Труд в жизни верующего ЕХБ

(Из книги Гумерова Р. Социальная направленность проповеди)

 

Говоря о месте труда в жизни верующего человека, мы можем сказать, что две основные позиции мы можем проследить в истории церкви.

1. Первая из них изложена в трудах М. Вебера: «Полезность профессии и, следовательно, ее угодность Богу, в первую очередь, определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую проводимые в ее рамках блага имеют для «всего общества»; однако в качестве третьего и, практически, безусловно, наиболее важного критерия выступает ее «доходность». Если Бог указывает вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете осуществлению одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. В качестве же следствия выполнения профессионального долга богатого морально не только оправдано, но даже предписано. Об этом как будто прямо говорится в притче о рабе, который впал в немилость за то, что не приумножил доверенную ему мину серебра. Желание быть бедным было бы равносильно, как часто указывается, желание быть больным и достойно осуждения в качестве проявления синергизма, наносящего ущерб славе Божьей. Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работать, то это не только грех бездеятельности, но и, по словам апостола, нарушение завета любить ближнего своего». Это излагается типичный кальвинистский взгляд на труд (Вебер, «Протестантская этика и дух капитализма» с.104).

2.Вторая позиция представлена Эланом Ричардсоном, который опровергает такое понимание в своем исследовании «Библейское учение о труде»: «В Библии мы не находим ни одного примера того, чтобы Бог призвал человека к какому-либо земному занятию. Так, Павел был призван стать апостолом, но никто не призывал его заниматься изготовлением палаток… У нас нет никаких оснований говорить, что Бог призвал кого-то быть инженером, врачом или учителем». (Кокс, с.184)

Как видим, эти две точки зрения противоречат друг другу. Разность подходов показывает, как мы будем относиться к нашему земному бытию. Жизнь протестантских общин в Средней Азии, откуда родом автор данной работы, отличалась от жизни окружающих. Одно из отличий состояло в отношении к труду. Русскоязычное население, жившее там, было более трудолюбивым, чем население Центральной России. И в этой среде, протестанты были известны как еще большие трудоголики. Это слава была доброй. Возможно, это тот путь, по которому нам предстоит пройти в России — поднять ценность труда в глазах нашей паствы.

Российский менталитет характеризуется особым отношением к труду, и к оплате этого труда. Классический капиталистический (и протестантский,  в том числе) подход, заключается в принципе оплаты пропорционально вложенным усилиям: «Американцы Джон и Генри, по всей вероятности, разделят деньги согласно вкладу каждого в общий труд. Для нашей страны больше характерна норма равенства: почему бы Ивану и Петру не разделить деньги поровну?» (Стефаненко, с.34) В новых, нынешних условиях каждый пастор стоит перед дилеммой: поддержать ли ему уравнительный (российский) подход, или «быть протестантом в России» проповедуя необходимость хорошо трудиться и получать оплату по справедливости.

«Экспериментальные данные психологов о зависимости интеллектуального развития человека от участия его в творческом труде подтверждаются исследователями социологов, которые обнаружили различия е духовных запросах и интересах рабочих квалифицированного труда (занятых, например, у пульта управления) и рабочих неквалифицированного труда (грузчики, такелажники). Только у первых наблюдается ориентация на расширение интересов, на приобретение новых знаний, рационализацию новых приемов работы. При этом происходит развитие духовных запросов и интересов, выходящих за пределы конкретного вида профессиональной деятельности». (Шаев, с. 129) Как видим, выбор профессии человеком может многое сказать о его характере, наклонностях. Закончились времена, когда профессия передавалась по наследству. Когда в общину приходят новые люди происходит расширение поля деятельности церкви, представляющее собой новые слои общества. Проповедник должен знать, что появление новичков означает возможную перестановку акцентов в проповеди.

Из приведенного исследования, очевидно, что не имеет смысла призывать рабочего или пенсионера «получить хорошее образование», «сделать карьеру», «развиваться как личность» и т.д. Круг интересов (ценностей) этого социального слоя — это «дом», «семья», «дети». Например, люди этой категории побоятся вкладывать деньги в какое-то предприятие, потому что «не допустить ошибок в жизни» — это одна из главных задач. Но более предприимчивые «новые русские» не боятся ошибок, т.к. чувствуют уверенность в своих силах вновь подняться, даже после очередного дефолта.

Исходя из выбираемых ценностей и реальностей нынешней России руководители, бизнесмены нуждаются в самоутверждении и помощи. Им приходиться решать много сложных морально-этических проблем. И не всегда эти решения согласуются с нашими представлениями о христианстве. Двойственность положения, в которой находятся эти люди как бизнесмены — христиане в новой России, нуждается в особом попечительстве пастыря-проповедника.

Очевидно, что интересы этих двух групп резко отличаются друг от друга. И, тем не менее, Христос — есть Тот, Кто может соединить сердца этих людей.

Библиотека Гумер

Добавить комментарий