Виртуальный человек

Игорь Попов, «Решение»

«Виртуальная реальность», «интерактивное телевидение», «интернет» — еще десять–пятнадцать лет тому назад эти слова были для нас чем-то вроде египетских иероглифов. Еще недавно среди христиан дискутировался вопрос: не является ли Всемирная паутина знамением последних дней? Сегодня это насущные реалии. Что они нам несут? Освобождение или рабство, благо или зло?

C этого года начиная со второго класса все школьники России стали изучать интернет как обязательный предмет. Без современных коммуникационных технологий трудно представить существование цивилизованного общества. Компьютеры стремительно вошли в жизнь человека, кардинально изменив ее. Сегодня желание познать окружающий мир отступает перед пленительной возможностью новых форм «бытия».

Не секрет, что любое изобретение может иметь побочный эффект. Так было, например, с динамитом, который создавался для горных работ. Имеет ли виртуальная реальность (ВР) оборотную, негативную сторону? Активно интересуются этими проблемами интернет-СМИ. На сайтах публикуются новейшие данные об интернет-зависимости, которую, по некоторым исследованиям, можно даже приравнять к наркозависимости. Работодатели стран Запада вынуждены отслеживать, сколько рабочего времени их сотрудники уделяют неуставному общению в Сети. Многие активные посетители «охальных» сайтов уже лишились своих рабочих мест. Хотя эти проявления еще не есть собственно ВР (которая требует специфических технических возможностей), но некоторыми чертами виртуальности они обладают.

Понятие о разных реальностях возникает еще в древности. Еще св. Исаак Сирин говорил о промежуточных реальностях. Он предложил модель, названную в современной виртуалистике принципом матрешки. Количество и типы реальностей, которыми человек оперирует, определяются активностью самого человека, и по направлению движения к предельным реальностям, как «вверх», так и «вниз», человек может проходить бесконечное количество промежуточных реальностей, и эти промежуточные реальности в пределе сходятся. Правда, св. Исаак Сирин говорил о них как о промежуточных реальностях на пути человека к Богу. И в качестве иллюстрации описывал две из них, обозначенные как «внутренний человек» и «совершенный человек».

В средневековой схоластической философии использовался термин «виртуальный». Николай Кузанский, мыслитель средневековья, в своем произведении
«О видении Бога» рассматривает виртуальность как «возможность» (пример: семя дерева, которое содержит в себе потенциально само дерево).

Предполагается, что термин «виртуальная реальность» был введен в обиход Жароном Ланье, специалистом в области современных компьютерных технологий, в 1984 году. В этом же году Уильям Гибсон придумал термин «киберпространство» для своего научно-фантастического романа «Нейромант». Гибсон дал следующее определение: «Киберпространство — это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды обычных операторов во всем мире. Это графическое представление банков данных, хранящееся в общемировой сети компьютеров, подключенных к мозгу каждого человека. Термин “киберпространство” стал синонимом понятия “компьютерная виртуальная реальность”».

В настоящее время в ВР видят некую реальность, которая может существовать как в потенциальном, так и в актуальном, т. е. действующем, состоянии. ВР — это часто реальность искусственная, в которую погружается и с которой взаимодействует человек. Создается ВР технической системой, способной не только подавать комплексную стимуляцию на органы чувств, но и адекватно реагировать на речевые и двигательные реакции субъекта.

На сегодняшний день созданы устройства, позволяющие человеку входить в киберпространство, ощущать себя в нем и выполнять все виды деятельности, возможные в нашем привычном трехмерном мире, а также те ее виды, которые в обычном мире недостижимы.

Размышляя о воздействии технологий виртуальной реальности, вспомним о предупреждениях, сделанных писателями-фантастами. В 1950 году Рей Брэдбери написал рассказ «Вельд»: в виртуальной реальности дети играют с виртуальными животными и, отдавая предпочтение виртуальным друзьям, натравливают их на своих реальных родителей и убивают их. Брэдбери показал оборотную сторону виртуальной сферы. ВР подменила реальные отношения детей и родителей. Дети попали в зависимость от той сферы, куда они погрузились с головой, и родители для них не только перестали быть близкими людьми, но даже стали врагами, препятствующими «общению» с виртуальным миром, за что и поплатились жизнью.

Сегодня очевидно, что с помощью ВР можно не только лечить и учить, но и воздействовать на подсознание человека и манипулировать им. Это разрушительно для личности, поскольку лишает ее главного свойства: свободы выбирать. С позиции христианского учения свобода личности и свобода выбора — это фундаментальные ценности. Без этого личность не может стать «образом Божьим», как задумал Творец. Такое применение ВР может поставить под угрозу и основные гуманистические достижения и ценности.

Многим знакомы такие порождения современной медийной культуры, как Бивис и Бадхед. А ведь телевидение воздействует на человека не настолько глубоко, как виртуальная реальность. ВР создает иллюзию полноценной реальности. В то время как от телевизора можно отвернуться и заняться своим делом, в виртуальности человек поглощен и восприятием, и действием. Поэтому очень важно, кто и как будет использовать ВР. Невольно вспоминается Джордж Оруэлл. Например, его вездесущие экраны из «1984», которые следили за человеком и «промывали мозги». Или сцены из кинофильма «Враг государства», в котором высокопоставленные чиновники, «плохие парни», обрушили на невольного свидетеля их преступлений, простого черного парня, всю мощь современных технологий слежения и контроля.
Почти невозможно сколько-нибудь достоверно представить будущее, но ведь в настоящем есть силы, которым хотелось бы манипулировать людьми, зарабатывать на человеческих слабостях. Они могут создать для человека «виртуальный рай». Только будет ли он отличаться от ада?

Блаженный Августин предложил поставить опыт: представьте себе, что Бог явился к вам и сказал: «Я дам тебе очень много. Я дам тебе все, что ты ни попросишь, — наслаждение, власть, славу, свободу, богатство, даже мир душевный и чистую совесть. Ничто не будет грехом, Я все разрешу тебе, ты все можешь сделать. Ты не соскучишься и не умрешь. Но ты никогда не увидишь Моего лица».

Тест для глубин нашей души. Прислушайтесь к себе, представьте даже такое виртуальное счастье. Вы полностью довольны? Ваше сердце спокойно?

Добавить комментарий