Российские христиане в новозеландском королевстве

Аннета Высоцкая

Современная Новая Зеландия — королевство, состоящее из представителей разных национальностей и культур. Коренным населением страны является народность маори, начавшая заселять территорию нынешней Новой Зеландии в XI—XIV веках. Европейцы пришли сюда в конце XVIII века. Первыми переселенцами стали китобои, миссионеры и торговцы, которые селились вдоль морского побережья. В 1840 году Новая Зеландия стала частью Британской империи. Общая численность населения Новой Зеландии составляет около 4,5 миллионов человек. Русскоязычная диаспора занимает в ней небольшое, но заметное место…

Первые приезжие из Российской империи появились в Новой Зеландии в 1860-х годах, в период золотой лихорадки. За ними последовали евреи, бежавшие из России от гонений, выходцы из Прибалтики, Украины, российские немцы из Поволжья. К 1916 году в Новой Зеландии проживало чуть больше 1200 русскоязычных мигрантов. После этого их приток значительно снизился и возобновился только после окончания Второй мировой войны. В Новую Зеландию переезжали как российские эмигранты «первой волны», проживавшие после Октябрьской революции 1917 года в Праге, так и люди, угнанные в Германию и по какой-либо причине не вернувшиеся в СССР после окончания войны. В 1965 году в Новую Зеландию из Харбина при помощи Красного Креста переселилась большая группа староверов. В 1970-х и 1980-х годах Новая Зеландия приняла несколько сотен евреев, получивших разрешение выехать из СССР. Часть приехавших иммигрантов оседала в стране, ассимилируясь с основным населением, другая часть, пожив здесь некоторое время, отправлялась на поиски лучшей жизни.

После распада СССР, начиная с 1990-х годов, в Новую Зеландию потянулся поток иммигрантов из стран бывшего СССР, преимущественно из России и Украины. Они и составляют большую часть нынешнего русскоязычного населения Новой Зеландии. По неофициальным данным, в Новой Зеландии сегодня проживает до 20 тысяч русскоязычных. Эта статистика весьма приблизительна, поскольку разные источники называют разные цифры.

Основная часть русскоязычных мигрантов (около десяти тысяч человек) выбрала для жизни самый крупный город страны Окленд на Северном острове. В Окленде также учится большое количество русскоязычных студентов. Пять тысяч русскоязычных проживают в столице Новой Зеландии — Веллингтоне и прилегающих к нему городах — в так называемом Большом Веллингтоне. Около трех тысяч русскоговорящих новозеландцев живут в крупном городе Южного острова — Крайстчерче, в переводе с английского – Церковь Христа.  Недавно, в феврале 2011г. там произошло сильное землетрясение, повлекшее за собой большие человеческие жертвы.

В 1950-х годах в Новой Зеландии были основаны три общины Русской зарубежной Православной церкви — в Окленде, Веллингтоне и Крайстчерче. Небольшая православная община есть и в ПалмерстонНорте. Православные верующие посещают богослужения и других сестринских церквей — Антиохийской, Константинопольской, Сербской и Румынской.

Русскоязычные евангельские церкви появились в Новой Зеландии совсем недавно, в последнее десятилетие. Они были основаны евангельскими верующими, приехавшими из России и Украины. В настоящее время в стране действуют три русскоязычные евангельские общины. Как и в православных церквах, основную массу евангельских верующих составляют иммигранты, приехавшие в страну в 1990-х годах и позже. Значительная часть русскоязычных евангельских христиан Новой Зеландии успешно адаптировалась к местной культуре и влилась в местные англоязычные протестантские общины.

Евангельский центр «Божий поток» в Окленде (http://jesus.narodnz.co.nz) стал первой русскоязычной общиной протестантского направления в Новой Зеландии. Появлению Центра предшествовало проведение Еленой Бурдук «Альфа-курса» на русском языке. Будучи молодой верующей и выпускницей библейской школы, а также имея некоторый опыт евангелизационного служения, в Новой Зеландии Елена впервые услышала об «Альфа-курсе». В конце 1999 года она провела первые семинары на русском языке по «Альфа-курсу». Англиканская церковь Святого Иоанна предоставила свое помещение и оказала всемерную поддержку этому начинанию. До этого события Елена и еще несколько верующих молились об обращении к Богу русскоязычных Окленда.

На первый Альфа-ужин пришло десять человек, из них только пятеро смогли остаться для изучения курса. Так возникло видение регулярно проводить «Альфа-курс» в центральных районах Окленда. Примерно в это же время завязался контакт с англиканским священником Мартином Бриджем, который свободно говорит и проповедует на русском языке. Новозеландские верующие оказывали Елене всяческую поддержку в проведении семинаров. Постепенно появились единомышленники из числа русскоязычных христиан — членов англоязычных церквей. Евангельские христиане начали совместно проводить два-три раза в год «Альфа-курс», а его выпускникам рекомендовали англоязычные церкви для дальнейшего возрастания в вере, считая, что главное, чтобы люди узнали Бога. Но потом осознали, что мало проводить «Альфу»; тогда как раз кто-то спросил: «А когда будет Бета?». Часть уверовавших после «Альфакурса» захотела вместе прославлять Бога.

С 2003 года группа русскоязычных евангельских христиан в помещении англиканской церкви Святого Чада начала проводить ежемесячные воскресные богослужения. К тому времени уже прошло восемь «Альфа-курсов». Верующие попросили помочь пастора Мартина Бриджа с проведением богослужений. К концу 2003 года сформировался Совет церкви, ставший руководящим органом общины. Церковный совет собирается ежемесячно для обсуждения программы богослужений и других мероприятий церкви. Одновременно все члены Совета являются членами англоязычных церквей; таким образом, церковь поддерживает отношения с новозеландскими общинами. «Божий поток» появился и возрастал благодаря «Альфа-курсу», но сегодня у церкви есть и другие служения.

В общине еженедельно собираются в разных районах Окленда пять домашних групп для изучения Библии и общения. На богослужения в церковь приходят 40—50 человек, а на большие праздники собираются до 70—100 взрослых, а также множество детей. При церкви работают две группы воскресной школы, посещают которые около 20 детей. Церковь регулярно помогает детской христианской школе в Хабаровске, а также служению беспризорным детям в России, детским домам, христианским церквам и отдельным служителям в России, в Украине и Средней Азии. На Рождество община дарит подарки нуждающимся прихожанам — в первую очередь, вдовам и многодетным семьям.

«Божий поток» также проводит для русскоязычного населения Окленда евангелизационные мероприятия социального характера: Зимний ужин, Русские дни, ярмарки, спортивные соревнования, детские праздники, которые с удовольствием посещают как русскоязычные, так и новозеландцы. По словам Елены Бурдук, задача церкви при работе с русскоязычными новозеландцами состоит не в том, чтобы собрать вокруг себя людей, а в том, чтобы донести им Слово Божие и помочь присоединяться к англоязычным или другим русскоязычным церквам.

Еще одна русскоязычная церковь Окленда называется христианский центр «Свет». Она ведет свою историю с 2005 года. У ее истоков стояли три христианские семьи эмигрантов из России. Пастор Дмитрий Дудов в Новую Зеландию приехал из дальневосточного города Благовещенска. Дмитрий — выпускник Дальневосточного Библейского колледжа в Хабаровске. У Дмитрия и Марины Дудовых четверо детей. Пасторство — это служение для Дмитрия, а работа маляром на стройке позволяет ему заботиться о семье.

Прихожане церкви приехали в Новую Зеландию из разных городов, церквей и даже деноминаций бывшего СССР, — всех объединяет русский язык. Поскольку церковь молодая, то вопрос традиций в ней не стоит. Чтобы избежать разногласий по поводу вероучения, христиане договорились, что Библия их объединяет и является авторитетом. Но пастор в своих проповедях придерживается баптистского вероучения.

Центр «Свет» входит в Союз славянских церквей евангельских христиан-баптистов Австралии и Новой Зеландии. Союзом славянских церквей ЕХБ Австралии и Новой Зеландии ежегодно проводятся съезды для служителей, и церковь «Свет» принимает в них участие. Община сотрудничает с англоязычными баптистскими церквами Новой Зеландии. Пастор поддерживает постоянный контакт со своей церковью в Благовещенске. Видение церкви «Свет» заключается в достижении Евангелием русскоязычного населения Окленда. На этом основании планируется проведение евангелизаций в районах Окленда, где больше всего живет русскоязычных, особенно в районе Норт-шор.

Основная трудность миссионерской деятельности, по мнению пастора, заключается в том, что русскоговорящие достаточно закрыты. Многие из них поселяются в стране, в основном, чтобы улучшить свою жизнь и служат тому, что их обогащает материально. Проблема еще и в том, что из России люди приезжают с отрицательным настроем в отношении протестантов. Правда, пенсионеры более открыты для Евангелия, может быть, в силу своего одиночества и оставленности детьми. Часто в церковь они приходят в поисках русскоязычного общения. Рост церкви происходит в основном через проповедь Благой Вести, что называется, от сердца к сердцу — через дружеские отношения, личное свидетельство родным, близким и знакомым.

Уникальность ситуации с русскоязычными евангельскими церквами в Окленде заключается в том, что их работа пересекается, они дополняют друг друга. И порой бывает трудно определить, кто к какой церкви принадлежит, поскольку верующие посещают богослужения и домашние группы обеих церквей.

В 2007 году в городе Ловер-Хатт (недалеко от Веллингтона) по инициативе евангельских верующих появилась Объединенная русскоязычная христианская община (www. wellrusschurch.com) — самая молодая из всех русскоязычных церквей Новой Зеландии. (Автор этой статьи Аннета Высоцкая является организатором этого церковного общения. — Ред.) Христиане разного возраста раз в месяц собираются в помещении англиканской церкви Святого Апостола Павла для общего поклонения, молитвы, чтения и проповеди Слова Божьего. В церкви работает небольшая библиотека христианской литературы, журналов и видеофильмов на русском языке. Постоянных прихожан в церкви пятнадцать человек. Пока это единственное русскоязычное христианское собрание в районе Большого Веллингтона, поэтому порой верующие приезжают издалека, чтобы вместе прославить Бога и пообщаться.

Хочется надеяться, что со временем русскоязычные евангельские общины появятся и в других городах Новой Зеландии, где проживают русскоязычные иммигранты. Для них важно услышать Слово Божье, молиться и духовно общаться на родном языке, а также поддерживать дружеские отношения с людьми близкой им культуры.

www.mirvboge.ru

www.gazetaprotestant.ru

2

Аватар комментатора

Олег

Я пастор евангельской церкви «Свет спасения» в г.Новороссийске. Мне интересна информация о евангелизации руских в Новой Зеландии. Недавно от нас уехала одна семья в Окленд и приглашают нас туда. Они посещают церковь, помоему, Дмитрия Дудова. Насколько я владею инф-ей, принятие Евангелия русским в Н.З. идёт очень туго, как впрочем и везде и здесь в России.

Аватар комментатора

Виктор

Да действительно , евангелизация в Зеландии проходит трудно . Сильно чувствуются последствия советских времён . Люди по разному принимают слово Божье . Кто бьёт тебя и выгоняет прочь , а кто и с интересом слушает . И всё это по библии , мы должны быть готовы ко всему . Так хорошо и радостно служить Богу нашему Иисусу Христу .

Добавить комментарий