Кущи преображения

Текст из Евангелия от Марка 9:1-8 (аналогичный тексту в Евангелии от Матфея 17 главе и Евангелии от Луки 9 главе) хорошо знаком: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса».

Мы снова и снова вспоминаем о Преображении Господнем, — углубляемся в себя и в Писание, размышляем о произошедшем две тысячи лет назад, оглядываемся на день вчерашний и предвкушаем завтрашний. Когда мы предстанем пред троном преобразившегося Творца, и не будет уже ни дождей проливных, ни знойных удушающих ночей, когда мы будем славить Господа и ежедневно пребывать в радости.

 А пока мы в ожидании этих событий, редакция газеты «Протестант» попросила христиан из различных церквей высказаться о том, как они понимают суть праздника Преображения, и чем Преображение является лично для них. Ì

Марина Желтова:

 — Перечитала Евангелия от Марка 9:1-8 и удивилась — как часто мы говорим вовсе не то, что на самом деле чувствуем! Вот и Петр, пребывая в страхе, сказал что-то совершенно противоположное: «Хорошо нам здесь…» И, наверное, чтобы было не так страшно, захотел что-то сделать — ну, хотя бы три кущи… И у него на глазах чудо произошло… «Ага, — подумал Петр, — надо это чудо как-нибудь так оформить, чтобы оно попривычнее выглядело…»

Человеческая природа такова, что, когда мы видим, как Господь проявляется чудесным образом, мы обязательно хотим это вложить в человеческие рамки, чтобы глаза не резало…И при этом нам страшно… Но мы не признаемся, мы говорим, что нам хорошо… Здесь, в проявлении этого чуда, нам хорошо. Только пусть будет хоть что-то от нас, хоть какая-нибудь куща, нашими руками построенная — и это же для Тебя, Господи, а мы и без кущ тут рядышком постоим… Это я о себе говорю, о себе, конечно же… Это я, чаще всего, когда мне страшно, и не знаю, что сказать, говорю: «Господи, хорошо мне здесь…» Так хочется научиться не строить кущи каждый раз, когда Господь возводит нас с Собой на гору Преображения, так хочется перестать бояться… Может, потому и боюсь, что со своими планами на строительство кущей забираюсь с Ним на Его гору?

Отец Сергий:

 — Преображение — суть проявление реальной сущности, дотоле сокрытой во плоти. Плоть, как таковая, всегда препятствует проявлению реальной сущности каждого из нас. Внутри мы совсем другие. Но бывают моменты, когда реальную сущность невозможно удержать от того, чтобы она проявилась. В нехристе — это зло, проявляющее себя в неконтролируемом негативном поведении. В христианах это — сияние славы Божьей в хрупком глиняном сосуде плоти… Господу для Себя не нужно было являть величие сияния Славы Божьей… И без того оно понятно, когда Христос молит Отца прославиться через учеников славой, которую Господь уже имел прежде сотворения мира.

А вот преображение… Его смысл в Единстве Господнем, выраженном в словах: «Сей есть Сын мой возлюбленный, Его слушайте». Кущей желали поставить те трое, для кого и было Преображение Господне (а это были три особым образом отобранных Кущи Преображения ученика). Пребывание в кущах — особое состояние еврейской души, когда соединяется в одно послушание-исполнение-пребывание в воле Божьей (на тот момент закон Моисеев). И невозможно представить себе Иудея, воочию увидевшего Моисея живым, который не захотел бы Моисею поставить кущу. Тем более, что Моисей был рядом с Господом, с православной точки зрения исполнявший роль священника при Иисусе Христе в момент Преображения.

Ничем не «хуже» был и Илия, не вкусивший смерти, которого Православие представляет диаконом при Господе. Преображением же Господним, с православной точки зрения, явлена совершенная власть Господня над бытием во плоти во всех ипостасях: бытие, смерть, вознесение. (Мысли о православии — дань моменту и культурным особенностям страны, перенесшей Преображение с его календарного до пасхального на более удобный по пасхальный период).

Вслед за иудеем Петром хочется поставить три кущи, потому что познание Христа на тот момент происходило от плотского пребывания рядом с Ним. Оно не имело ничего общего с познанием Господа по снятии покрывала через смерть Господню на кресте. Святое Святых, явленное Господом на Фаворе (некоторые полагают, что это был Ермон) в присутствии Моисея, Илии и трех избранных учеников было страшно! Петрово желание поклониться страху кущами Господь в мягкой форме отклонил, вернувшись к прежнему виду по Слову Отца.

Без просвещения сердец жертвой Господней, без омытия Кровью Господа, без принятия Его в свое сердце и крещение в Его Тело банею водною посредством Слова Божьего, невозможно Преображение: ни увидеть, ни понять, ни принять, ни… тем более… воплотить.

Та самая плоть, что препятствует явлению Славы Господней в нашей жизни, должна быть сораспята и умерщвлена… Но не силой человеческой, не разумением человеческим…

На свое место на кресте отвержения плоть не пойдет плотью… Это самоубийство! «Петров инстинкт самосохранения» будет «откупаться» кущами… Пусть даже и тремя…

Путь к Преображению нечеловеческий человеческому разумению неподвластен (тем более, изображению). Другими словами, чем «путь в смерть» его назвать нельзя. Нам, чтобы преобразиться, надо вполне умереть. Такое невозможно ни в каком приближении… А приближение не есть преображение…

 Асимптотичность (нелинейность) христианского восприятия и воплощения воли Божьей — вот препятствие к Преображению… «Сей род изгоняется постом и молитвою…», — хочется сказать… Но нет, не постом и молитвою… Это, безусловно, жертва, тем более, летом, когда мед, яблоки-груши, вишни-черешни, картошки-огурцы, помидоры-капуста, да и скотинка уже вполне готова к употреблению… Не постом и молитвою, а преданием себя Господу, опять же силой не своей, преданием себя Христу со всеми нашими «да» и «нет», «слепыми», по меткому выражению замечательного детского писателя Саши Черного.

Доктринальная чистота, пуританство, за заборозаглядывание с осуждением происходящего там, проповедь собственной исключительности и истинности конфессиональной принадлежности — та самая асимптотичность, которая… не пускает нас в истинное Преображение, явленное нам во Христе Господе нашем не во пост, не в уникальность конфессии, не в сектантскую единственность, не в узурпацию «а у нас Христос, а у вас — ересь».

Преображение Господне — воявление Всемогущества Божьего над тварью: как живой, так и мертвой, какой бы конфессиональной принадлежности этот кусок разлагающейся «говядины» не был.

Лариса Жукова:

— Преображение — таинственное явление Божественной славы и силы. В Иисусе соединены две природы: Божественная и человеческая, но именно в этот момент трое из Его учеников смогли увидеть это визуальное соединение, воплощение полноты в Иисусе. Это событие описано в каждом из синоптических Евангелий, причем, описания эти очень похожи.

Иисус пророчески произнес: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1), а спустя шесть дней взял трех ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там, во время молитвы, Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мтф 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31).

Удивительно, как весть о страданиях и смерти «убеляет» и осветляет Иисуса. Преображает. Такое чувство, что Моисей и Илия пришли ободрить и поддержать, открыть славу Божью уже сейчас, пришли два умерших, как живое свидетельство победы Небесного Царствия над смертью и уже сейчас приоткрыли дверь избранным. «Мужайтесь, я победил смерть», — Слова Иисуса всегда звучали и звучат странно и революционно.

Удивительно, что задремавшие ученики проснулись, и великая радость охватила их при виде беседы трех великих мужей. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. В Небесном Царствии невозможно быть «теплым», луч Его света сокрушителен для всех твердынь сердца человеческого.

Видение кончилось. Увидев это, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). Петр всегда хотел сделать, как лучше, но по-человечески! Он хотел отпраздновать событие так же, как празднуют Песах, но тогда он еще не знал глубины своего Учителя, глубины событий. Позже он отговаривал любимого Иисуса не идти на смерть, хотя, вероятно, слышал и помнил эту великую беседу Преображения.

Удивительно, что в этот момент, прерывая его, явилось облако, осенившее всех, и Голос Бога засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Да не даст нам Господь поступать по-человечески! Апостолы испытывали такую радость, что не хотели уходить. Иногда мы переживает такие прекрасные мгновения, что хотим удержать их, отказавшись от проблем повседневности реальной жизни. Знание того, что «внизу» ожидает нас борьба, иногда искушает нас «остаться в кущах». Пребывание на горе блаженства — награда для каждого христианина. Но затем, преобразившись в славу Его, мы должны спуститься «вниз» и служить. Служить преображено. Как Он и сказал, осияв светом Своим. Ведь пребывание на вершине счастья не дает нам возможности служить!

Вместе с Иисусом Христом апостолы спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Жить и служить. Пусть в нашей жизни будет и своя гора Фавор — место преображения, и спуск в преображении — в Славе Бога — для дальнейшего служения.

 

www.mirvboge.ru

www.gazetaprotestant.ru  

Добавить комментарий