Облик христианина – предпринимателя (Часть 1)

В основе любого совместного дела лежит – согласие заинтересованных участвующих сторон. Мотивы участия могут быть различны, но цель объединения должна быть одна, которая делает любое сообщество единой эффективной командой.

Именно общность цели может максимально сконцентрировать усилия многих в один мощный поток силы, способной достичь цели. Это есть необходимое, но недостаточное условие успеха.

Есть еще, казалось бы, незначащее, но важнейшее положение, отсутствие или недостаточность которого, способно этот мощный поток силы расщепить и рассеять.

Вспомните историю из Библии, как неотступная общая цель при строительстве Вавилонской башни прекратила свое существование из-за невозможности преодоления языкового барьера.

Бывает так, что основатели совместного предприятия не сходятся во мнениях относительно управления, раздела доходной части, и разрешении прочих проблем нравственного порядка. У каждого свой взгляд на устройство договоренностей, свое представления о справедливости, нравственности. Совпадение взглядов, представлений, нравственных понятий рождает в основе устройства любого дела важное стабилизирующее весь бизнес понятие- доверие. Именно оно определяет маневренность предприятия на рынке, а значит и доходность (это справедливо при рыночной экономике, где отсутствует вообще монополизм в секторах экономики или его влияние настолько мало, что им можно пренебречь при анализе).

Все люди настолько разные в принятии даже самых простых правил жизни, что создается порой впечатление, что они говорят на разных языках. Даже в христианской среде это проявление не редкость. Поэтому есть необходимость привести в соответствие в вопросах коммуникации общения и нравственности христиан предпринимателей в условиях совместного хозяйствования к общепринятому всеми христианскими деловыми сообществами документу, который должен содержать общий свод нравственных принципов и правил для добровольного принятия всеми участниками христианского бизнес- пространства.

Нельзя сказать, что описанное в этой статье есть слова Бога, скорее речь идет о положениях, которые вытекают из Его заповедей, а также из многовекового опыта доставшегося нам в наследие от отцов.

Возможно, читателю или нашему гостю, покажется, что данные правила описывают идеальную модель хозяйствования, которая в явном виде не существует, но если к ней не стремиться, то попытки любых действий людей гармонизировать общество тщетны и в настоящем и в будущем. Не будем слишком скептично настроенными читателями и попробуем проявить веру и представить, какой мир нас встретил бы, и на сколько бы вы чувствовали бы в нем себя счастливее, чем сейчас в этом мире себя чувствуете. И, возможно представив, вы захотите что–либо полезное сделать для его приближения, например, начать приближать его в самом себе.

В истории России были разные подходы к вопросу о приоритете материального или духовного, частных или общественных интересов. Духовный идеал много раз приносился в жертву утилитарным интересам и наоборот. В одни периоды общественное дело предпочиталось личному, частному интересу , в другие — личное общественному.

Но сколько бы одно, не противопоставлялось другому, следует понять, что частная и общая польза, духовное и материальное суть есть равно неотъемлемые части человеческого бытия. Вот почему нельзя пренебрегать ни духовным идеалом, ни стремлением к материальному благу, ни своими жизненными интересами, ни пользой ближнего и общества. Российская духовно-нравственная традиция по преимуществу склонялась к приоритету духовного над материальным, к идеалу самоотвержения личности ради блага народа. Впрочем, крайности такого выбора приводили к страшным трагедиям. Правильно было бы создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества. Именно такая гармония усматривается в Библейских повествованиях, не противопоставляя материальное духовному, а, выявляя пороки и грехи человеческие в сердце, представляя их на суд совести самого человека, претворяя этим суть личного служения человека Богу и ближнему. А Творец, будучи верен Своему Слову, непременно благословение посылает тем, кто верен в таком служении. Так Он соблюдает Слово обетованное людям.

Таким образом, желающие следовать подобию Его совершенства, должны принимать на себя обязанности в делах соблюдать устные и письменные договоренности, поскольку следует принимать во внимание, что невыполнение обязательств приводит к снижению авторитета не только христианского делового сословия, и авторитета всей страны, но и авторитета Христа в жизни общества не принявшего Его. Это правило одинаково справедливо и для наемного работника, принявшего на себя обязательства, определяемые трудовым договором.

Нельзя пользоваться добрым именем своей фирмы для достижения частных целей, извлекая личную выгоду в ущерб общему делу. Обман покупателя в сфере услуг и торговле ведет к потере доверия и нередко к банкротству предприятия. Лень, небрежность, неопрятность работника, соприкасающегося с клиентом, отталкивают последнего и тем наносят ущерб общему делу. Нравственное участие в хозяйствовании выражается, в том числе в вежливости и корректности, сохранении самообладания в любой ситуации, уважении к чужому мнению, даже если оно ошибочно. Не случайно в России главный лозунг делового сословия звучал так: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Деловая репутация — это долгосрочный актив. Ее приходиться зарабатывать очень долго, как и доверие, иногда годами, а потерять ее очень легко, за минуту. Честность, честь — составляет коренную часть слова «сотрудничество», это не просто совпадение, это закон эффективного хозяйствования.

Любое предприятие может быть успешным, если в нем присутствует взаимное исполнение обязательств внутри рабочего коллектива.

Как этого достичь? Создание эффективной команды – вопрос немалых усилий и компетенции, и конечно благословения. Свой отпечаток уклада в это вносит и репутация власти в государственных структурах. Если там нет образца корпоративной культуры, то тем сложнее ей появиться в общественных и коммерческих предприятиях. Надежда может ожить лишь при обострении конкуренции на рынке.

Государство призвано принимать законы, поддерживающие и развивающие культуру исполнения обязательств. При этом оно само должно быть примером такой культуры, особенно в сфере экономики и управления, в области выполнения политических обещаний. Важнейшая функция государства заключается в эффективном контроле над соблюдением договоренностей.

В таком взаимном сплетении интересов все участники (наемный рабочий, предприниматель, государство) извлекают выгоду (оплачиваемый труд, прибыль, стабильность в социальной сфере, политике, инвестициях ) соответственно. Это наглядно показывает, насколько соблюдение заповедей Бога совершенствует полноту эффективной работы всех общественных и коммерческих подразделений заинтересованных друг в друге.

Несколько слов о том рабочем персонале предприятия, который привносит свой труд в продукцию, о коллективе в котором он проводит рабочее время. Будет ли оно эффективно работать на предприятие? Будет… Если работник хорошо отдохнул.

Библейское повествование о дне отдыха направляет предпринимателя на размышления о эффективном отдыхе работника. В этот день работник может использовать свое время на компенсацию своих трудозатрат физических, моральных, духовных. Это непременно принесет пользу воспроизводству и укрепления отношений в коллективе. А насколько работодатель эффективно организует время отдыхающего работника и его семьи, это зависит от его понимания и личной концепции необходимости в совершенствовании уровня персонала и заинтересованности в прогрессе личных производственно-коммуникативных качеств работника. Дальновидный работодатель будет заботиться и о развивающем досуге работников. Ведь личность, потенциал и таланты которой всесторонне раскрылись, принесет максимальную пользу и обществу в целом, и конкретному делу в экономике предприятия. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности. Национальное хозяйство самоликвидируется без эффективных мер социальной защиты. Работник, который не имеет перспективы заработать на достойную пенсию, лишен доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, социальному страхованию, — никогда не будет трудиться с радостью и удовлетворением. Отсутствие социального обеспечения заставляет его искать дополнительные возможности заработка на стороне, что отрицательно сказывается эффективности труда.

Продолжение следует

Chibisportal

Добавить комментарий