Царствуй на славу нам!

Роман Лункин

Изменит ли политическая стабилизация эпохи Медведева религиозную политику российской власти?

Религиозная политика российского государства является по-прежнему, как и тысячу лет назад, выстраиванием отношений, прежде всего, с Православной Церковью. Избрание президентом страны Дмитрия Медведева, безусловно, лишь укрепит связь власти и РПЦ МП. У большинства критиков и сторонников возвышения Московской патриархии нет и тени сомнения в том, что Медведев – один из самых православных кандидатов на пост президента. Вопрос в том, как будет происходить усиление влияния Церкви, в каких направлениях, и насколько это будет соотноситься с выгодами самих властных структур.

Степень преемственности в религиозной политике от Путина к Медведеву является примерно такой же, как и вообще в светской политической сфере, то есть она весьма относительная. С одной стороны, всегда существует непредсказуемость в том, как себя поведет новый глава государства, несмотря на существующие связи, системы сдержек и противовесов (как говорил король из сказки про «Золушку», «маленький паж прав: никакие связи не сделают ножку маленькой, а сердце добрым»). С другой стороны, в рамках нынешнего государства с охранительной идеологией стабильности и порядка речь в принципе не может идти об охлаждении отношений с РПЦ МП. Церковь как общественно-политический институт – это механизм, который каждый кремлевский двор запускает по своему усмотрению (что не исключает параллельного самостоятельного развития внутри РПЦ МП).

Дмитрий Медведев – человек перестроечного поколения – в 1985 году ему было 20 лет. Становление Медведева прошло в эпоху религиозного бума и наибольшего интереса к религии и, конечно, к православию. Редко о каких политиках представители РПЦ МП сразу безапелляционно заявляют, как о Медведеве: «Он глубоко верующий, православный человек». Можно также сказать, что вся семья будущего президента России, несмотря на частично еврейские корни ее членов, – православная.

Энергичность супруги Медведева и ее яркий, соответствующий моде имидж (она посещает Недели моды, а ее любимый кутюрье – Валентин Юдашкин), говорят о силе характера и контрастируют с мягкостью и интеллигентностью Дмитрия Медведева. Именно интеллигентность и деликатность будущего президента подчеркивал в слегка двусмысленной поздравительной речи его бывший главный конкурент первый вице-премьер Сергей Иванов.

Тихая и смиренная вера Дмитрия Медведева отличается и от веры Владимира Путина, который сделал православие частью идеологии сильной России. Если Путин – верующий, обращенный в православие из спецслужб ради интересов страны, то Дмитрий Медведев –просто православный мирянин, для которого вера не связана напрямую с политической необходимостью. Медведев – представитель новой России, сформировавшийся в ельцинское время, и представителей его поколения, оказавшихся у кормила власти, ничто так не греет, как осознание собственного духовного пути и миссии. Недаром, как говорят, в приемной у Дмитрия Медведева висит портрет последнего императора России Николая II.

Если проанализировать участие Дмитрия Медведева в реализации религиозной политики страны, то может показаться, что он соглашается со всем, что предлагают представители РПЦ МП. И, в целом, так оно и есть. В качестве председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Медведев соглашался с жесткими, как обычно, предложениями и требованиями митрополита Климента (Капалина) по поводу разработки законопроекта о передаче РПЦ МП церковного имущества, введения государственного образовательного стандарта «теология» и т.д. В ноябре 2007 года, выступая на торжественном вечере, посвященном 90-летию восстановления патриаршества, Медведев пообещал, что государство будет по-прежнему оказывать РПЦ МП помощь в восстановлении церковных объектов. На эти цели, подчеркнул Медведев, в 2007 году выделено более 1,5 млрд. рублей, а на период с 2008 по 2010 годы предусматривается выделение более 6 млрд. рублей.

Осень 2007 года для Дмитрия Медведева можно назвать паломнической. В октябре первый вице-премьер посетил Троице-Сергиеву лавру, где встретился с преподавателями Московской духовной академии и объявил о признании государством образовательного стандарта «теология» (кстати, в рамках программы, возглавляемой Светланой Медведевой, созданы Высшие богословские курсы при Московской духовной академии, которые, по разным сведениям, подготовили от 4 до 5 тысяч преподавателей «Основ православной культуры»). В День народного единства, 4 ноября, Медведев посетил суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где также заявил о необходимости сохранять и восстанавливать святыни.

Однако не это отличает православие Дмитрия Медведева от политизированного и помпезного представления о Церкви в эпоху Ельцина и Путина. При обязательной для кремлевского двора церковной помпезности Дмитрий Медведев все-таки видит в РПЦ МП, прежде всего, мощную и разумную просветительскую силу.

Следует отметить, что на пути к почти безграничной царской власти Медведев не кичится своим православием и не выдвигает РПЦ МП сразу на первый план. Медведев – сторонник и защитник светского государства. Характерна в этой связи его реакция на вопрос о преподавании «Основ православной культуры» в школах, заданный в ходе первой интернет-конференции Медведева 5 марта 2007 года. Это был единственный вопрос, который как-либо касался религии. Дмитрий Медведев отметил: «Очевидно, что ничего принудительного в этой сфере в светском государстве быть не может. В то же время школа должна откликаться на те предложения, которые исходят от родителей учеников, от самих учеников, по преподаванию основ той или иной религии или основ мировых религий. На мой взгляд, для того, чтобы не нарушать равновесия, которое все-таки сегодня, слава Богу, сформировалось в этом вопросе, мне кажется, что достаточно важным является соблюдение принципа добровольности в этом вопросе, с тем, чтобы соответствующие предметы преподавались на добровольной и факультативной основе. Насколько я знаю, большинство традиционных религий исходит из этого же постулата».

Гибкий, более интеллектуальный и понимающий подход Медведева к православному воспитанию населения России подтверждается и работой в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию Светланы Медведевой. Программа предлагает курсы, альтернативные грубому, идеологизированному учебнику Аллы Бородиной. Это учебные программы «Духовно-нравственная культура» и учебник «Православная цивилизация» — возможно, спорные, но обладающие своей оригинальной концепцией и по своему уровню намного превосходящие примитивные книги Бородиной. Немаловажна и тесная связь программы с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (где свое образование получает полпред Александр Коновалов) — руководит программой декан педагогического факультета ПСТГУ иеромонах Киприан (Ященко). Вместе с тем, в целом ряде проектов программы Светланы Медведевой принимают участие преподаватели Российского православного института св. Иоанна Богослова, которым руководит архимандрит Иоанн (Экономцев), а также ученые из светских вузов. Об узкой идеологической направленности программы говорить не приходится.

Заявления Дмитрия Медведева о финансовой поддержке церковных объектов, а также весьма возможное принятие закона о частичной реституции оставшейся в руках государства церковной собственности, являются скорее желанием закрыть имущественную проблему в отношениях с РПЦ МП, и перейти на более высокий уровень сотрудничества. В эпоху Медведева государство направит все свои силы на поддержку духовного просвещения, религиозного образования в рамках РПЦ МП, социальных проектов РПЦ МП (формально, совместных с местными властями), культурных проектов, связанных с молодежью, с кино, с детскими лагерями, православными гимназиями и т.д.

Фактически государство в период «царствования» Дмитрия Медведева, сколько бы оно ни продлилось, само переориентирует Церковь на другие приоритеты и поспособствует началу нового этапа в развитии церковной жизни, перейдя от восстановления зданий к миссионерству и религиозному просвещению, хотя бы своих же прихожан. Московская патриархия наконец перейдет от создания материальной базы в условиях скорее нейтрального (или использующего фактор РПЦ МП в своих целях) светского государства к конструированию своей общественной роли в рамках православно ориентированного светского государства.

Credo.ru

Добавить комментарий