Плоть и кровь
Что подразумевал Христос под словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…» (Иоан. 6:54)?
Нам, евангельским христианам, живущим в России, постоянно приходится
сталкиваться с православным толкованием этого стиха. Наши православные
оппоненты настаивают, что в этих словах Господь дает заповедь о евхаристии. И
как следствие такого толкования вы носится суждение о том, что спасение
невозможно без «правильного» участия в причастии. Под «правильным» же при
частием, естественно, подразумевается причастие православное. Некоторые
православные, правда, не столь категоричны. Например, блаженный Феофилакт
пишет: «Впрочем, ты можешь есть плоть и пить кровь Владыки не только в
Таинственном Причастии, но и иным образом. Плоть ест тот, кто идет путем
деятельности. Ибо плоть — неудобоварима, как и деятельность — многотрудна.
Кровь пьет как бы вино, веселящее сердце, созерцатель. Ибо созерцание не
сопряжено с трудом, есть даже успокоение от трудов, и похоже на питие, как и
питие легче, чем пища» (Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский). Толкование
на Евангелие от Иоанна. Глава шестая).
Нам нужно разобраться, что же здесь на самом деле имел в виду Иисус. Традиционное
протестантское понимание этого стиха таково. Есть плоть Христа и пить Его кровь — значит веровать в Него, в Его крестную жертву и иметь с Ним глубокие внутренние взаимоотношения. И речь здесь идет не только о причастии, но и о более глубоких вещах. Я придерживаюсь аналогичной точки зрения. Во-первых, в этой же речи Иисус Христос условием для вечной жизни и воскресения ставит не участие в каком бы то ни было обряде, но веру. «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий
(здесь и далее курсив автора — П.Б.) в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его
в последний день» (Иоан. 6:40); «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня
имеет жизнь вечную» (Иоан. 6:47).
Во-вторых, Иисус сказал, что для «насыщения» и «утоления жажды» надобно не в евхаристии участвовать, но приходить к Нему и веровать в Него. «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоан. 6:35).
В-третьих, слова Иисуса о «ядении плоти» и «питии крови» следует понимать не
буквально (как пытаются сделать православные, выводя догмат о буквальном
пресуществлении хлеба в плоть (мясо), а вина в кровь), а духовно. «Дух
животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и
жизнь…» (Иоан. 6:63) Кстати, некоторые из слушателей поняли эти слова буквально
и отошли от Христа, видимо подумав, что речь идет о каннибализме. Но верные
ученики не отошли от Господа. И Петр мотивировал этот поступок не тем, что у
Иисуса есть «правильное» причастие, но тем, что у Него есть «глаголы вечной
жизни». Они уверовали и таким образом познали Христа (Иоан. 6:68, 69).
В-четвертых, в 63-м стихе говорится, что именно Дух Святой животворит
нас, но не обряд. А Дух Святой принимается не через причастие, а через наставление
в вере (Гал. 3:2). Мы знаем, что и Корнилий получил Духа Святого не через причастие, но
во время наставления, во время проповеди апостола Петра.
В-пятых, Христос сравнивает наше принятие Его Плоти и Крови с Его жизнью с Отцом. «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною…» (Иоан. 6:57) Для жизни в Отце Христос не принимал участие в евхаристии. Эта жизнь в
Отце являлась свойством Его божественной природы. Так и мы становимся при
частниками «Божеского естества» через познание Христа, благодаря вере в Его
обетования (2Пет. 1:3, 4).
Таким образом, мы узнали, что для спасения и жизни вечной нам нужна живая вера в Иисуса и новая жизнь от Духа Святого, но не участие в обряде причастия. Да и жизненная логика должна привести нас к такому выводу. Поскольку причастие сильно само по себе спасать людей, то язычникам не нужно благовествовать веру во Христа. Достаточно лишь тайно накормить их «правильным» причастием и делать это регулярно. Тогда всем миссионерам надо было бы срочно переквалифицироваться в повара. Однако нас не к этому призвал
Господь!