Молитва, которую слушает Господь
Павел Бегичев
Уметь просить — это искусство… У Сергея Довлатова есть коротенькая зарисовка, которую можно охарактеризовать словами Христа: «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». «Панфилов был генеральным директором объединения «ЛОМО». Слыл человеком грубым, резким, но отзывчивым. Рабочие часто обращались к нему с просьбами и жалобами. И вот он получает конверт. Достает оттуда лист наждачной бумаги. На обратной стороне заявление — прошу, мол, дать квартиру. И подпись — «рабочий Фоменко». Панфилов вызвал этого рабочего, спрашивает: — Что это за фокусы? — Да вот, нужна квартира. Пятый год на очереди. — Причем тут наждак? — А я решил — обычную бумагу директор в туалете на гвоздь повесит… Говорят, Панфилов дал ему квартиру, а заявление продемонстрировал на бюро обкома».
Многие люди сегодня проявляют чудеса изворотливости, изобретательности, мастерства и лести, чтобы получить просимое у сильных мира сего… К сожалению, некоторым из них представляется, что и Бог похож на наших земных начальников. Бога надо обхитрить, обвести вокруг пальца и все-таки выпросить себе (как написал по другому поводу Михаил Зощенко) «всяких льгот и милостей взамен истраченного двугривенного».
Разумеется, наш Бог не таков. Он не похож на земных владык, бюрократов и взяточников. У него нет алчных секретарей, нет часов приема, выходных дней и отпусков. Ему не нужны наши подношения, наши «барашки в бумажках». Наша лесть и изворотливость только гневит Его. Но все же Писание говорит нам о том, что есть молитвы, которые особенно близки сердцу нашего Господа.
Нам всем бы хотелось молиться так, чтобы Бог слышал нас. И в связи с этим мне особенно дорога одна фраза царя Давида: «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас Молитва, которую слушает Господь его от всех бед его» (Пс. 33:7). Короткая фраза, но Господь этой молитве внял. Эта молитва — своеобразный эталон, как бы дающий четыре совета каждому молящемуся.
Правильно оценивай свое положение перед Богом
«Сей нищий воззвал…» Все мы не прочь поразить Господа своим богатым духовным миром… Но человек, которогослушает Бог, осознает свою духовную нищету. Признай ее и ты. Ты — нищий. Конечно, речь не идет о количестве денег в кошельке и на банковском счете. Речь идет об осознании своей полной беспомощности перед Богом. Помню, когда я только покаялся и пришел в церковь, меня очень впечатлила молитва с воздеванием рук. Я был молодым баптистом, и обычай воздевать руки подсмотрел у харизматов. Ух, как я им завидовал! Мне представлялось, что воздетые вверх руки — это своеобразный передатчик энергии Духа Святого. В баптизме рядовым членам церкви воздевать руки запрещалось. Это можно было делать только рукоположенным служителям. И я завидовал рукоположенным, думая, что у них в руках сосредоточен мощный заряд духовной силы, которой они щедро делятся, воздевая руки в молитве… И только спустя годы я понял, что воздетые руки — это не оружие «стреляющее» силой нашей веры, подобно тому, как Архимед, концентрировал зеркалами солнечные лучи на вражеских галерах… Воздевание рук — свидетельство пустоты наших ладоней… В наших руках ничего нет… Только Господь может наполнить их… «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3).
Пусть это будет твоя личная молитва
«Сей нищий воззвал…» Речь идет о конкретном нищем. Часто наша молитва становится рутинной, утрачивает яркие индивидуальные черты. Молитвы братьев и сестер в евангельско-баптистских церквах словно размножены под копирку. Одна и та же унылая лексика, библейские образы, превратившиеся в устах молитвенников в избитые, штампованные фразы… Впору издавать евангельские молитвословы (а ведь это оксюморон)!
Молитвы наши, зачастую пугающе неиндивидуальны. Мы молимся о «духовном», забывая молиться о себе, о своих проблемах и чаяниях. Или, наоборот, только о себе и талдычим в молитвах, отделываясь общими фразами о «здоровье духовном и физическом», о хлебе насущном и о благословении в жизни и служении…
Нет среди нас отчаявшихся Иовов, дерзостных Екклесиастов, велеречивых и искренних Давидов, мудрых и рассудительных Павлов… Есть нечто среднерелигиозное… Пугающе-штампованное… Инкубаторски-одинаковое… В такой молитве «дров не наломаешь, но и пороху не изобретешь»…
Господь же желает общаться с личностью, а не со среднестатистическим, общинно-приличным набором благочестивых фраз…
Говорят, что некий вдовец жил в доме со своей единственной дочерью. Любимым его занятием было сесть вечером у очага и поговорить с дочкой. И вот однажды она сказала ему: «Папа, извини, но сейчас обстоятельства сложились так, что я не смогу какое-то время сидеть вечерами с тобой». И с тех пор она каждый вечер запиралась в своей комнате. Через две недели, в день рождения отца, она вышла из комнаты и развернула перед ним прекрасный свитер, который связала сама… вечерами… в своей комнате. Отец взял свитер и, прижав его к груди, заплакал. Он сказал: «Доченька, ты не представляешь, как я скучал все эти дни без тебя! Все сокровища мира не заменят мне общения с тобой!»
Бог любит общаться с нами. И это общение особенно драгоценно для Него… «… ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя…» (Ис. 43:4).
Пусть это будет молитва из глубины сердца
«Возвал…» В Септуагинте для этого слова употреблен глагол ἐκκράζω, что означает — вскрикнул. Молился и кричал из глубины своего существа. Молитва должна быть очень искренней. Молитва, которую слушает Бог— это не унылый бубнеж, который не затрагивает ни души, ни сердца. Это также не молитва красующегося перед людьми краснобая. Это молитва из самых сердечных глубин… Ведь когда мы чего-то боимся или чувствуем опасность, мы не рисуемся, а кричим…
Так молился апостол Петр, когда «видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Матф. 4:30). Петр в ту минуту не стал молиться словами: «Дорогой, Господь, мы, дети Твои, предстали пред величием Твоим. И на руках молитвы веры приносим Тебе нашу нужду: наш удельный вес и силы поверхностного натяжения воды плохо подходят друг к другу! Как часто мы выходим в бушующее море нашей жизни без надлежащей экипировки! И когда мы вступаем в воду, то часто тонем! Вот и сейчас, ты видишь, Господи, я тону! Помоги же мне, великий наш Бог, во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!»
Молитва — это самые искренние слова, которые мы только можем придумать… Молиться, значит, вытащить наружу самого себя. В соответствии с гениальным образом из Льюисовской сказки — выцарапаться из драконьейшкуры наших грехов… «…а приступаем с искренним сердцем, от порочной совести, и омыв тело водою чистою…» (Евр. 10:22)
^Ñîâåò ÷åòâåðòûé: ïóñòü ýòî áóäåò ìîëèòâà âåðû
Пусть это будет молитва веры
Давид уверен, что Господь услышал Его. Наша молитва должна быть молитвой, полной доверия Господу. Мы не имеем ни права, ни оснований сомневаться в Его могуществе.
В начале 20-го века в Ставрополе произошел поразительный случай. О нем мне рассказали ближайшие родственники героев этой истории… Как-то раз глубоко верующая сестра заболела (уже не помню, что именно болело у нее), и страдала она весьма сильно. Жила она небогато, поэтому из лекарств доктор посоветовал ей лишь прикладывать лед к больному месту… Но легко сказать — прикладывайте лед. На дворе — «тополиный пух, жара, июль»… Откуда в доме у бедной женщины на заре двадцатого века лед? Холодильников тогда еще не изобрели, а посылать в лавку за льдом из холодной — нечем было платить… Тогда сестра наша помолилась от всего сердца и послала сына-подростка во двор: — Сходи во двор, сынок. Принеси мне льда! — В своем ли вы уме, мама? — воскликнуло чадо… — Сходи, сынок, сходи. Господь даст нам и летом лед. Делать нечего, пошел сын во двор. И только вышел, как небо потемнело, наползла на город огромная туча, и посыпался невиданной величины град! Знай только собирай градины в шапку, да носи в хату!
Молитва веры многое может. Господу нравится, когда мы верим в Его могущество. Верим Его обетованиям. Мы часто пытаемся удивить Господа красотой наших храмов, стройностью пения, велеречивостью молитв, но Евангелие сообщает нам, что Господь удивился всего два раза: один раз Он дивился вере сотника, другой раз — неверию Своих земляков. Господа удивить можно только верой… Ну, или неверием, но тогда вряд ли можно рассчитывать на ответ от Него.
Молитесь, братья и сестры! И пусть ваша молитва всегда будет услышана Господом! Да благословит Он вас!