О богатстве и бедности

Подберезский Игорь Витальевич
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Вопрос об отношении к достатку, к богатству, вообще к материальному благополучию у нас в России имеет особую остроту, неведомую, думается, зарубежным христианам. Он очень часто фигурирует в спорах с нашей исторической церковью, и именно в этих спорах она одерживает над протестантами самые «блистательные» победы. Однако если внимательно прочитать ее инвективы и обвинения в наш адрес, то становится ясной исходная установка: «Смотрите, какие протестантские страны богатые — это ли не свидетельство того, что они поступились духовностью? Смотрите, какие мы бедные — это ли не свидетельство того, что мы соблюли духовность?»

Не свидетельство. Все-таки видеть доказательства особой угодности Богу в нашей неустроенности и бедности по меньшей мере сомнительно, и не только для протестантов: были и есть православные, не соглашающиеся с такими аргументами. Тем не менее, они находят отклик в душе многих наших соотечественников. И в нашей стране тому есть основания — в России, особенно нынешней, трудами праведными и в самом деле очень трудно нажить «палаты каменные». Однако беды и несчастья нашего отечества все же не стоит возводить в абсолютный закон. Если не получается у нас, то, возможно, получается где-то еще.

И все знают, у кого получается. Да и наша история свидетельствует: некогда и в России было немало добросовестных предпринимателей, честным трудом приобретших богатство и очень по-христиански распоряжавшихся им. Правда, не раз отмечалось, что большинство этих предпринимателей (до 3/4) не принадлежали к нашей официальной церкви, а были либо староверами, либо протестантами, либо сектантами протестантского толка (молокане, духоборцы и т.п.).

Но кто у нас заглядывает в историю, кто учится на ее примерах? Куда приятнее обличать протестантов («эгоисты», «откровенные стяжатели», «только о материальном думают»), не вдумываясь особенно в смысл обличений, не сопоставляя их ни с Библией, ни с жизненной практикой. О баптистах мне доводилось читать совершенно восхитительные сентенции, вроде того, что в Америке в баптисты не примут, пока не предъявишь солидный счет из банка. А Вадим Кожинов, далеко не худший представитель нашего самобытничества, писал, что у нас «…почти любой человек стыдится открыто проявлять свои эгоистические интересы. Даже если они у него есть, он старается их как-то спрятать. Это извечная наша черта, связанная, если угодно, с православной этикой, которая считает грехом накопление богатств. В то время как на Западе господствует протестантская этика, которая считает: раз человек богат — значит, его Бог любит» («Завтра», 4.07.2000). Как именно у нас стыдятся своих эгоистических интересов — это мы каждый день видим в сегодняшней России. Нигде в мире им не следуют столь открыто, нигде в мире их не проповедуют так нагло.

Добавить комментарий