ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА?

Бодо Фолькманн

 

Возможно, некоторые еще испытывают сомнения относительно Бога. Это было бы неудивительно, если учесть все полуправды и неправды, которые распространялись о Боге на протяжении столетий. Но те, кто, как сказано, страстно желают изменения своей жизни и той силы, которая делает его новым человеком в этическом отношении и дает полноценность в его жизни, приглашены узнать путь Иисуса Христа, который является путем к Богу. Тогда самый значительный опыт в своей жизни получит именно тот, кто через этот путь вступит в личные отношения с живым Богом. Испытать это можно так отчетливо, что после этого никаких сомнений в реальности Бога не остается. Тогда будет ясно, что Он любит нас, принял нас и мы будем уверены, что нет в мире сил и обстоятельств, которые могли бы отлучить нас от Божьей любви.

Эта уверенность верующего основывается не на научных доказательствах, а на личном опыте. Только на опыте, через личные ощущения, а не на основе научных доводов муж может узнать, что жена любит его. На практике, а не с помощью теории мы узнаем радость или печаль, красоту симфонии или романтичную прелесть пейзажа.

Точно также обстоит дело и с Богом. На протяжении всех веков были люди, которым Он лично открылся и, которые лично поверили в Него. Это и простые люди и такие высокообразованные, как французский математик Блез Паскаль, люди античности и современники, как космонавт Джеймс Ирвин. Для всех этих людей вера в Бога началась с безусловного доверия к Иисусу Христу. И для всех них вера – это определенный риск, также как и запуск ракеты является рискованным предприятием для тех, кто совершает свой первый полет в космос. Только те, кто готов на этот шаг смогут узнать состояние невесомости.

Если кто-нибудь хочет принять такое решение в жизни, но может обратится непосредственно к Богу. Дело в том, что молитва является не религиозно-мистическим обрядом, а полным доверия разговором с невидимым Богом, как бы средством радиосвязи. Эта связь с Богом стала возможна через Иисуса Христа для тех, кто доверяется Ему. Обращаясь к Богу они могут сослаться на Него, на тот факт, что Иисус Христос умер за грехи всех людей. Поэтому каждый, кто примет эту жертву Иисуса Христа с благодарностью, сможет стать свободным от своего греха, который Бог прощает ему. Тяжелое бремя снимается с него, то есть “Моральный закон во мне” перестает обвинять меня.

Ведь то, что разлучает нас с Богом и препятствует нашей полноценной жизни, связано с неправильным направлением наших действий и нашего мышления, которые определяют личное “я” и личные интересы в центр жизни. В этом смысле вина – это то, что Библия называет грехом, как например: убийство, воровство, ненависть, нарушение супружеской верности и так далее, а в первую очередь неправильное направление всей жизни, при котором человек делает самого себя центром мира. Возможно, упомянутые дурные действия, а также многое другое встречаются как последствия этой вины.

Каким образом можно стать христианином? Не через нравственные усилия, как бы высоко мы ни ценили их. И также не через умственное исследование религии или этики, как бы драгоценно и интересно оно ни было. Даже не путем вступления в церковь или в другое общество верующих, потому что так поступали миллионы людей, которые в своей реальной жизни остались атеистами. Смысл той вести, которую нам принес Иисус Христос, состоит, как сказано, в решительном шаге и сознательном повороте человека, в просьбе к Богу о прощении вины, в просьбе о радикально новом начале, с желанием жить с сегодняшнего дня по правилам Иисуса Христа и сознательно подчинить ему собственную жизнь во всех отношениях.

Когда это осуществляется, Бог как исцеляющее лекарство изменяет жизнь этого человека и дает тогда совсем новое сознание. Он делает нас, как говорит Библия, новыми людьми. Здесь оправдано выражение, которое Карл Маркс взял из Нового Завета и наполнил другим идеологическим содержанием. Мы все знаем, что по мнению Маркса и Ленина радикальное социалистическое преобразование экономических и социальных обстоятельств порождает новое сознание, нового человека, так как по этой идеологии материальные условия порождают духовное сознание. И все-таки мир видел, сколько революционной энергии было затрачено на образование этих новых общественных условий и как, несмотря на это, “новый” человек, который бескорыстно и добровольно работает за других и, который свободен от личного стремления к наживе, собственно никогда не был виден, даже по прошествии десятилетий. Потому, что этическое поведение человека без Бога направлено на злые цели – независимо от того, в каком общественном строе он живет.

Маркс и Ленин, несомненно, видели беды общества и имели благие намерения создания нового, лучшего общественного устройства. Однако один вывод можно сделать из истории: никакая революция не сможет быть достаточно радикальной, если она не узнает, что зерно зла находится в самообожествлении отдельного человека, и что общественные беды являются не источником, а последствии этой вины. Иисус Христос, если можно так выразиться, намного радикальнее Маркса и Ленина, потому что Он устраняет это зло в корне, намного глубже изменяет человека в преодолении зла, чем это могло сделать политическое или общественное преобразование. Иисус Христос преобразовывает отдельного человека, который предоставляет Ему свою жизнь в распоряжение, настолько, что этот человек становится в самом деле новым: он получает новые побуждения для своей деятельности, новую цель, новую динамику и исполнение своей жизни новым смыслом, что воздействует конкретно на все области жизни. Ему Бог дарует силу любить и защищать людей.

В этой связи возникает вопрос, станут ли те, которые сделали этот шаг доверия к Богу, сразу в этическом отношении совершенными и идеальными людьми? Это было бы недоразумением, потому что преобразование, которое осуществляет Бог, будет проявляться постепенно, как рост растения. Оно является не резким, скачкообразным, а плавным органическим процессом, при котором не исключены и проблемы. Но для верующего человека тесное и повседневное общение с Богом всегда дает возможность получить помощь в таких конфликтах, получить новую силу и руководство, и, если нужно, прощение возникшей вины.

Сначала необходимо навести порядок в личной жизни перед Богом и перед людьми. Приходит внутренняя и внешняя чистота, порядок вместо хаоса, мир вместо борьбы полной ненависти.

Когда человек обновлен Иисусом Христом, его отношения с ближними также будут исцеляться. Возможно, находящийся в опасности брак поправится, когда муж попросит прощения у жены или жена у мужа. Между сослуживцами одного предприятия возникают новые доверительные отношения, когда один их них станет честным человеком. Тогда украденные вещи отдаются обратно, или кто-то признается в финансовом обмане и все исправляет. На службе, в школе или в научно-исследовательском институте складывается новый климат сотрудничества, когда один или несколько работников следуют этике последовательной любви к ближнему. Их можно узнать по изменившимся манерам, по дружелюбию и готовности помочь, желанию взять на себя ответственность и больше не участвовать в недостойных поступках, которые наносят ущерб другим. В дальнейшем будет видно, что обновленный Иисусом Христом человек работает честно и надежно даже в ситуациях, когда он не повергается непосредственному надзору или контролю. И скоро будет заметно по его выражению лица, что он исполнен новой, глубокой радости, которую излучает вокруг себя. В этом смысле влияние настоящей веры привлекательно, а не отвратительно, как это получается иногда в случае угрюмой нелюбезной набожности фанатиков. Вообще люди, которые наполнены Иисусом Христом в своей жизни узнаются не только по тому, что они отказываются от отвратительных вещей, которые другие делают, но прежде всего по тому, что они делают добрые вещи, от которых другие отказываются, и это происходит потому, что этика Иисуса Христа заключается в первую очередь не в запретах, а в исполнении силой, которая побуждает к активному действию любить и дает способность для этого в различных ситуациях повседневной жизни.

Если в этом заключается сущность христианской этики, то ограничивается ли она только личной жизнью? Или, иными словами, оказывает ли христианский образ жизни, если таковой имеет место, воздействие на общество в целом? А некоторые прибавляют к этому еще второй вопрос: почему христианство со своей этикой не изменило человечество за последние две тысячи лет?

На это можно дать двойной ответ. Во-первых, нужно помнить то, что подчеркнул Иисус Христос: Его общественный строй, Его царство не от этого мира. Этот строй нельзя создать или сохранить средствами политической власти. Там, где в ходе истории была предпринята попытка ввести христианскую веру силой оружия или принуждением, это намерение происходило от глубокого недоразумения. Последствия были страшны и весьма вредны для дела веры. Вместо этого Иисус Христос всегда, когда проповедовал свою весть, обращался к сознанию и добровольному решению людей. Настоящие последователи Иисуса в этом поступали так во все века до сегодняшнего дня, и нельзя путать их с определенными, так называемыми, деятелями христианства с их нетерпимостью и политикой с позиции силы.

Во-вторых, следует установить следующее: то маленькое меньшинство без политической власти, которое было со Христом, в Библии упоминается не как огромное массовое движение, а как маленькая группа людей. Тем удивительнее, что оно оказывало в истории и оказывает доныне сверхпропорциональное влияние на ход событий. Сам Иисус назвал его “солью земли”, то есть, веществом, с помощью которого в Израиле сохраняли мясо от порчи в объемном сосуде. Это меньшинство, исполненное любви, которое ощущает сильное побуждение к служению на пользу общества, действительно оказывает сохраняющее и исцеляющее влияние продолжительное время, хотя мир в целом и не становится христианским. Вследствие инициатив отдельных христиан или относительно малочисленных групп был достигнут решительный прогресс в социальной истории Европы: отмена рабства, освобождение женщины от ее бесправности по отношению к мужчине, учреждение первых больниц и первых приютов для сирот, создание первой системы страхования для обеспечения старости и многое другое. Правда, прошли столетия до того момента, когда учение Иисуса о равноправности всех людей и заповедь любить всех, быть готовыми на помощь, начали оказывать заметное влияние на общество.

В прошлом веке в Англии началось христианское пробуждение в отдельных районах, где раньше боролись с такими социальными бедами, как алкоголизм и уголовные преступления. Однако многие уверовали в Христа и испытали эти глубокого идущие обновления, о которых я уже говорил, изменилось не только их сознание, но и их отношение к алкоголю; расстроенные семейные отношения поправились, на предприятиях возник новый интерес к работе. Последствием был, наконец, расцвет не только в области образования и культуры, но и в сфере чистоты и гигиены на улицах, снижение числа преступлений и даже повышение экономического благосостояния целых деревень и городов. Настоящая вера в Иисуса Христа, в конце концов, оказывает материальное воздействие, однако направление этого воздействия прямо противоположны тому, что полагали Маркс и Ленин: дело обстоит не так, что материальные условия порождают новое сознание, а новое сознание подаренное Богом, так отражается на жизни (если люди по-настоящему поступают в соответствии с ними), что в конечном итоге улучшаются и материальные, экономические условия.

Итак, христианская этика не является оторванным от жизни идеалом для определенной специальной группы идеалистов. В спасении, о котором здесь идет речь, состоит скорее ответ на важнейшие вопросы личной жизни, когда мы ищем смысла и полноты ее. Таким образом, в этом состоит, как я уверен, единственная реалистическая надежда на решение тех проблем, которые сегодня подвергают опасности существование наших народов и обществ. Обеспечение жизни в грядущем веке возможно только в том случае, если растущее число людей испытает решительное обновление через Иисуса Христа, которое сделает их способными поступать по Его этике, а в этом каждый из нас является важным фактором.

Христианский сайт

Добавить комментарий