ВОЗ с табаком и ныне там

Кира Ремнева, «Газета»

В Женеве в феврале прошла первая международная конференция стран — участниц рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с курением с участием 122 стран, подписавших документ. Россия, хотя и принимала деятельное участие в написании самой конвенции, так и не ратифицировала ее. Официальная причина — «неясность финансовых обязательств стран, присоединившихся к конвенции».

«Вы до сих пор не поняли, почему мы не ратифицировали конвенцию, — горячится зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. — Ведь в случае ратификации нам придется ужесточить рекламное и налоговое законодательство. Транснациональные табачные компании просто не позволят этого сделать».

Действительно, согласно конвенции предполагается ограничение рекламы табачных изделий, официальное раскрытие используемых ингредиентов, борьба с контрафактной продукцией, а также проведение активных предупредительных мероприятий, препятствующих популяризации курения в среде подростков. Некоторые страны-участницы уже начали активную работу в этом направлении. Как сообщает газета The Times, правительство Китая ввело запрет на строительство новых табачных фабрик, а также усилило налоговый контроль за табачной промышленностью. «Впрочем, поскольку в разработке конвенции принимало участие очень много стран, то документ получился очень гибким», — говорит директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Рафаэль Оганов.

Да и табачные компании всего мира давно уже нашли множество способов преодолевать подобные ограничения. Так, например, в Европе, дабы не пугать потребителей устрашающими надписями о вреде курения (которые, по законодательству ЕС, должны занимать не менее 30% площади пачки), стали выпускать специальные футляры, в точности повторяющие дизайн пачки, но только без устрашающей надписи. Причем так как реклама футляров для сигарет не запрещена, билборды на улицах европейских городов заполнены их изображениями.

Зато табачные компании, работающие на российском рынке, отказом от ратификации нашей страной конвенции расстроены. «Мы выступаем за ратификацию конвенции, потому что ужесточение таможенного и налогового законодательства наконец-то сделает нашу работу прозрачной», — объясняет этот парадокс исполнительный директор ассоциации «Совет по вопросам табачной промышленности» Надежда Школкина. Секрет такого стремления к транспарентности прост: в нынешних условиях налоговикам гораздо проще «стричь» табачников в зависимости от собственных представлений о величине необходимых налогов и акцизов. Пример тому — многолетняя тяжба с этим ведомством японского концерна JPI.

Добавить комментарий