Уравниловка нас не устраивает

Александр Хлопонин

Президент России Владимир Путин провел в среду в Томске совещание с губернаторами Сибирского федерального округа. Встреча была посвящена проблемам регионов Сибири. Накануне глава Красноярского края Александр Хлопонин рассказал в интервью обозревателю Страны.Ru Айдыну Мехтиеву о планах экономического развития региона, завершении процесса объединения трех субъектов Федерации и ходе выполнения приоритетных национальных проектов.

— Александр Геннадьевич, прошел год после референдума об объединении трех субъектов Федерации: Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Много говорилось о том, что это должно дать серьезный экономический эффект. Есть ли уже конкретные результаты?

— Год назад мы лишь приступили к реализации планов объединения. Сделали очень много, но сказать, что жизнь красноярцев уже значительно улучшилась, я пока не могу. Мы еще только начали строить наш общий дом и, прежде чем что-то кардинально изменится, пройдет еще какое-то время.

Прошедший год показал, что уровень жизни в объединенном регионе начал расти. Пусть этот рост еще и не так заметен, как нам всем хотелось бы, но он есть, и в масштабах всего региона ощущается.

По уровню занятости Красноярский край обогнал средний по России показатель: сегодня у нас количество безработных одно из самых низких в стране. Благодаря реализации крупных инвестиционных проектов в Красноярском крае — я имею в виду строительство Богучанской ГЭС и алюминиевого завода, а также промышленное освоение Ванкорского нефтяного месторождения — до 2007 года будет создано не менее 40 тысяч новых рабочих мест. По этим проектам в экономику края будет вложено более 200 млн долларов. За минувший год реальный уровень заработной платы вырос на 7%, а номинальный — на 20%.

По объемам жилищного строительства Красноярский край уступает только Москве и Санкт-Петербургу, а по количеству сданного в эксплуатацию жилья на душу населения Красноярск в 2005 году занял первое место. Всего в прошлом году в этом регионе справили новоселье более 15 тысяч семей. В 2006 году планируется сдать в эксплуатацию 1 млн кв. м жилья, около 1000 км автомобильных дорог и 23 школы.

За год в экономику единого края федеральным бюджетом, а также финансово-промышленными группами, имеющими интересы в крае, — например, «Русским алюминием» и «Роснефтью» — вложено 6 млрд рублей. Я уверен, что после того, как в мае этого года в Красноярске состоится III Инвестиционный форум, объем инвестиций в наш регион увеличится еще в несколько раз.

Вместе с тем сохраняется и проблема недостаточного финансирования отдельных проектов. Так, на очистку ложа водохранилища Богучанской ГЭС в этом году нам нужно 600 млн рублей, а центр нам выделил лишь 180 млн. Такие же проблемы были и с программой переселения. Но теперь уже появилось распоряжение главы правительства России, и мы надеемся получить необходимые средства в запланированном объеме.

— Известно, что объединение трех субъектов потребует также реорганизации административных структур. Как идет работа в этом направлении?

— Действительно, в объединенном крае сейчас идет реорганизация административных структур всех уровней. Пока все происходит, как мы планировали, но есть и определенные сложности. Нужно учитывать всю специфику нашего региона, обладающего огромной территорией с малой плотностью населения и с совершенно отличными от, скажем, юга края условиями жизни в северных районах. «Уравниловка» территорий по бюджетной обеспеченности, по количеству территориальных органов власти и управления нас не устраивает.

В северных поселках нельзя создавать, к примеру, одну налоговую инспекцию из расчета на 10 тысяч жителей, это будут одна инспекция на 10 тысяч квадратных километров, для населения территории она будет физически недоступна. Уровень расходов и у населения, и у бюджетной сферы в северных территориях значительно выше, привести все к единому краевому нормативу — означает поставить людей на Севере на грань выживания. Такой вариант нас никогда не устроит.

Постоянно ведем переговоры с федеральными органами власти, стараемся доказать свою правоту. Пока понимание есть, надеемся все вопросы разрешить без ущерба для нашего населения.

— Насколько успешно реализуются в Красноярском крае четыре приоритетных национальных проекта?

— Все национальные проекты на территории Красноярского края уже реализуются в полном объеме. В рамках проекта «Образование» гранты из федерального бюджета получат 78 краевых школ, около 16 тыс преподавателей получат дополнительные выплаты за классное руководство. Особо отмечу, что многие преподаватели выиграли федеральные гранты в сумме 100 тыс рублей. До 20 мая этого года должно быть принято окончательное решение об открытии в Красноярске Национального университета. Рассчитываем окончательно решить этот вопрос в ходе намеченного в ближайшие месяцы визита в наш регион вице-премьера правительства России Дмитрия Медведева.

Что касается программы «Доступное жилье», то в ее рамках в нашем крае около 15 тыс семей ежегодно получают новое жилье. В этом году планируем ввести в эксплуатацию еще 1 млн кв. метров жилплощади. И это не предел — мы подсчитали, что для решения жилищной проблемы требуется строительство около 3 млн кв. метров жилья в год. В 2007 году планируется введение новой программы по социальному жилью, и на ее реализацию будет выделено около 500 млн рублей.

Средства, запланированные на развитие АПК в текущем году в рамках национального проекта, выделены в полном объеме. Если в 2002 году на развитие АПК мы выделяли всего 200 млн бюджетных средств, в этом году — более 2 млрд рублей, причем число рентабельных сельскохозяйственных предприятий за этот срок увеличилось в нашем крае на 40%.

— По какой причине было отложено открытие кардиохирургического центра в Красноярске?

— Действительно, ввод в эксплуатацию этого центра сдвигается с конца 2006 на начало 2007 года. Причина в том, что на федеральном уровне проект был недостаточно проработан. Случилась нестыковка в приобретении необходимого оборудования, произошла задержка проектно-сметной документации. Это техническая проблема, которую мы рассчитываем в кратчайшие сроки устранить. Само строительство идет точно по графику.

— Недавно вы вновь заявили о том, что в России нужно создать 40 регионов-локомотивов. Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем суть вашей концепции?

— Мы сейчас готовим концепцию регионального развития, и ее смысл заключается в том, что надо взять географическую карту России и определиться с бизнес-стратегиями, которые должны представить 250-300 крупнейших как государственных, так и частных корпораций и компаний. И тогда мы увидим, что эти стратегии будут пересекаться. То есть образуются так называемые кластеры, которые раньше назывались «межотраслевыми производственными комплексами».

То есть Богучанская ГЭС — это не просто дамба, которая прикрывает Ангару, а межотраслевой кластер, потому что здесь переплелись одновременно интересы энергетиков, представителей алюминиевой индустрии, лесопереработчиков, золотодобытчиков. Они договорились, что нужно построить ГЭС, провести железную дорогу, линию электропередач. Сегодня в России можно создать, как минимум, 40 таких межотраслевых кластеров, которые будут как раз находиться в тех регионах, которые станут регионами-локомотивами.

Из года в год мы пишем стратегию социально-экономического развития. Но поверьте мне, что не могу я написать в своей стратегии: «Хочу построить Богучанскую ГЭС», если не будет заинтересованных сторон. То есть мы можем сколько угодно говорить о необходимости строительства, но без заинтересованности со стороны бизнеса никто и ничего не построит.

Из года в год эти стратегии развития различных регионов кладутся в стол папками и ничего дальше не делается, потому что изложенные там проекты не заинтересовали никого. Но как только появился кластер, в котором заинтересованность высказали и государство, и крупный бизнес, и регион, то сразу проект автоматически заработал и начал реализовываться.

Я считаю, что у нас в стране должно быть не менее 40 регионов-локомотивов. Только это позволит качественно поднять экономику России и решить поставленные главой государства задачи. На мой взгляд, в разряд регионов-доноров, помимо Красноярского края, Иркутской и Новосибирской областей, могут попасть также и другие субъекты Федерации.

Смысл предложенной нами стратегии состоит в развитии на территории России промышленных кластеров, таких как зона Нижнего Приангарья. Кластеры должны развиваться на пересечении интересов бизнеса, государственных корпораций, федеральной стратегии развития и международной политики. В настоящее время потенциал наших сибирских и восточных регионов используется менее чем на 2% в связи с недофинансированием и отсутствием инфраструктуры. Здесь есть над чем совместно работать и государству, и бизнесу.

— То есть надо создать ячейку заинтересованных структур?

— Их не надо создавать. Все заинтересованные стороны должны собраться в Минэкономразвития РФ и сесть за один стол. К примеру, ходят аллюминщики и говорят: хотим построить завод. Однако есть проблема в энергетике, ее здесь не хватает. Пока не хватает энергетики, ничего не выйдет. Но как только они сели за один стол и прорисовали эти кластеры, тут же появился интерес у аллюминщиков и энергетиков. А дальше государство должно создать условия, чтобы кластер оказался возможным.

То есть государство должно помочь построить инфраструктуру: проложить железную дорогу, автомобильную дорогу, создать условия, чтобы этот проект стал менее рискованным для потенциальных инвесторов. А инвесторы в свою очередь должны реализовать на этой территории экономические проекты, которые бы окупили не только себя, но и вложения со стороны государства. Чтобы на рубль государства, вложенный туда, вкладывалось рублей шесть частных инвестиций.

Самое интересное, что это тащит за собой огромный пласт других интересных тем. Например, тема миграционной политики. Никогда вы не заставите русского человека из Прибалтики приехать в Россию, если он не будет понимать, где он будет работать. Люди мигрируют за деньгами и работой, за нормальным уровнем жизни. Таким образом, определив стратегию, мы можем на уровне государства регулировать миграционный процесс.

— На недавней пресс-конференции вы заявили, что считаете несправедливым нынешний принцип межбюджетных отношений. Что, по-вашему, нужно менять?

— У нас в стране субъекты Федерации можно разделить на три категории. Первое — это дотационные субъекты, которых большинство. Дальше — 10-12 субъектов, которые с высокой бюджетной обеспеченностью, но еще не являются самостоятельными или находятся на границе среднего российского уровня. И есть два-три субъекта, которые с очень высокой бюджетной обеспеченностью, такие как Тюмень, Москва и пара других. Сегодня самый большой удар по экономике России наносится со стороны средней части субъектов, потому что они лишаются всех стимулов для того, чтобы эффективно и качественно работать. То есть изымается значительная часть средств из бюджета, и они перераспределяются на другие территории. Эта модель равной бюджетной обеспеченности решает только задачу политическую, но никак не решает задачи экономической.

Безусловно, люди, проживающие в дотационных регионах, не виноваты в сложившейся ситуации и имеют полное право на поддержку со стороны государства. Но политика выравнивания не должна отбивать у регионов-доноров желание работать еще лучше, она в идеале должна стимулировать и тех, и других.

Посудите сами, согласно нашим подсчетам, в ближайшие 6 лет за счет реализации крупных инвестиционных проектов на территории края в федеральный бюджет поступит более 40 млрд долларов прибыли. Но проблема в том, что сам Красноярский край получит от этой суммы в девять раз меньше, то есть всего 4,5 млрд долларов.

Поэтому мы ставим вопрос о том, что нужно немедленно изменить пропорции распределения доходов между федеральным центром и регионами-донорами. Мы ставим вопрос о том, что с января будущего года надо вводить новые принципы межбюджетных отношений.

— То есть дифференцированный подход заложить в законах?

— В государстве должно работать два базовых момента. Территориальная справедливость, то есть равные права всех на получение социальных гарантий. И второе — это экономическая эффективность развития территорий.

— Федеральный центр прислушивается к вашим доводам?

— В Томске президент страны Владимир Путин проведет встречу с главами целого ряда субъектов Федерации, на которой будет обсуждена стратегия развития Сибири. Я также планирую принять участие в этой встрече. Приглашены также министры Алексей Кудрин, Герман Греф и Владимир Яковлев. В ходе этой встречи главной темой как раз станет обсуждение вопроса о распределении доходов между сырьевыми регионами, то есть регионами-донорами, и федеральным центром.

Страна.ру

Добавить комментарий