Россия на пороге войны за веротерпимость

Роман Лункин

Состоялась презентация сборника «Религиозная толерантность: историческое и политическое измерения»

Честный разговор религиозных деятелей и учёных о толерантности в её практическом измерении в России приводит к парадоксальному выводу: на российской почве веротерпимости часто нет только потому, что на эту тему вообще в нашем обществе не привыкли говорить. С непривычки оказывается, что в ходе обсуждения толерантности всплывает множество «запретных тем», которые церковные деятели предпочитают обходить стороной, либо говорить о них туманными общефилософскими фразами. Однако если в европейском обществе эксперты и верующие всё-таки осознают проблемы, о которых они говорят, то в обществе, где темы диалога религий вообще нет, очень легко просто отказаться от обсуждения реальной толерантности.

Презентация сборника «Религиозная толерантность: историческое и политическое измерения», прошедшая 11 мая 2006 г. в пресс-центре РИА «Новости», стала, по существу, одним из первых шагов на пути к тщательному научному анализу религиозной ситуации в России. Как отметил один из издателей сборника руководитель Центра по проблемам религии и общества Института Европы РАН Анатолий Красиков, появившаяся книга стала международным проектом, который был поддержан Московским бюро по правам человека при содействии Еврокомиссии. В сборник вошли доклады религиозных лидеров, учёных и правозащитников, принимавших участие в научной конференции, прошедшей в ноябре 2004 года в Институте Европы РАН в Москве.

В ходе обсуждения книги свой оптимизм по поводу улучшения отношений православных и католиков высказал секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Игорь Выжанов. По его мнению, обе Церкви должны сотрудничать друг с другом в решении задач, стоящих перед всемирным христианством. Православие и католицизм, как отметил отец Игорь, объединяет историческое и религиозное наследие, а также беспокойство за судьбы современной Европы. Наличие нетолерантности, которая ещё есть в России, отец Игорь Выжанов объяснил неофитством католических и православных пастырей, которые бывают «горячими и нетолерантными». Отец Игорь повторил свой афоризм, высказанный на конференции в Вене «Дать душу Европе» о том, что православные и католики сидят в окопах и смотрят друг на друга в плохой бинокль, и давно пора выйти из окопов.

Ординарий архиепархии Божией Матери в Москве католический митрополит Тадеуш Кондрусевич отметил, что обсуждение проблем веротерпимости является насущным ответом на вызовы времени, потому что в обществе, и не только на территории России, происходит разделение на «чужих» и «своих». В этом процессе религиозный фактор играет главенствующую роль. Митрополит Тадеуш Кондрусевич заметил, что после II Ватиканского Собора Католическая Церковь открыта для диалога не только с другими христианскими конфессиями, но и с другими религиями. Православные же и католики должны свидетельствовать о своём единстве, чтобы побуждать людей строить свою жизнь на христианских ценностях. По словам Тадеуша Кондрусевича, он в окопы «никогда не залезал», там не сидел, и считает, что окопы в отношениях двух Церквей вообще не нужны. Кондрусевич предложил свой яркий образ. Митрополит отметил, что не надо доводить до того момента, когда и православные, и католики будут стоять на платформе, смотря вслед огням уходящего поезда.

Полную открытость по отношению к другим верующим и отсутствие видимых проблем с обсуждением темы толерантности продемонстрировал председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России раввин Зиновий Коган. Общей религий для всех Коган провозгласил саму Россию, которая связывает всех воедино, независимо от их конфессиональной принадлежности. Толерантность, по мнению Зиновия Когана, это, прежде всего, признательность Господу Богу за окружающее разнообразие и богатство, говорящее о величии Творца. Одна из задач религиозных деятелей, по словам раввина, показать на своём примере, как можно и нужно радоваться вей этой «разности», как бороться против национализма, как возрождать институт семьи.

Точку зрения правозащитников в ходе презентации выразил директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, по мнению которого в России ещё слишком много нетерпимости вообще – к инвалидам, неимущим, пожилым, которые живут недостойно, к миссионерам разных конфессий и т. д. Общественная палата РФ, по словам Брода, только начала серьёзно обсуждать проблемы национализма и ксенофобии по отношению к этническим меньшинствам, а также факты дискриминации баптистов, пятидесятников, которым часто не дают землю под строительство домов молитвы или же пытаются отобрать сами молитвенные дома.

На вопрос корреспондента «Портала-Credo.Ru» по поводу того, как на практике воплощаются принципы толерантности, к примеру, в сфере социального служения, были даны ответы, в которых отразились скорее опасения по поводу того, как развивается социальная работа неправославных конфессий в России. Митрополит Тадеуш Кондрусевич, сразу отметил, что дела милосердия не должны служить целям прозелитизма, переманиванию людей через благотворительность из одной религии в другую. Совместная православно-католическая комиссия, по словам Кондрусевича, за последние два года своей работы помогла снять многие подобные проблемы. Между тем, католики, подчеркнул митрополит, «смотрят на каждого человека как на творение Божие и желают помочь каждому нуждающемуся».

Священник Игорь Выжанов справедливо отметил, что отношение Церкви и власти в сфере социального служения и Церквей между собой – это разные вещи. В качестве примера многогранных и сложных отношений отец Игорь привёл ситуацию, о которой ему рассказали баптисты. Члены баптистской церкви хотели окормлять больных в приюте для умирающих, но руководство приюта препятствовало им в этом. Православных же, по словам отца Игоря, приглашают исповедовать и соборовать в больницы. К примеру, в больнице № 67 врачи сами просят выступить православных священников, потому что в этом есть потребность. Как отметил отец Игорь, если кто-то пожелал бы пригласить мусульманского, католического или баптистского служителя, то никаких препятствий этому не было бы. Принадлежность к большинству, к традиционной конфессии, совсем не означает того, что это большинство будет преследовать других верующих, подчеркнул отец Игорь Выжанов.

Преодоление нетерпимости в обществе, судя по высказываниям религиозных лидеров, это непростая задача, которую надо решать в несколько этапов. Прежде всего, как отметил профессор Анатолий Красиков, представителям разных религий трудно судить друг о друге, а иногда трудно осознать, что более 70 религиозных направлений, существующих в России, равны перед законом. По мнению А. Красикова, каждое религиозное объединение может внести свой вклад в построение открытого гражданского общества. Однако каждый гражданин должен иметь право как на религиозный, так и нерелигиозный выбор. Профессор Красиков привёл в пример позицию нобелевского лауреата академика Виталия Лазаревича Гинзбурга, который отмечал, что и взрослые, и школьники должны знать Библию и Коран и изучать историю религиозных движений, не впадая в нетерпимость по отношению к какой-либо вере, но и опасаясь насаждения какой-либо религии. Высшая степень толерантности – вольтеровская готовность умереть за право другого человека выражать диаметрально противоположные твоим взгляды.

Credo.ru

Добавить комментарий