СЕКРЕТЫ ДОЛГОЛЕТИЯ




Марина КАРЕТНИКОВА

«Хочет ли человек жить, и любит ли долголетие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:13-15).

 

Никто не знает, почему человек стареет! Известны признаки старости, но не ее причины. Просто у Бога записаны все дни нашей жизни! Многочисленные гипотезы с самой глубокой древности и до наших дней не оправдывались. Недоумевал еще Гиппократ в V веке до н.э. и Гален во II веке нашей эры и Авиценна в X веке. Леонардо да Винчи описал трагедию человеческого старения и эфемерность существования. Наш геронтолог Мечников не считал старение обязательным для организма. Он стремился подавить в кишечнике гнилостные процессы, считая фагоцитоз причиной старения. Он изобрел против него специальную простоквашу, которую прозвали «мечниковской».

Философ Демокрит заметил, что большинство людей желают долгой жизни, но не знают, что делать, чтобы она была приятной.

Неизвестно, старение — это физиология или патология? Или, может быть, старость — это неизлечимая болезнь? Старение — это потеря чего-то или накопление чего-то? Стареет весь организм или отдельные органы? Большинство органов имеем спад функций около 45 лет, другие ослабевают с момента половой зрелости, а третьи — в конце эмбрионального развития. Инволюция берет верх над эволюцией в 40-50 лет.

Греческая медицина была унаследована Авиценной и с тех пор советы пожилым людям не изменились: это спокойная, размеренная жизнь, достаточный сон, огромная роль интеллектуального труда! Об этом прекрасно написал Цицерон в своей книге «О старости»:

«Пределы другим радостям ставят и время, и место, и возраст, а занятия науками юность нашу питают, старость услаждают, в счастье нас украшают, в несчастье прибежищем и утешением служат, радуют нас дома, не мешают в пути, с нами они на покое и на чужбине, и на отдыхе».

Восхищенный Ломоносов переложил эти мысли на русский язык: «Науки юношей питают, отраду старцам подают, в счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут…».

Жизнерадостность, отсутствие зависти, неподатливость мрачным настроениям, способность к быстрому восстановлению после психических травм, — все эти качества закладываются в юности и повышают жизнеспособность человека, а молодые люди, — пассивные, осуждающие, ожесточенные, боязливые, себялюбивые, — обычно остаются такими и в старости. Уже в юности важно доводить до конца начатое дело, иначе нас ждет слабая и обозленная старость. Ни один лентяй до глубокой старости не доживает. Заносчивый, неуживчивый нрав тягостен в любом возрасте.

Нужно трудиться! У активно работающих людей хорошо сохраняются все виды памяти. Успех в труде — это не только производительность, но и влияние на окружающих.

Нужно иметь будущее! О чем мы думаем, мечтаем? Если о прошлом, то мы психически стары. Если о будущем, — то молоды. У нас есть цели, перспективы. Отсутствие будущего разрушает человека. Старость легче у тех, кого любит молодежь и кто сам ее любит и всегда находит для нее время. Нельзя окружать себя только своими сверстниками.

Генератовность человека состоит в том, чтобы больше сил и знаний отдавать следующему поколению, выходить тем самым за пределы своего бытия. И хорошо помнить, что лучшая половина жизни — вторая.

Есть много примеров долголетия людей с творческим потенциалом: Гёте написал вторую книгу «Фауста» в 80 лет, Тициан «Оплакивание Христа» — в 99 лет, Павлов «Условные рефлексы» в 78 лет. Самые значительные произведения Л.Толстой написал именно в вторую половину своей жизни. Долго наслаждаются жизнью люди активные! И цель жизни не зависит от возраста.

В той же книге «О старости» Цицерон написал: «Мудрец тот, чья жизнь представляет собой одно целое, и кто в старости осуществляет планы, задуманные в молодости».

Наша жизнь — одно целое, она не делится на кусочки и отрезки. Она похожа на дерево, которое приносит плоды. Бог сотворил все прекрасным в свое время. И есть поздние плоды, которые мы не можем принести в юности. Это — самосознание, характер и талант. «Молодость — это только подготовительная ступень, и лишь в известном возрасте душа достигает своего полного развития. Это принцип науки жизни, руководство педагогикой и практической философией» (Мечников).

Благословения пожилого возраста — это широкие горизонты, глубокие интересы, искусство жить, знание, как стареть, понимание людей, — словом, зрелость.

Верующий человек, внимающий заповедям Божьим, понимает, как чудно Господь заботится о нашем духовном благе, из Которого — всё. Он дал нам Свое Слово, которое непрерывно побуждает нас к интеллектуальному труду, нам просто велено — размышлять.

Он направляет наши взоры вперед: «Стезя праведных, как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18). У нас впереди вечная жизнь и мы, имея эту надежду, получаем совершенно иное качество и земной жизни, наш внутренний человек способен «обновляться» и даже приобретать новую силу.

Бог вводит нас в Церковь, где им имеем и отцов, и матерей, и детей, и друзей, — такой широкий круг общения, труда, участия. Он дает нам глубокий отдых и покой посреди всевозможных бурь и волнений: «Я благодушествую», — пишет Павел. Как я этого желаю всем нам! Нам обещан «покой душам».

Нам не нужно молить Бога о терпении, — ведь терпение неразрывно связано с надеждой и ожиданием. Нам нельзя оставлять своего упования. Нам должно преобразовываться обновлением ума. И этому процессу нет предела. Господь Сам обеспечивает наше долголетие, чтобы в конце жизни мы были «насыщены днями» и были подобны спелой пшенице, готовой быть пожатой.

 

Газета Мирт

http://gazeta.mirt.ru/?2-5-815—1

Добавить комментарий