Благодарность: в светском и Библейском измерении




Зайченко А.С.

 

 

Определение

 

Многие из нас согласятся, что благодарность это одно из естественных и, в то же время, благородных чувств, свойственных каждому человеку. Чувство благодарности это духовная память о полученном добре, которая хранится в сердце и выражается в желании ответить добром за добро. Но она так и останется лишь пассивной памятью, если не будет выражена активно в виде благодарности – ответных знаках внимания словом или делом.

 

Благодарность духовно сближает людей, устраняет недоверие и подозрительность, и даже врагов делает друзьями.


Цицерон сказал: «Благодарность – это не только величайшая из добродетелей, но и мать всех добродетелей». В этом с великим римлянином можно согласиться.  И отсюда можно сделать вывод, что если благодарность – сердце всех добродетелей, то неблагодарность – корень всех грехов.

Прежде всего, в обыденной жизни благодарность служит способом выражения нравственной позиции получателя, сигналом его готовности не только признать акт получения дара, но и готовности отблагодарить, повторить подобный поступок и не только в отношении дарителя, но и что самое главное – других людей.

Благодарность – это признание факта добрых отношений между конкретными лицами. Часто дарение и ответная благодарность использовались как первый шаг в налаживании отношений между незнакомыми людьми, или даже оппонентами, находящимися во вражде. Проявление благодарности – это открытая дверь для налаживания стабильно позитивных отношений между людьми.

Благодарность — это основа этикета и вежливости в обществе, формальное выражение благожелательности между людьми. Устойчивая культура благодарности – это сигнал того, что в обществе сохраняются мотивы к конструктивному поведению людей, конкретные формы которых не могут регулироваться ни законами, ни экономической выгодой.   Этого признание того, что базовые моральные принципы продолжают действовать.

Сегодня мы видим, что по мере того как христианская мораль в обществе сходит на нет, поле благодарения сужается, служение благодарения вытесняется на периферию формального этикета, превращается в акт бытовой литургии, культуры речи.

Светский подход

 

К сожалению, в наше время не только подростки и молодые люди не знают истинного значения слова «благодарность», но и достаточно взрослые и, вроде бы, зрелые люди. Оказалось, что сегодня никто и нигде не учит нас даже самым элементарным азам нравственности с истинных духовных позиций. Раньше, лет 30-50 назад, сама обстановка еще оставалась благоприятной для воспитания благодарных и порядочных людей. Теперь же, большинство людей не понимает кому и для чего нужна благодарность, какой смысл в нее вложен и как ее выразить практически. И как результат – массовое проявление хамства в быту, на работе, СМИ, общественной сфере, политике и даже в культуре и искусстве. Вселенское хамство стало источником роста безудержной агрессии в российском обществе, где статистка регистрирует самое большое число преступлений на 1000 человек населения. Мы давно уже живем в стране, где отмечается самое большое число неблагодарных людей и незамеченных проявлений милости, милосердия и доброты со стороны тех немногих, кто на это еще способен. И эта статистика удивительным образом соотносится с катастрофическим  уровнем личного отчаяния и безысходности, одним из самых высоких показателей числа самоубийств, самым большим числом забытых и разрушенных памятников.  

 

Настоящая благодарность — это искреннее чувство, но его трудно отличить от его лицемерного варианта, силу того, что больше половины людей от рождения лишены свойства психологической чувствительности, проницательности и интуиции. А большинство из тех, кто обладает такими способностями, их не развивает. В то же время искусное нравственное перевоплощение отдельных лицемеров так и остается нераспознанным. Никто не хочет прослыть неблагодарным человеком. Но вряд ли многие из нас могут проявлять благодарность?

 

Добрые качества могут возникать в нас с самого рождения, во всяком случае, изначально они присутствуют в нас лишь в виде задатков, которые родители, школа, общество должны развивать, причем развивать сознательно и целенаправленно. И благодарность не является исключением в этом списке. Современная жизнь чаще всего способствует подавлению большинства нравственных задатков и  принципов, в том числе тех, которые долгое время считались  вечными и универсальными. Психологи утверждают, что благодарность — это не только чувство, а эмоционально-логическое явление, когда само стремление отблагодарить возникают на основе ценностей и принципов более высшего порядка. Если человек принципиально не считает нужным испытывать чувство благодарности за что-либо к кому-либо, то он и не будет его испытывать. Поэтому такой средний современный человек выстраивает собственную систему, призванную оправдать свои любые аморальные поступки, проступки и преступления, безнравственные мысли и чувства, желания и стремления, принципы и убеждения. В то же время по отношению к окружающим, такой человек остается строгим блюстителем нравов.

 

Относительно недавно эмпирические исследования показали, что чувство благодарности, которое человек может испытывать к кому-либо, для него важнее, чем для самого объекта его благородного поступка. Оказалось, что чем чаще и сильнее человек проявляет чувство благодарности к людям за все хорошее, что они для него делают, тем больше у него возникает оснований для душевного комфорта и равновесия. Благодарность — это положительное чувство. А чем чаще и больше мы переживаем положительные чувства, в основе которых заложены высокие нравственные, тем больше у нас шансов обрести истинное счастье.

 

 

Библейский подход

 

Вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога! Творец создал нас, дал нам тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма или компьютера. Господь вдохнул в нас бессмертную, богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и которая драгоценнее и любезнее нам всего. Он наделил нас разумом, через который познаем и осваиваем Его Творение; — свободную волю, благодаря которой мы можем физически и духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь; — чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье и радость в жизни.

Поэтому впервые мы встречаемся с благодарностью в Библии в виде мирной жертвы Богу.

 

Кроме значения  духовной жертвы Богу,  чувство благодарности несет в себе громадный заряд нравственного совершенствования человека. Прежде всего, она  выступает как выражение мира и покоя во Христе, который наполняет наше сердце. Благодарность — это выражение Слова Христа, обильно пребывающего в нас. Наконец, благодарность – присутствует в нашей жизни как нравственный принцип, принцип, который должен направлять все наши действия. Об этом апостол Павел в 1 Фесс. 5:18 говорит: «За все благодарите, ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе».  Если мы не благодарим, то мы не исполняем воли Божьей, мы ставим себя вне воли Божьей. Для этого нам нужно иметь благодарное сердце. Это особое состояние, когда ты умеешь всегда, при всех обстоятельствах видеть добро в своей жизни. А когда видишь, тогда и благодаришь за это. Всякий раз, когда в жизни появляются трудности, начни славить и благодарить Бога; и тогда печаль будет уменьшаться, а Бог становится близким.

 

Итак, благодарность как врожденное нравственное чувство является прямым результатом присутствия Божьей благодати в нашей жизни. В то же время благодарность выступает как ответ на конкретное проявление Божьей благодати. То есть чувство благодарности свидетельствует о признание того, что дары получены не случайно, не заработаны самим человеком, а даются Богом даром, по Его благодати. В этом смысле благодарность выступает как прямая Библейская заповедь Это, прежде всего, касается молитвенных прошений и просьб. В послании. Филиппийцам (4:6 и 7) апостол Павел говорит: "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Павел говорит нам никогда не приходить к Богу с просьбами без благодарения. А повод для благодарности в памяти верующего человека всегда найдется. В то же время благодарность – удел смиренных; гордый не может быть благодарным, так как ему кажется, что он заслуживает только восхищение за свои личные достоинства.

 

Вот несколько примеров из служения Иисуса Христа, показывающие нам грандиозную силу благодарности. Первое чудо — это насыщение 5000 людей. Только представьте себе 5000 мужчин плюс женщины и дети, т.е. группа, приблизительно состоявшая из более чем 10 000 человек была со Христом. Это было в пустыне. У них не было что есть и все были голодны, и Иисус Христос говорит: Чем мы их накормим? Андрей сказал: Здесь есть мальчик с 5 хлебами и 2 рыбами, но что это для такой толпы? Иисус Христос просто взял 5 хлебов и сделал следующее (Ин. 6:11): "Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел".

Второе чудо — воскрешение Лазаря из гроба после 4-х дней пребывания во гробе. Вот о чем мы читаем там. Ин.11,Ст. 41: "Итак отнял камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня". Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом “Лазарь! Выйди вон! И вышел умерший».

 

Есть еще один прекрасный пример этого в истории десяти прокаженных, встретившихся с Иисусом. Ев. Лк. 17:12-19: "И когда входил Он в одно селение, встретили Его 10 человек прокаженных, которые остановились вдали. И громким голосом говорили: "Иисус Наставник, помилуй нас!" Увидев их, Он сказал им: "Пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. И пал ниц к ногам Его, благодаря Его, и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: "Не 10-ли очистились? Где же 9? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: Встань, иди, вера твоя спасла тебя".

 

Когда мы благодарны, мы видим любовь и доброту Господа, мы восприимчивы к Его воле. Неблагодарность же, наоборот, ослепляет. Неблагодарный человек может и не узнать, что Бог находится рядом. Так же и неблагодарный народ. Неблагодарный народ – это народ, не думающий о Боге, находящийся в смертельной опасности. Проблемы России коренятся в ее слепоте к доброте и могуществу Бога. В наше долгой истории мы имеем многочисленные плоды неблагодарности и духовной слепоты, от которых страдала страна, народ и конкретные люди.

Итак, можно сделать два вывода:

 

Светский:  По большому счету, много благодарности не бывает. И дополнительное спасибо лишь покажет человеку, оказавшему нам добро, наш уровень общей культуры и наши хорошие манеры. И наоборот.

 

Библейский: Без благодарности нет современного человека и цивилизованного общества. Без Бога, дающего благо, – нет благодарности.

 

 

www.gazetaprotestant.ru

Добавить комментарий