ОДА СМИРЕНИЮ




Ольга ШЕВЕЛЕВА

 

 Как вы думаете, какой добродетели дьявол боится больше всего?

Христианский мыслитель и богослов Клайв Льюис в своей книге "Письма Баламута" утверждает, что "Все добродетели менее страшны для врага, чем смирение".

 

Слову "смирение" словарь дает такое определение: "Смирение — добродетель, противоположная гордости и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет то, что дарует Бог и что он ничего доброго не может сделать без Божьей помощи и благодати. В Библии смирение заповедуется всем последователям Христа".

 

Итак, наряду с верой, смирение является основным требованием от человека, желающего угодить Богу. В притче о молящихся в храме мытаре и фарисее Иисус ясно указывает на основное различие между теми, кого Бог оправдывает и кого отвергает. Из этого мы видим, что нам нужно иметь смирение перед Богом, осознавая собственное бессилие перед Его величием и святостью.

 

Также мы должны иметь смирение относительно ближних. Иисус показал его, когда на Тайной вечере омыл ноги ученикам. И мы, как верующие, должны поступать со смирением, быть исполненными смирения, почитать других выше себя, приписывать Богу свои добродетели и остерегаться ложного смирения. Смиренные люди на особом счету у Господа и являются предметом Его внимания, они руководимы и наставляемы Им, они получат Царство Небесное и будут наибольшими в нем.

 

Как видим, смирение — очень важное качество христианина, но непопулярное. Почему? Потому что часто с этой христианской добродетелью связывают два заблуждения. Во-первых, когда люди думают о смиренном человеке, то им представляется слабый, безвольный человек, не умеющий постоять даже за себя.

 

Во-вторых, быть смиренным — значит плохо думать о себе и о своих способностях. Но так ли это на самом деле?

 

Ответом на первое заблуждение, что смиренный — это слабовольный человек, будет одна притча. "Неподалеку от усыпанной гравием дорожки цвел куст резеды. Однажды ранним утром, обращаясь к этому кусту, дорожка спросила:

 

— Откуда у тебя такой приятный, нежный запах?


— Это потому, что только что прошедший человек наступил на меня.

<>BR

— Странно, — ответила дорожка. — Ежедневно меня топчет множество людей, однако от этого я становлюсь только тверже".

 

Добродетель смирения можно сравнить с реакцией резеды, распространяющей запах, когда ее заденет кто-то. Реагируем ли мы на обиду — охотным прощением? На оскорбление — добрым отношением? Такие ситуации и показывают, насколько мы сильны духовно. И, поверьте, чтобы не ответить ударом на удар, обидой на обиду, злом на зло, необходимы большие нравственные силы. Смирение — это как раз та сила, которая способна встать во весь рост, когда дело касается Божьего, и молчать, когда дело касается лично тебя.

 

В ответ на второе утверждение, что смиренный — это тот, кто плохо думает о себе, приведу отрывок из выше упомянутой книги "Письма Баламута". Вся книга построена на переписке двух злых духов, где старый учит молодого, как искушать покаявшегося верующего человека. В одном из писем старый искуситель Баламут пишет молодому искусителю о христианском смирении и советует, как можно запутать того, кто стремится стать смиренным:

 

"Все добродетели для нас менее страшны, чем добродетель смирения, особенно, когда человек не осознает ее в себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности и подсунь ему приятную мысль: "А ведь я становлюсь смиренным". Если он очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордости, заставь его возгордиться этим старанием и так далее…

 

Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на этой добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, Бог хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют именно для этого; но они могут быть и нам полезны. Самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает плохое мнение о своих способностях и своем характере. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины — считать себя глупцом.

 

… Бог убеждает людей, что не они создали самих себя, что все их способности дарованы Им, и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Бог всегда старается отвлечь человека от такой гордости, ты же, Гнусик, должен фиксировать на ней свое внимание".

 

Однажды в разговоре молодой христианин спросил: "Почему в наше время так мало людей, через которых Господь мог бы действовать в силе?" Ему ответили: "Потому что очень мало людей, которые не присвоили славу Божью себе и своим способностям".

 

В Библии слово "смирение" и производные от него встречаются более 90 раз.

 

В греческом языке существительное "смирение" (тапейносис) означает унижение, ослабление. Прилагательное тапейнос означает низкий. Например, низменная страна, лодка с низким бортом, низкое звание, незначительный, униженный, покорный. И, наконец, глагол тапейноо, означает унижать, смирять, ослаблять.

 

Как видим, смирение — качество, которое особого восторга у людей не вызывает, но зато очень ценимо Богом. Смирение — это сознание своей ничтожности перед лицом Творца, сознание того, что мы ничего не сможем делать без Него в нашей личной, духовной жизни, в служении. Обратимся к тексту из Евангелия (Мф.11:28-30): "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко".

 

Богослов Чарльз Скоуфилд озаглавил этот отрывок: "Личное ученичество" (то есть пребывание личности в положении ученика, в данном случае — у самого лучшего Учителя, Иисуса — ред.). Остановимся на этом тексте более детально.

 

Христос призывает всех усталых и обессиленных людей, которые уже не полагаются на себя, смириться и не надеяться на свои силы, которые почти иссякли от бесплодных попыток. Приглашенных Иисус обещает успокоить. Речь здесь идет о примирении с Богом, которое совершается при покаянии человека.

 

Далее Иисус говорит им: "Научитесь от Меня". — Чему? — Он явил Свое смирение, когда, будучи Богом, взял на себя человеческое тело. Явил смирение в скромном рождении, в покорности земным родителям, в бедности и незнатном происхождении. Он умывал ноги ученикам, что было работой самого низшего раба. Он покорился человеческим земным законам, был презираем людьми и, наконец, со смирением предал Себя на страдания, с насмешками, плевками, побоями…

 

Потом Иисус предлагает пришедшим к Нему взять на себя иго Его и бремя Его. Это старорусские слова. Нашим современным языком можно сказать, что это непосильная ноша, тягость. А "ноша" Иисуса Христа — это Его служение людям. Вот эту ношу Он и предлагает взять нам.

 

Слово "ибо" (потому что) несет в себе условие. Ноша Христа посильна при условии, если человек станет кротким и смиренным, как Он.

 

И далее какое интересное обещание: "…и найдете покой душам вашим", то есть полное удовлетворение, мир Божий внутри нас, который ничто не сможет нарушить. Другими словами, придя ко Христу, научившись от Него, взяв Его ношу, благую и легкую, мы найдем то, чего ищет душа человека: смысл нашей жизни на земле.

 

Один брат по вере писал так: "Когда я был молодым верующим, то думал, что дары Божьи подобны этажерке. Чтобы достать самый большой дар, надо тянуться, встать на цыпочки и взять его. Но, следуя дальше за Христом, я понял, что самый великий дар Божий можно получить, став на колени и склонившись пред Ним очень низко". Это истина, потому что Бог высоко ценит смиренное сердце человека.

 

На тему смирения приведу отрывок из книги Юлии Крюндер "Евангелист".

 

Середина 19 века. На Украине сильной волной идет развитие евангельского движения. Люди, уставшие от несправедливости, томятся и чего-то ждут. Село Основа Херсонской губернии. В одном дворе молодой 17-летний парень провожает отца на ярмарку. У сына день рождения, и отец спрашивает, что ему привезти. Сын отвечает: "Такое, чтобы на всю жизнь запомнилось". И отец привозит сыну в подарок Евангелие на русском языке, что в ту пору было редкостью. Этот парень через несколько лет станет известным евангелистом не только на Украине, но и за ее пределами. Бог употреблял его для создания многих церквей, для обращения сотен душ. Имя его — Иван Онищенко.

 

За проповедь Евангелия его посадили в Херсонскую тюрьму, в камеру политических. Его святая жизнь и любовь к людям сделали свое дело. Когда его не вернули с допроса, заключенные объявили голодовку, требуя вернуть Онищенка. В знак протеста утром и вечером в 40-й камере звучало пение молитвы "Отче наш". Заключенных из этой камеры по 2-3 человека расформировали по другим камерам. И вскоре утром и вечером вся тюрьма пела эту молитву.

 

Иван в это время сидел в карцере. К нему зашел надзиратель с тарелкой супа и сказал: "О тебе говорит вся тюрьма. Вся тюрьма повторяет твои слова. И все требуют твоего освобождения. Иван уловил себя на сознании того, что он выше всех, что он — большой человек. И вспомнил, что такое самолюбование уже несколько раз подходило к нему и помнил, как это сразу осаживало его в молитве. А состояние человека в молитве — единственный показатель, верно ли ты идешь перед Богом. И Онищенко опустился на колени и замер в осуждении себя. Страшно любование собой, страшно думать о себе как об особом избраннике.

 

— Но это подвиг души твоей. На подвиг души твоей ты можешь смотреть с довольством, — шептал ему один голос.

 

Другой же голос ясно говорил:

 

— Ты — соль земли. И только хозяин жизни, Бог, где нужно и сколько нужно, должен, солить тобою. Смирись, умали свое имя, не упоминай его. Люди должны преклониться не перед твоим именем, а перед Богом, если Он живет в тебе. Помни только, что ты — брат людям, что ты — раб, ничего не стоящий, что ты делаешь дело хозяина не для награды, а делаешь то, что должен делать".

 

 

Голос истины

http://www.istina.info/article.php?i=116&a=723

Добавить комментарий