, 30).

Крещение также является и внешним выражением внутреннего духовного опыта. Погружение верующего человека в воду указывает, что он умер для мира и греха как и Христос умер и был погребен. Выход из воды указывает на его обновленную жизнь, в которой он теперь живет силою Воскресения Господа Иисуса Христа (Кол. 2, 12—13).

По слову Апостола Петра «крещение есть обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3, 21), свидетельствующее, что крестившийся облекся во Христа (Гал. 3, 27). Крещение есть публичное исповедание Господа Иисуса Христа как личного Спасителя и торжественный акт добровольной отдачи самого себя на служение Богу. Эти духовные переживания и опыт верующего человека невозможно выразить никаким другим религиозным действием или обрядом, как только тщательным исполнением святого водного крещения по учению и примеру Нового Завета. Так как на основании Священного Писания действительным крещением может быть признано только одно крещение (Еф. 4, 5), которое совершается церковью однажды над каждым верующим, «охотно принявшим слово», то его следует совершать строго по Писанию, чтобы в сердце искренне любящего Господа христианина не оставалось места ни для малейшего сомнения.

Водное крещение совершается следующим порядком: прежде всего желающие принять крещение должны быть научены основным истинам Евангелия. Затем при собеседовании церковь испытывает их готовность к крещению. После испытания, как правило, «перед многими свидетелями» (1 Тим. 6, 12) происходит крещение. Креститель и крещаемый сходят в воду (Деян. 8, 38), креститель (пресвитер) обычно задает несколько вопросов, после чего произносит: «Крещу во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». После этого он погружает крещаемого в воду и поднимает из воды.

Основание для такого образа крещения мы находим в следующих библейских местах: Иисус Христос, наш Господь и Учитель, Сам принял святое крещение от Иоанна Крестителя, сказав: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мтф. 3, 13—15). Иоанн Креститель был послан Богом (Иоан. 1,6), крещение его было с неба (Мтф. 21, 25—26) и совершалось в Иордане (Мтф. 3,6). Поэтому и сказано об Иисусе: «Крестившись, Он тотчас вышел из воды» (Мтф. 3, 16); а при крещении евнуха мы читаем, что «оба сошли в воду, Филипп и евнух» (Деян. 8, 38—39).

Из послания Апостола Павла к Римлянам 6, 3—4 мы видим, что крещение изображает погребение, и символический смысл погребального значения крещения лучше всего выражается чрез погружение крещаемого в воду.

Вечеря Господня или Причастие

Видимые знаки Вечери Господней (Причастия) заключаются, по Слову Божьему, в хлебе и вине как символах Тела и Крови Христа Спасителя (Мтф. 26,26—27; 1 Кор. 10,16—17; 11, 26—27). Вечерю Господню установил Сам Господь в ту ночь, когда в последний раз во время Своей земной жизни праздновал с учениками Своими ветхозаветную Пасху (1 Кор. 11,23). Согласно воли Основателя Церкви, в Вечере Господней должны участвовать все ученики Иисуса Христа (Мтф. 26, 27). По существу своему, Вечеря Господня есть памятник любви Иисуса Христа. Она дана верующим как воспоминание смерти и воскресения Иисуса Христа ради их искупления (1 Кор. 11, 24). Это памятник личного духовного приобщения всех участников к заслугам Христа (Луки 22, 17; Мтф. 26, 27). Это трапеза братского общения (1 Кор. 10, 16—17), указывающая на единство верующих как членов одного Тела со Христом и между собой (Рим. 12, 4—5). Это трапеза доброй надежды. Она напоминает верующим не только о совершившемся на Голгофском кресте искуплении, но указывает и на славное пришествие Христа (1 Кор. 11, 26), когда все верующие вместе с Иисусом совершат эту трапезу в Царстве Отца Своего Небесного (Мтф. 26, 29). При совершении Вечери, сначала вкушают хлеб, а потом приобщаются к вину (Деян. 2, 41—42).

Порядок приобщения к установлениям Господним

При совершении двух Божественных установлении необходимо соблюсти предопределенный Господом порядок, т. е. сначала над сознательно верующим человеком следует совершить крещение, а потом уже приобщать его к Трапезе Господней (Деян. 2, 41—42). Евангелие Царствия Божьего принадлежит всему миру и должно быть проповедано во свидетельство ему, но святое водное крещение принадлежит исключительно уверовавшим в Евангелие, покаявшимся в своих грехах и послушно исполняющим все, изложенное в Писании (Мрк. 16, 15—16). Апостолы Иисуса Христа действовали согласно данным им указаниям (Деян. 2,38; 8,37; 9, 18—19; 10,47—48 и т.д.). Отступать от этой апостольской позиции есть ничто иное, как пренебрегать открытыми нам в Священном Писании Божественными истинами (Гал. 5, 7). На основании этой позиции, указанной нам Богом, мы, как христиане, основывающиеся исключительно на новозаветных принципах, вынуждены считать не крещенными всех тех, которые не крещены согласно требованиям Нового Завета. Поскольку принятие водного крещения является публичным исповеданием веры и дает право для участия в Вечере Господней, все те, кто отказываются исполнить в сознательном возрасте заповедь Божью о водном крещении не имеют права участия и в Вечере Господней. Этого права лишаются также и члены церкви, которые имеют перед Богом неисповеданный грех, со своей стороны не имеют мира с ближним или находятся на церковном взыскании.

Пятый принцип

Самостоятельность и независимость каждой отдельной поместной церкви Задача, которую оставил Иисус Христос Своим последователям,— проповедовать Евангелие, может осуществляться с успехом только в том случае, когда конечный результат этой проповеди, устройство церквей, осуществляется по плану, определенному Самим Господом. В христианстве имеются три основные формы организации церкви: епископальная, пресвитерианская и конгрегациональная. Церкви евангельских христиан-баптистов устроены по конгрегациональному принципу, основным признаком которого является самостоятельность и независимость каждой поместной церкви. Мы находим, что по такому порядку были устроены первоапостольские церкви и нам следует держаться его неуклонно.

Библейское обоснование

В Новом Завете не имеется ни одного апостольского послания, адресованного национальному, вероисповедному или какому-либо другому церковному объединению, имеющему общее начальствующее руководство. Таковых в то время не существовало. Мы читаем «церквам Галатийским», а не церкви в Галатии, «церквам Христовым в Иудеи», «церквам Македонским». Апостол Иоанн имея серьезные предупреждения от Главы Церкви Христа семи близлежащим Друг к другу церквам в Асии никак не указывает на стоящего над ними иерарха, но обращается к пресвитеру каждой церкви, подчеркивая этим независимое положение церквей от какой-либо земной власти, их непосредственную подчиненность Главе Церкви —Христу и самостоятельную ответственность исключительно перед Ним.

Под выражением «независимость каждой отдельной поместной церкви» мы не подразумеваем ничего большего или меньшего, как абсолютное право каждой поместной церкви управлять собой, право, которое она получила от Господа Христа — Главы Церкви, Который Духом Святым способствует ей выявлять это право согласно Его святой воле. Кроме Христа — Главы Церкви — поместные церкви не признают над собой никакого другого авторитета, который управлял бы ими или владычествовал бы над ними. Поэтому все решения или постановления, вынесенные поместной церковью в законном деловом собрании, не подлежат пересмотрению или аннулированию никакой другой церковной организацией; соответственно этому все права или полномочия каждого отдельного члена действительны только в той церкви, членом которой он состоит. На основании изложенной в Слове Божьем воли нашего Небесного Учителя, новозаветная поместная церковь имеет право и власть: Принимать членов в свое общество.

Присоединение к Вселенской невидимой Церкви Божьей новых членов совершается Самим Господом и не может быть заменено никем другим (Деян. 2, 47), но право принимать таковых в свое церковное поместное общение предоставлено, согласно предопределенного Господом порядка (Деян. 2,41), каждой самостоятельной поместной церкви. В послании к Рим. 14, 1 мы читаем, как Апостол Павел поучает римскую церковь «принимать немощных в вере», что указывает на исключительное право самой церкви принимать членов в свою среду. Апостол не обращается с этим вопросом к служителям римской церкви, а ко всем находящимся в Риме «возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1,7). Здесь члены, составляющие римскую поместную церковь, призваны действовать самостоятельно. Судить и наказывать согрешающих членов. Господь Сам определил порядок и силу церковной дисциплины и как она должна применяться (Мтф. 18, 17).

Выражения: «остерегайтесь… производящих разделения и соблазны» (Рим. 16, 17); «завещеваем вам, братия… удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно» (2 Фес. 3, 6); «если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним» (2 Фес. 3, 14), и еще «итак извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 13), довольно определенно говорят о том, что во всех этих случаях Апостол обращался к поместным церквам, советуя им действовать по воле Господней и согласно Его предопределении самостоятельно. Это говорит о том, что решения или постановления каждой поместной церкви считались для всех членов обязательными и окончательными: никакая другая «власть» не могла их опровергнуть.

Прощать кающихся, ранее исключенных членов. Это право по Слову Божьему принадлежит самой поместной церкви, о чем свидетельствуют следующие тексты: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить» (2 Кор. 2, 6—7), «и потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2, 8). Эти слова указывают на то, как глубоко великий Апостол был проникнут духом независимости каждой отдельной церкви. Поместная церковь одна имеет право и власть избирать для себя служителей. Это касается всех видов служения: пресвитеров (Деян. 14, 23), диаконов (Деян. 6, 1—6) или каких-либо делегатов (1 Кор. 16,3). В подтверждение этого принципа Писание дает нам следующие примеры: «Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Ашпиохшо» (Деян. 11,22). Антиохийской церкви Дух Святой сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13,2 ср. с Деян. 14, 26—27). И еще: «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избравши из среды себя мужей, послать их в Антиохию» (Деян. 15: 22, 30, 40).

В отношении посланников от церквей в Фил. 2, 25 сказано: «Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата… вашего посланника». Поместная церковь имеет право решать вопросы, которые Господь не нашел нужным точно определить. К этим вопросам могут относиться определения, когда и сколько раз в году должна совершаться Вечеря Господня; когда, в какое время и сколько раз в неделю должно быть богослужебных, молитвенных или деловых собраний и многие другие. Относительно всех таких вопросов Апостол дает указание, чтобы все происходило «благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40). Это возвышенное и славное право, предоставленное поместной церкви Самим Господом, возлагает на нее соответствующую обязанность и ответственность. Только этим объясняются все те многоразличные поучения, увещания и предостережения, написанные для различных церквей.

Взаимоотношения между поместными церквами

Каждая поместная церковь есть единица, которая управляет сама собой и действует самостоятельно во всех своих делах и никакой другой церковной организации, как высшей инстанции, не подчинена. Но несмотря на это, между церквами все же существует тесная связь единства, посредством чего они соединены в одно нераздельное целое. Священная связь, соединяющая все поместные церкви в один великий и славный живой организм, заключается в том, что у всех их одна Глава — Христос (Еф. 1, 23; 4, 5; Кол. 1, 18), все они находятся в одинаковом отношении к Царствию Божьему (Деян. 14, 22; 2 Фес. 1, 4—5), на всех них их лежит одинаковая ответственность за распространение Евангелия среди всех народов во свидетельство им (Мтф. 24, 14; 28, 19).

Эта священная связь заключается также и в том, что все они посредством возрождения сделались причастниками Божеского естества (2 Петра 1,4), получив прощение грехов и жребий с освященными (Деян. 26, 18), жизнь вечную (Иоан. 20, 31; 1 Иоан. 5, 11) и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Кроме этого у всех поместных церквей есть одно правило жизни: не делать другому того, чего не хочешь себе (Деян. 15, 20; Гал. 6, 16; Фил. 3, 16). Учитывая эти неоспоримые факты, совершенно естественно, что каждая поместная церковь заинтересована благополучием других церквей и что все их усилия направлены к одной великой и славной цели: поддерживать друг друга так, чтобы «кто собрал много, не имел лишнего; и кто — мало, не имел недостатка» (2 Кор. 8, 12—15). С каким усердием и в какой форме церкви апостольского века осуществляли эту истину, видно из их взаимной поддержки во время всеобщего голода и бедствия (Деян. 11, 29—30; Рим. 12, 13; 1 Кор. 16, 1).

Все поместные церкви также имели и самую тесную духовную связь общения, что видно из их обращения за братским советом к другим церквам для разрешения трудных вопросов, о чем свидетельствует 15-я глава Деяний Апостолов. Кроме этого, одна церковь помогала другой и в деле распространения Евангельской истины, принимая в этом живейшее участие, когда это было необходимо (Деян. 11,21—23). Каждая самостоятельная поместная церковь признавала свою ответственность пред Господом распространять Евангелие Царствия Божьего в своей ближайшей округе, согласно последнего повеления вознесшегося Господа, Который сказал: «Вы будете Мне свидетелями, начиная с Иерусалима» (Луки 24, 47; Деян. 1, 8). На основании этого факта антиохийская церковь избрала и послала на миссионерскую работу первых двух миссионеров — Павла и Варнаву (Деян. 13, 1—3), тогда как в снабжении их необходимыми материальными средствами принимали горячее участие и многие другие церкви (2 Кор. 11,8—10; фил. 4, 10—18).

Межцерковные союзы

Межцерковные союзы являются добровольными объединениями различных поместных церквей, находящихся в определенных географических границах. Задача такого объединения заключается, с одной стороны, в том, чтобы содействовать духовному благословению всех церквей, входящих в него, а с другой стороны, чтобы успешнее распространять Евангельскую весть среди народов, живущих в пределах ее деятельности. Такие организации очень ценны и желательны, но их нельзя рассматривать как верховную церковную власть. Они являются лишь соединяющим звеном между поместными церквами.

Союз может через избранников церквей, съезжающихся на очередные съезды и совещания, давать самостоятельным поместным церквам, входящим в его состав, свои советы и высказывать им свое мнение, но он не имеет права самостоятельно без согласия общин вникать в их внутреннюю жизнь и наводить в них порядок по своему усмотрению. Такое право принадлежит исключительно самой поместной церкви. В случае, когда одна из церквей союза уклонится от исполнения Слова Божьего, впадет в какую-нибудь ересь, не проявит должной дисциплины к своим согрешающим членам, или в ней возникнут недоразумения, с которыми она или не пожелает или не сможет сама справиться, то такой церкви или части ее членов предлагается созвать специальную, каждый раз на то избираемую чрезвычайную комиссию из представителей соседних церквей для разрешения таких вопросов. Если церковь проявляет упорство в какой-либо неверности, то в таком случае союз со своей стороны вправе решать вопрос о прекращении с ней общения.

Добавить комментарий