О НЕКОТОРЫХ ПРЕПЯТСТВИЯХ МОЛИТВЕ, ВОЗНИКАЮЩИХ В НАШЕМ РАЗУМЕ




Берт Кленденнен

 

I. Давайте сейчас поговорим   о препятствиях, возникающих порой в нашем разуме во время молитвы

Как часто смутное ощущение противоречия или неуверенности, возникающее в глубине нашего сознания, оборачивается на деле причиной духовной хромоты или паралича нашей молитвы. Иногда мы буквально пробуксовываем в молитве из-за неких препятствий, порожденных нашим разумом, сущность которых мы никогда по-настоящему не выявляли и не анализировали. Итак, цель нашего исследования состоит в том, чтобы попытаться выявить некоторые из этих препятствий, проанализировать их и окончательно с ними расправиться. Определенность и уверенность — таковы средства, очищающие основание для молитвы.  

II. Молитва и воля Божия

В связи с этим следует отметить, что возникновение одной из самых первых молитвенных трудностей напрямую связано с Божьей волей. Здесь, несомненно, есть над чем подумать и поразмыслить, потому что данная область отличается огромным разнообразием моментов, аспектов и сторон. Поэтому, прежде всего, нам следует сузить границы нашего исследования. Так, в отношении Божьей воли мы выдвигаем один основной вопрос: следует ли ее считать чем-то абсолютным или относительным?
Итак, мы задаемся вопросом: должны ли мы считать волю Божью чем-то абсолютным или относительным? Такие рассуждения звучат очень научно, но я постараюсь их объяснить. Почему Бог допускает чему-то произойти? Потому что такова Его абсолютная воля, или Он просто использует это для того, чтобы перевести нас на новую духовную позицию? В последнем случае Божья воля является относительной, а не абсолютной. Иными словами, сложившиеся обстоятельства могут не представлять собой абсолютной воли Бога, но Он допускает их ради других целей, и поэтому эти обстоятельства являются Его относительной волей.

Итак, сейчас у нас есть основание для более глубокого и обширного размышления о Божьей воле в отношении молитвы. Если речь идет об относительной воле Бога, вопрос для нас будет заключаться в том, что же происходит с различными обстоятельствами, которые допускает в наших жизнях Бог, после того, как они исполнили свою цель? Отстраняются ли они в сторону и перестают иметь какое-либо место в Божьей воле вообще, или они продолжают оставаться, но мы при этом достигаем превосходства над ними, так что они становятся нашими слугами?
Дело даже не в том, что Бог в силу полноты своей воли и своих определений намеренно желает нам невзгод. Обстоятельства остаются таковыми, потому что Бог воспринимает их как то необходимое, что сможет удержать нас в определенной духовной позиции. Будь мы совершенными творениями, Божья воля всегда бы была для нас абсолютной. Относительной воле Бога просто не осталось бы места. У Бога не было бы необходимости допускать какие-то события в нашей жизни, чтобы через них перевести нас на новую духовную позицию. Но в связи с тем, что мы остаемся несовершенными, падшими творениями, Божья воля для нас чаще всего бывает относительной, нежели абсолютной.  

III. Конфликт между подчинением и настойчивостью

Далее у нас возникает проблема по поводу подчинения, с одной стороны, и настойчивости — с другой. Создается впечатление, что они являются антагонистами по отношению друг к другу и всегда представляют собой конфликт или противоречие.
Как же возможно примирить между собой настойчивость и подчинение. Не исключает ли настойчивость подчинение? Не исключает ли подчинение настойчивость? Казалось бы, они взаимно противоречат друг другу, но все же это не так. И это та проблема, которая возникает в молитве.
Как же можно продолжать биться и стучаться в дверь и при этом говорить о каком-то подчинении? Разве подчинение не лишает вас той движущей силы, которая побуждает вас продолжать стучаться? А не говорит ли сила, с которой вы стучитесь, о том, что вы еще не выучили, что такое подчинение?
Это не всегда может быть сформулировано в вашем разуме именно так. Но если только в него вкрадываются подобные мысли, они очень часто склонны лишать ваши молитвы позитивности и определенности, так что вам начинает казаться, что вы на необитаемом острове. Это такая проблема, с которой нам нужно четко разобраться, раз и навсегда. Решение этой проблемы связано с наличием нравственного элемента и осознанием того, что Бог очень серьезно подходит к нравственным элементам и вопросам.

В нас есть то, от чего нужно избавляться, что необходимо преодолеть. А это означает, что в относительной Божьей воле будет много того, что всего лишь было допущено, скорее, даже послано Господом, с целью помочь нам избавиться от чего-то или преодолеть в себе определенные качества, связанные с нравственными факторами. ( Нравственными в самом широком смысле). Новому творению предстоит осознать, что это вопрос нравственного совершенства, но по отношению к нам самим говорить о его полноте не приходится. Само по себе нравственное совершенство полноценно, но оно явлено в полноте в нас. Ведь ветхая тварь по-прежнему существует. Грех не отошел от верующего. Мир не отошел от верующего. Дьявол  не отошел от верующего.
Но в самом центре ветхого творения сокрыто новое, которое является нравственным. Эта нравственность еще находится на младенческой стадии, всем нравственным элементам и качествам еще предстоит долгое развитие, прежде чем они смогут действительно представить собой нравственное творение в полном смысле этого слова. А именно:
1. Ответственное творение.
2. Разумное творение.
3. Творение с новым сознанием, новым стандартом ценностей, новым осознанием принципов жизни.
Ведь перед новым творением открывается доселе ему неизведанный мир поднебесья, и ему еще только предстоит уразуметь всю мудрость и все знание этого мира. Предстоит познать все его секреты и открыть все его добродетели. Господь не сотворил нас простыми машинами путем перерождения, чтобы потом передвигать нас как пешки туда-сюда независимо от нашей воли, наших чувств, наших желаний, нашего мышления и разума, что сделало бы нас полностью отчужденными от всего происходящего. Все это полностью противоречит Писанию.
Господь создал нас нравственными творениями в соответствии с новым нравственным образцом, новой небесной системой, абсолютно новым разумом, отличным от естественного, природного человека. Отныне все для нас будет соотносимо с Божьим. Он будет побуждать нас упражняться в нашем образе нового творения, нового сознания и убеждения через внутреннее руководство. Здесь каждому из нас будет дан выбор.

В силу того, что ветхое творение всё еще продолжает назойливо кружить и окутывать новое творение, последнее будет расти благодаря этому соперничеству, конфликту и напряженным усилиям преодолеть ветхое. Воля, обновленная и исполненная силой Святого Духа, не будет действовать механически, но будет вынуждена упражнять себя в Божьем.
Молиться в Божьей воле отнюдь не означает, что Святой Дух будет сдерживать вашу волю, ваше волеизъявление и заставлять вас говорить что-то, минуя ваш разум. Такое представление является полным заблуждением.
Сегодня часто можно столкнуться с тем, как человеческий разум просто отметается в сторону, и человек начинает выдумывать такие вещи, которые ни он сам, никто другой не может понять. И это не новое творение. Святой Дух не отнимает разума и понимания у того, кого Он использует, но Он призывает их упражняться в понимании.
Молитва в Святом Духе не означает, что мы настолько предаемся Святому Духу, что теряем всю свою нравственность.  

IV. Молитва как образовательное средство.

Мы увидели, что нравственные вопросы являются преобладающими для разума Господа, который, в свою очередь, является объектом нашего внимания. Поэтому молитва становится для нас своеобразным образованием и обучением. Таким образом, мы говорим о "школе молитвы", что является весьма справедливым определением. Образование и обучение — это не одно и то же. Образование связано с приобретением знаний. Обучение более связано с нравственной ценностью в практическом применении. Когда мы говорим об образованном человеке, мы подразумеваем того, кто много знает. Но если речь зайдет о хорошо обученном человеке, мы сразу представляем себе человека, который имеет некую практическую ценность.
Существует множество образованных людей, которые при этом совершенно бесполезны. Поэтому Господь вводит нас в молитву, что, с одной стороны, представляет собой приобретение духовного знания, которое можно получить не иначе как в молитве. Насколько же это удивительно, когда Господь расширяет наше духовное понимание в молитве, и мы узнаем новое, открываем тайны и приходим к познанию доселе неизвестного. С другой стороны, молитва несет в себе эффект обучения, так как она переводит нас на новый, более высокий нравственный уровень.
Немолящиеся люди будут как несведущи в вопросах духовного, так и слабы, ибо они необразованы и необучены. У них не будет знания, и они не смогут поступать в соответствии с Божьим разумом. Поэтому далее мы должны уяснить для себя, что молитва обладает не просто личным преимуществом для нас, но это еще и участие в определенной кампании. Нам предстоит вступить в Божественный порядок.
Молитва обладает не просто личной и субъективной ценностью. Она объективна, собирательна и относительна, даже в плане нравственных ценностей, которые проистекают из индивидуальной молитвы.  

V. Природа настойчивости.

Существует три стороны настойчивой молитвы. Понимаете ли вы, почему требуется настойчивость? Почему это необходимо и правильно? Понимаете ли вы, что нет никакого противоречия между подчинением и настойчивостью в прошении? Подчинение, как мы уже отмечали, по своей сути активно и позитивно. Это не что-то пассивное. Оно означает, что мы приведем все в согласие с Божественным разумом. Тогда настойчивость следует за развитием нравственных качеств.  

VI. Нравственные совершенства Христа, тесно вплетенные в молитву.

Все три стороны настойчивой молитвы, прежде всего, носят нравственный характер. Это в свою очередь имеет два аспекта.
В. Мы уже говорили о мастях, входящих в состав фимиама, возносимого на золотом жертвеннике. Все масти, составляющие фимиам, представляют собой нравственные добродетели Христа.
С одной стороны, к этому необходимо подходить, и это необходимо принимать по вере. Это первый аспект нравственной стороны настойчивой молитвы.

Вера намеренно и настойчиво воспринимает и применяет нравственные добродетели и славу Господа Иисуса. Это — упражнение. Зачастую это представляет собой отпор, который нам приходится давать вмешательству различных аргументов, которые восстают из нашего естественного "я" и пытаются расстроить молитву. Когда мы приходим в присутствие Господа, мы несомненно должны приходить с чувством собственной недостойности, собственной пустоты и слабости.
Очень часто даже самую положительную и действенную молитву перебивает, тормозит, и ставит под сомнение наша постоянная одержимость собственной греховностью, слабостью и беспомощностью. В таких случаях возникает необходимость поупражняться в нравственных добродетелях и совершенствах Христа, дабы мы, крепко ухватившись за них, могли смело предстать перед Господом. В присутствии Божьем враг будет забрасывать нас своими убеждениями, суждениями и обвинениями, но мы должны крепко, обеими руками держаться за совершенство Господа Иисуса.
До тех пор, пока мы не научимся этому, мы не сможем пробиться к Божьему трону, потому что без нравственных совершенств Господа Иисуса к Нему невозможно приблизиться. Я знаком с такими людьми, для которых молитвенная жизнь является просто чем-то недосягаемым и невозможным. Как только они уединяются для молитвы, на их разум обрушивается поток внутренних размышлений, самоанализа и самосозерцания, так что они никогда не могут добиться ничего положительного.

Далее есть другая сторона нравственного фактора, о котором мы ведем речь. Святой Дух должен явить нашим душам все совершенства и добродетели Господа Иисуса, и благодаря этому мы сможем изменяться по образу Христа.
В присутствии Божьем Господь Иисус представляет собой человека по сердцу Богу. Но он не является единственным в своем роде представителем. Он — тот человек, по примеру которого должны формировать свой характер все члены нового творения Христа, и все разнообразие добродетелей и совершенств, присущих Ему, как совершенному человеку, должно передаваться всем Его членам, по мере того, как они становятся причастниками Его сущности.
Добродетели Христа были: Проверенными добродетелями; Испытанными добродетелями; Подтвержденными добродетелями; Триумфальными добродетелями.

Сейчас эти добродетели по-прежнему несут в себе силы, они не просто пассивны. Господь Иисус не был перенесен в качестве уникального экспоната в музей. Он живой. Он не является статуей, Он — живой Христос, который благодаря Святому Духу способен отдавать Себя на служение нам, членам Его Тела. Его вера не была завершена, отполирована и поставлена на полку для всеобщего созерцания. Это та вера, которой нам нужно жить. Его вера. Его долготерпение имеет ту же сущность. Мы призваны быть последователями и сопричастниками Христова долготерпения.

Таким образом, Его вера, Его долготерпение, Его посвящение, Его послушание, Его долгострадание, Его любовь, — все это было проверено, испытано, подтверждено и, в конце концов, одержало триумф, который не является чуждым для нас, но имеет к нам прямое отношение. Это и представляет собой нравственную сторону настойчивой молитвы — добродетели и совершенства Христа, рожденные и явленные в нас.
Порой, когда Бог не отвечает сразу, настойчивость выражает собой необходимость терпения. Что же Он делает при этом? А Он вырабатывает в нас нравственные совершенства Своего Сына — совершенную и триумфальную веру, терпение, посвящение, послушание, которым бы не было основания, если бы Он не заложил его.

Молитва во истину является школой обучения. Давайте же помнить, что Бог уже сейчас видит конец, и наше сотрудничество с Христом в той мере, до которой нам определено, будет нравственным. Грех не является абсолютной волей Бога, но Он допускает его. "Запинающий нас грех…" Это не является Божьей волей, но Он позволяет этому происходить. Это относительно. Но внутри нас — взаимодействие, это соперничество за развитие в новом творении нравственной жизни. Страдание не является абсолютной волей Бога. Но Он как допускал, так и допускает его. Таким образом, оно находится в относительной Божьей воле, Он допускает его с определенной целью.Когда эта цель будет достигнута, страдание может уйти, или оно по-прежнему может остаться, для того, чтобы удержать нас в определенной духовной позиции. Но так как эта позиция, ради которой было допущено страдание, была достигнута, относительная Божья воля исполнилась.
Много обстоятельств, которые приходят в нашу жизнь, не являются абсолютной Божьей волей.

 

molitva.ru

http://www.molitva.ru/read.php/grace_throne2

Добавить комментарий