БОЖЕСТВЕННОЕ ОСНОВАНИЕ БОГОУГОДНОЙ МОЛИТВЫ




Берт Кленденнен
 

I. В чем  же заключается Божественное основание любой богоугодной молитвы?

В силу того, что в этой книге мы будем размышлять над великой ролью молитвенного служения, нам не помешает для начала вспомнить о Божественном основании богоугодной молитвы. И прежде чем переходить к рассмотрению специфических особенностей такой молитвы, мы должны признать ее духовное основание и непосредственную связь с мастями благовонного состава и святостью фимиама, который, согласно книге Исход (30,34), воскуривался только на золотом жертвеннике. Мы не собираемся приводить названия веществ, входящих в фимиам, достаточно упомянуть, что Господь Сам определил благовония для каждений и в связи с этим строго повелел: "…курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего" (Исход. 30:37-38).
В этом состоит основание богоугодной молитвы.

Благовония, входящие в состав фимиама, символизируют нравственное совершенство Господа Иисуса: Его милость, добродетели, дела и достоинства.Фимиам не является прототипом молитв. Фимиам — это достоинства и добродетели Иисуса Христа, которые смешиваются и приправляются к молитвам святых так, что последние становятся эффективными и богоугодными.
Отсюда нельзя ничего ни отнять, ни прибавить, здесь выражена такая же полнота и неизменность, как в четырехчастном составе фимиама:
а. полнота, состоящая из милости, добродетелей, нравственных совершенств Иисуса
б. и соль, которая всегда символизирует поддержание жизни в творении. Почему так необходима соль? Потому что даже проявление нравственного совершенства Иисуса Христа должно оставаться свободным от холодной формальности, равносильной смерти, и быть всегда полным огня и жизни.

Ибо наше созерцание Господа Иисуса может легко превратиться в заученное, формальное действие. С одной стороны, наш разум признает Его истинность и необходимость, а с другой стороны, привычно, механически думает о Его достоинствах, тогда как Бог ждет от нас жизни и огня. Всякое новое творение, приходящее к Господу, должно нести свежее, обновленное восприятие той жизни, которая даруется человеку во Христе Иисусе.
Соль в веществах предохраняет от смерти, поддерживает в них жизнь и сохраняет свежесть, придает остроту. Господь хочет, чтобы мы никогда не теряли остроту живого восприятия нравственных достоинств Иисуса Христа. И если нам удается ее сохранить, то наша молитва останется эффективной и богоугодной.
Соль не входит в состав фимиама. Ее следует добавлять.

Затем, вспомним о Божием повелении, которое гласит, что нельзя человеку делать священного курения для себя и воскуривать его самому, ибо Господь не потерпит имитации "великой святыни" и не позволит человеку незаконно использовать ее для личных нужд. Фимиам всегда хранился только для Господа и воскуривался только Ему. Святое — Господу. Любое нарушение повеления было равносильно смерти. Чуждый огонь в кадильницах, принесенный однажды пред лицо Господне, навлек на весь народ наказание и поражение.

Есть в характере Иисуса Христа нечто уникальное и особенное, чего не дано достичь смертному человеку. Это нечто нельзя даже сравнить с самыми лучшими качествами, которые может выработать в себе человек. Господь видит в Иисусе Христе те качества, которые нигде не найдешь, поэтому всякая имитация достоинств Господа Иисуса для любого человека означает смерть.
Наши нравственные достоинства не открывают доступа к Господу; там считается великой хулой, если кто-то, рассуждая о жертве, смеет говорить, что самопожертвование у людей ради близких и родных стоит на одной ступени с Великой Жертвой, совершенной Иисусом Христом. Это ужасное богохульство, достойное Божьего наказания! Бог презрит только на достоинства Его Сына. Он запрещает нам приходить к Нему со всякой имитацией этих качеств, с чем-то придуманным самим человеком. Бог не потерпит пренебрежения неповторимостью Иисуса Христа.

Итак, основанием услышанной молитвы и доступом к нашему Небесному Отцу являются нравственное превосходство, великолепие, благость, добродетели, достоинства, заслуги и похвала Господа Иисуса Христа. Истины простые, но основополагающие, которые нам необходимо признать, прежде чем вообще начинать за что-либо молиться.  

II. Пять аспектов молитвы

Теперь перейдем непосредственно к вопросу о молитве. Прежде всего, два слова о природе молитвы — то, что с разных точек зрения делает молитву — молитвой. Из многообразия аспектов следует выделить пять главных, таких как: 

1  Общение
2  Подчинение
3  Прошение

4  Сотрудничество
5  Конфликт

С одной стороны, молитвой уже является каждый отдельно взятый аспект, с другой — молитва в своей полноте требует присутствия всех пяти или же включает все пять.  

2.1. Молитва как общение

Прежде всего, молитва — это общение. Это — отношение и любовь, открывающие сердце Бога. Таково основание любой истинной формы молитвы. Можно уподобить ее двум основным типам активности нашего тела:
1  органической — нарушения или изменения в этой области могут повлечь за собой очень серьезные последствия;
2  функциональной — нарушения в этой сфере необязательно ведут к каким-то серьезным последствиям.

Молитва как общение равнозначна органической активности нашего тела. Одним из видов такой активности является наше дыхание: вдох и выдох. Вам не нужно ни думать ни рассуждать о нем. Вы можете размышлять о еде. Это — сфера функционального. Вы также можете рассуждать о том, пойдете ли вы куда-нибудь, будете ли говорить что-то или размышлять над чем-то. Это — сфера функционального, подконтрольного, намеренного; ваше дыхание неподвластно вам, вы просто дышите. Если по какой-то причине у вас нарушится процесс дыхания, то вы уже не сможете ни говорить, ни думать, ни ходить. Следовательно, дыхание — это основа всех остальных функций.
Так и молитва в качестве общения. Для духовной жизни она то же самое, что и дыхание для физической.

Общение с Богом — нечто непрерывное и продолженное; оно не должно прекращаться. Его нельзя уподобить цикличным функциям тела, таким, как принятие пищи. Дыхание, в целом, подсознательно и непроизвольно. Его можно назвать привычкой. Привычка — образ действий, вошедший в обыкновение, происходящий в человеке с легкостью и без особого сознательного контроля с его стороны. Человек многое делает по привычке, даже не замечая этого. Полностью сформировавшаяся привычка становится одним из подсознательных поступков в нашем поведении. Общение с Богом — продолженное действие. Соприкасаясь с Богом, мы одновременно непроизвольно открываем перед Ним наши сердца. И хотя у нас никогда не возникает вопроса по поводу того, нужно ли нам дышать или нет, в жизни, однако, существует такое понятие, как ‘развитие правильного дыхания; в этом смысле .мы должны обращать внимание на наше дыхание.
Л. Доктор Ф. Б. Мейр служит примером такого органического единения с Богом. Где бы он ни находился, что бы ни происходило вокруг, он мог неожиданно остановиться и просто сказать: "Подождите минутку", и тут же начинал молиться. Подобно дыханию, это стало привычкой в его жизни; здесь был сокрыт один из главных секретов его плодотворной жизни и ценных суждений о Божьем. Только близко знавшие Мейра люди могли знать истинную цену его духовных откровений.

Итак, в этом состоит основание молитвы. Ее можно назвать общением и единением, посредством которого сердце человека непроизвольно открывается перед Богом. Молитва как общение не отражает всех аспектов молитвы, но является жизнью, в которой, забывая о всякой намеренности в действиях, соприкасаешься с Богом. В ней заключена особая ценность. Молитва как общение придает большую эффективность всем остальным типам молитвы. Насколько сильно она отличается от жизни, в которой молитва произносится только в момент экстренных ситуаций, которые потому так неожиданно тяжелы, что нам давно уже следовало бы отойти от своего и вернуться к Богу. Экстренные обстоятельства часто случаются для того, чтобы восстановить утраченную с Богом связь. Божий разум нацеливает на то, чтобы плод, извлеченный из таких вот крайностей, стал непреходящим, чтобы мы вновь не потеряли это соприкосновение с Богом, которое Он дал нам в момент тяжелых испытаний, и которого нам всегда следует держаться.  

2.2. Молитва как подчинение

Давайте обратимся ко второму аспекту молитвы, который носит положительный характер. Молитва — подчинение. Подчинение всегда активно, а не пассивно. В вопросе о подчинении всегда замешана воля, а не ее отсутствие. Когда люди принимают за подчинение простое упование на Бога, то это соответственным образом влияет на характер их обращений к Господу, которые уже трудно назвать молитвами. То молчаливое, бездумное согласие, которое мы видим в этих людях, не является ни подчинением, ни молитвой. Подчиниться значит войти в согласие с Божественным разумом. Это может означать конфликт. Неизменно повлечет за собой некое действие. Здесь будет замешана воля. Пассивное бездействие, называемое доверием, нельзя считать молитвой. Есть люди, которые рассуждают о доверии. Но для таковых упование равносильно пассивности и бездействию, что никак нельзя считать молитвой. Доверие имеет иное значение. Оно не входит в понятие "сфера молитвы".  

Вера входит в сферу молитвы, и она всегда активна, а не пассивна. Вера может вызвать борьбу, которая будет продолжаться до тех пор, пока вы не придете в состояние покоя. Покой в вере нельзя путать с тем, что мы называем "бездумным согласием". Покой в вере — последняя стадия уподобления Божиему разуму. Подчиниться значит не просто подавить некие желания, но привести их в согласие с Божественной волей, либо изменить, если возникнет такая необходимость. Желание может быть очень сильным, подобно мощной движущей силе, однако любая движущая сила должна находиться под контролем, чтобы ее можно было в любой момент перевести из положения движущей в положение останавливающей. Молитвой подавляется интенсивность желания и направляется из одного русла в другое. Возможно, что на смену вашего стремительного движения придет состояние ожидания воли Божией. Это и есть подчинение.

Подчинение вовсе не означает, что вы беспомощно рухнете пред Богом и скажете: "Хорошо, я верю, что все будет содействовать ко благу. Я смиряюсь с происходящими событиями и предаю их в Твои руки, Боже". Напротив, подчинение — добровольное, желанное соединение с Божией волей, Его желанием и разумом. Таков смысл настоящего подчинения. Очень часто оно представляет собой глубокий конфликт, даже жестокое разочарование, но это и есть необходимое для нас подчинение.

2.3.Молитва как прошение.

Молитва — прошение, просьба или ходатайство… Неважно, какое из этих слов вы употребили бы, все они обозначают одно и то же понятие. Здесь мы непосредственно соприкасаемся с действием молитвы. Возможно, это самый главный ее аспект. Ему, конечно же, посвящено большинство мест в Писании. Прошение действительно определяет значение слова "молитва". В Священном Писании слово "молитва" справедливо используется в значении "прошение". И если вы полистаете Божье Слово, то убедитесь, что в большинстве случаев молитва означает именно прошение. Наши главные проблемы исходят из области прошения. Практически все наши сложности возникают в этой сфере.
Несмотря ни на что, мы, конечно же, продолжаем молиться и просить Бога. Хотя нам не помешало бы прежде заложить хорошее основание для нашего прошения, ходатайства или просьбы, чтобы мы сами точно убедились в том, что в нашей молитве присутствует объективная необходимость.

Молитва может не только оказывать влияние на вашего внутреннего человека, она сильна изменить объективный ход событий; молитва, будь то прошение, просьба или ходатайство, влияющая на внешние события, служит хорошим контраргументом против таких ложных утверждений, как:

1 Божественное всеведение делает молитву ненужной. Бог знает все: что Он сделает и каким образом; Он знает все от начала до конца. Так зачем тогда молиться?
2 Божественная благость делает молитву лишней. Бог благ, сострадателен, милосерден, долготерпелив. Он совершает только лучшее. Бог есть любовь; молитва — это излишне. Просить Бога о том, чтобы Он был благ, милосерден, добр? Чтобы Он совершил все лучшее для нас? Зачем? Почему бы просто не довериться Его благости? В молитве нет необходимости.
3 Божественное предопределение делает молитву ненужной. Если Господь установил вечный порядок вещей, и если предопределение несет благое, то зачем тогда молиться?
4 Божественный суверенитет. Тот факт, что Господь управляет всем, что Его трон превыше всякого правительства, что все в Его руках и власти, ставит молитву на одну ступень с недостаточной верой. Зачем просить, молиться, ходатайствовать и умолять, если все в руках Божьих, если Он всем управляет и если верховное господство и власть являются Его Суверенитетом?
5 Божественное величие закона и цели делает молитву слишком самонадеянным шагом. Не много ли вы хотите, прося Господа изменить тот или иной порядок вещей, установленный Им в соответствии с вечными законами? Всякое движение в мироздании происходит в соответствии с этим порядком. С вашей стороны будет выглядеть слишком самонадеянным просить или ожидать от Господа, чтобы Он изменил что-то в Своем порядке.

 

В действительности, наверное, все выглядит не так уж плохо. Возможно, что у вас эти вопросы никогда не принимали такой формы, но я все же осмелюсь сказать следующее: неважно, приходили ли вам эти слова на ум, думали ли вы о молитве так или иначе, время от времени что-то из сказанного здесь обязательно тайком проникает в вашу молитвенную жизнь, производит свое действие и лишает ее истинной хватки. Разве не возникало у вас во время молитвы чувство, этакое неопределенное и обволакивающее ощущение, которое нашептывает: "Но ведь Господь знает, что Он совершит, так зачем я буду Его умолять? Бог благ и милостив, зачем мне о чем-то Его просить? Господь знает все от начала до конца, так почему бы мне просто не довериться Ему? Божьи цели предопределены, к чему же мне бороться с Создателем и просить Его изменить что-то? Он совершит Свою цель. Он не меняет решений. Кто может убедить Его сделать это?" На молитву оказывается давление: если не со стороны какой-то мысли, застрявшей в вашем мозгу, так со стороны некоего внутреннего ощущения противоречия. Все это, проникая и овладевая нашим разумом или сердцем, способно задерживать или ослаблять действие молитвы, поэтому, по мере движения вперед, мы должны тверже бороться с подобными явлениями.
Нужно признать, что современный модернизм отодвинул объективную силу молитвы на задний план. Он отвел ей место простого субъективного фактора, благотворно влияющего на человека, который просит у Бога так изменить его характер, манеру поведения, мышления и мотивацию, чтобы новые черты вызывали к нему всеобщее почтение и уважение.

В отношении молитвы-прошения вы также должны запомнить, что на фоне внутренних разногласий, которые возникают в вашем разуме, молитва-прошение становится исключительно шагом веры. Именно внутренняя борьба в основном и превращает молитву-прошение в шаг веры. Вы вправе спорить со мной по поводу Божьего суверенитета, предопределения и т.д. — в целом, по всем вышеуказанным пунктам, но мы все-таки верим, что Господь может изменить ход событий. Несмотря на все аргументы, которые принижают значение молитвы и лишают ее истинной силы, мы не прекращаем просить и ходатайствовать.  

2.4. Молитва как сотрудничество

Четвертый аспект молитвы, сотрудничество, является ее руководящим моментом. Он стоит за всеми остальными аспектами; помогает нам занять правильную позицию в молитве в целом и во всех ее аспектах в частности. И общение, и подчинение, и ходатайство, и конфликт — все перечисленное здесь приведено и находится в нужном соответствии при условии, если мы признаем, что молитва — сотрудничество; эти аспекты вместе с этапами молитвы нацелены исключительно на сотрудничество. Сотрудничество есть мотив, истина, жизнь, свобода, сила и слава молитвы. Мотивом молитвы является сотрудничество с Богом. Чтобы обрести жизнь в молитве, нам прежде следует признать, что молитва — сотрудничество с Богом. Мы получаем жизнь, когда молитва по-настоящему становится сотрудничеством с Богом. И наоборот, если мы не сотрудничаем с Богом, то можете быть уверенным, что наша молитва лишена жизни. С сотрудничеством к вам приходит молитвенная свобода. И до тех пор, пока вы не придете в нужное соответствие, пока не начнете действовать в согласии с Божественной целью, вы никогда не сможете одержать победу в молитве. Так и сила молитвы. Она также опирается на сотрудничество с Богом. Сотрудничество с Богом придает молитве силу. Вспомните, хотя бы, Елисея или других пророков, тех, кто достиг сотрудничества с Богом. Оно сделало их молитвы эффективными и действенными!

И конечно, слава молитвы! Молитва тогда становится прославленной, когда в действительности является сотрудничеством с Богом и на интеллектуальном, и на духовном уровне. Сотрудничество подавляет всякий эгоистичный личностный мотив, сокрытый в вас. Сотрудничество — одно из основных достоинств молитвы, которое должно привести нас в соответствие с Божиим планом, Его методом, временем и Духом — словом, Его диспозицией, которая играет для нас первостепенную роль. Итак, нам необходимо:
1 не только знание Божественного плана, но и метода исполнения;
2 и не только знание Божественного плана и метода, но и знание о Его времени;
3 и не просто исполнение, но хождение в правильном Духе. Когда наступит Божий час, нужно все делать в Духе, иначе говоря, следовать Его манере поведения.
Молитва-сотрудничество для того и предназначена, чтобы все перечисленные выше компоненты привести в должное соответствие.

Всякой молитве присущи три основных фактора: Желание;  Вера;  Воля.
А когда мы соединяем вместе такие аспекты, как общение, подчинение и ходатайство, то получаем сотрудничество.
В завершение нашего разговора на эту тему нам, возможно, следует еще раз напомнить себе, что очень часто, прежде чем начать действовать со Своей стороны, Господь ждет проявления нашей инициативы. Он зачастую требует, чтобы мы стали инициаторами в том, что касается желания, веры и воли. Помните, как действует водоколонка устаревшей конструкции? Прежде чем колонка начинает подавать воду полной струей, вы должны влить в нее несколько капель воды. И пока вы не сделаете этого, она не будет ничего качать.
Так и Господь ждет с нашей стороны этого малого движения, чтобы для Него стало возможным прийти в Своей Полноте.
Итак, вначале молитва часто означает наше волеизъявление, веру и желание, на которые уже потом отвечает Господь. Может, Бог потому и не отвечает, что хочет вначале увидеть в нас такое желание, которое бы заставило нас совершить обдуманный шаг веры, чтобы таким образом открыть к Нему доступ.
Начиная молиться за что-то, вас часто посещает глубокое разочарование, которое, в сущности, очень опасно, потому что мы быстро сдаемся и слишком рано прекращаем молиться за наши нужды; ибо нам кажется, что мы стоим на месте и никуда не движемся. А Господь просто просит капли воды, чтобы пролить Свой поток!

molitva.ru

http://www.molitva.ru/read.php/grace_throne1 

Добавить комментарий