СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРУЮЩИХ И НЕВЕРУЮЩИХ

Г.С.Широкалова

Летом 1999г. Нижегородским отделением Российского общества социологов проведено исследование по репрезентативной выборке в 4-х типах населенных пунктов Нижегородской области: областной центр, города области, рабочие поселки, села и деревни (1695 чел.). Среди задач исследования была фиксация образа жизни нижегородцев на рубеже тысячелетий через ценностные ориентации и поведенческие характеристики в основных сферах жизнедеятельности. Отношение к религии было представлено тремя вопросами по религиозной самоидентификации и практике. За девяностые годы религиозная ситуация в России сильно изменилась. В общественное сознание вошло немало околорелигиозных мифологем, на которых основываются взаимоотношения государства и церкви. Потому, на наш взгляд, даже эскиз к портрету людей, отличающихся отношением к религии, представляет не только научный, но и практический интерес.

Неожиданностью было то, что у соблюдающих обряды вера, религия занимает 10-11 место из 30. Дело в том, что такие показатели как число действующих храмов, доля крещений и венчаний в Нижегородском крае были традиционно выше, чем в других регионах России. А в последние 15 лет наблюдался более интенсивный рост религиозных объединений.

То, что вера, религия не являются для подавляющего большинства приоритетными подтверждается материалами других исследований. Например, лишь около 10% московских учителей (из которых 59% составляли верующие) заявили, что вера в Бога и христианские заповеди должны стать основой воспитания и совершенствования современного человека, отведя им последнее место в списке ценностей. В других выборках (в России, Белоруссии, Украине) они также занимали последнее, предпоследнее места.

Церковные иерархи, перечисляя преимущества православия перед другими религиями, постоянно акцентируют внимание на тесной связи православия и патриотизма, рассматривая молитву за Россию как основную форму гражданского и политического служения. Но как у верующих, так и у неверующих Родина как ценность на 10-11 месте. Для обеих групп приоритетны сугубо личные блага: здоровье, семья, спокойная жизнь, любовь, материальное благополучие. На втором месте нравственные: справедливость, честность, порядочность, уважение окружающих, полезность людям, чистая совесть, милосердие. На третьем — профессиональные: интересная работа, профессионализм. Традиционно низка потребность во власти, силе, связях с нужными людьми, собственности, богатстве. И вновь, помня об отличиях в демографических характеристиках, не будем ни преувеличивать, ни преуменьшать значения христианских заповедей в формировании национальных приоритетов. Главным фактором является объективная обусловленность традиционного образа жизни. В прошлом это, в первую очередь, географическая детерминанта, предполагающая концентрацию богатства у меньшинства только за счет сверхнормативного труда и минимального потребления большинства, выживание благодаря коллективизму и взаимопомощи. В настоящее время — коллапс экономики, культуры, духовной жизни, затронувший подавляющее большинство населения. Это проявилось как в снижении уровня материальной обеспеченности, так и в оценке общей ситуации в стране. Если в 1985г. жили от зарплаты до зарплаты 12,7% соблюдающих обряды и 6,7% неверующих, на противоположном полюсе могли себе ни в чем не отказывать 7,4% и 13,7%, то в 1999г., соответственно, 61,3% и 56,6%, 1,0% и 1,5%.

Неожиданностью было то, что у соблюдающих обряды вера, религия занимает 10-11 место из 30. Дело в том, что такие показатели как число действующих храмов, доля крещений и венчаний в Нижегородском крае были традиционно выше, чем в других регионах России. А в последние 15 лет наблюдался более интенсивный рост религиозных объединений.

То, что вера, религия не являются для подавляющего большинства приоритетными подтверждается материалами других исследований. Например, лишь около 10% московских учителей (из которых 59% составляли верующие) заявили, что вера в Бога и христианские заповеди должны стать основой воспитания и совершенствования современного человека, отведя им последнее место в списке ценностей. В других выборках (в России, Белоруссии, Украине) они также занимали последнее, предпоследнее места.

Одна из основных функций религии — компенсаторная. Трактовка ее содержания как награды небесной за земные страдания слишком сужает сферу ее применения. Не менее значима другая ее составляющая: способ снятия ежедневных стрессов, сохранения покоя в душе и мыслях через “покорение своего духа”. Исходя из этого в той тяжелой ситуации, которая сложилась в стране и вполне осознается респондентами, можно предположить, что среди верующих больше удовлетворенных жизнью, счастливых. Однако, колебания в ответах оказались столь незначительны, что приведем данные в среднем по всему массиву: полностью удовлетворены жизнью — 9%, скорее удовлетворены — 35,9%, скорее не удовлетворены — 15,2%, категорически не удовлетворены — 4,8%. Остальные затруднились с оценкой. Аналогичны ответы на вопрос: Счастливы ли Вы? “Совершенно счастливы” — 6,6%, “скорее да” — 32,2%, “и да и нет” — 39,4%, “скорее нет” — 12,6%, “совершенно несчастливы” — 2,1%. Таким образом, нет подтверждения того, что верующий человек более оптимистичен в своем мировосприятии современных проблем, что впрочем не означает, что религия не способствует его психологической адаптации к ним.

Не подтвердился и зафиксированный во Всероссийском исследовании 1997г. больший оптимизм верующих в оценке перспектив развития страны. Из соблюдающих обряды 30,4% считают, что из дети будут жить (живут) лучше, чем они; скорее, нет — 22,5%, так же 4,9%. У неверующих, соответственно, 35,1%, 22,3%, 7,3%. Еще меньше уверенности в счастливом будущем внуков: 22,1% против 35,4%, 14,7% — 12,8%, 2,0% — 3,8%. Затруднившиеся с ответом составили в каждом из двух вопросов от 40 до 60%.

Понятие счастья, представления о будущем достаточно расплывчаты, поэтому социальное самочувствие было конкретизировано через вопрос о том, какое настроение преобладает у респондентов в последнее время. Распределение ответов не подтвердило большего душевного комфорта верующих: хорошее, оптимистичное у 8,3% соблюдающих обряды и у 13,6% неверующих, нормальное, ровное, соответственно, у 37,3 и 46,7%, раздражение, тревожность, неуверенность в завтрашнем дне — 43,5 и 31,8%, страх, отчаяние, безнадежность — 6,4 и 7,9%.

Хорошо осознавая свое место в социальной иерархии, подавляющее большинство “выводит” богатство, собственность и обусловленную ими власть из круга своих потребностей, предпочитая им материальное благополучие на основе зарплаты, пенсии, а высокому положению в обществе — уважение окружающих. Действительно, если по итогам приватизации из опрошенных стали собственниками 4,7% и еще 14% “формально да, фактически нет”, а пересмотр итогов приватизации в условиях, когда все органы власти сформированы из крупных собственников, невозможен, да и сама попытка поставить этот вопрос оценивается СМИ как подстрекательство к гражданской войне, миграция в семейно-личные проблемы неизбежна. Незначительные в целом отличия в предпочтениях выделенных нами социальных групп имеют причиной скорее социально-демографические характеристики, чем обозначенную конфессиональную принадлежность.

В распределении по иерархической шкале ценностей настораживает низкий авторитет образования, эрудиции, профессионализма. Между тем это факт, от которого зависит не только внутриполитическое, но и геополитическое будущее России. В ХХI веке — веке информационных технологий суверенитет сумеет сохранить только высокообразованная нация. В связи с этим обратим внимание на одну важную закономерность. Мировая история свидетельствует, что создать многонациональное государство может только та нация, которая имеет чувство культурного превосходства. В настоящее время у русских нет ни чувства превосходства, ни оснований для него. В России, по результатам переписи самого благополучного в этом отношении 1989г., доля лиц с высшим образованием составляла среди евреев 55,2%, бурят (второе место) 24,7%, армян 23,14%, осетин 21,80%, адыгейцев 16,73, якутов — 16,27% и т.д. Русские в этом списке занимали 12 место — 14,87%. В условиях платного образования они будут вытесняться по известным причинам на периферию. Безразличие к власти, богатству, недостаточное внимание к профессиональному совершенствованию являются катализаторами этого процесса.

В целом, не имея возможности привести другие характеристики сравниваемых социальных групп в силу ограниченности рамок публикации, отметим: 1) процесс секуляризации сознания и поведения по-прежнему остается ведущим в России и детерминируется гораздо более сильными объективными факторами по сравнению с верой в Бога. Наше исследование подтвердило тот факт, что рост числа религиозных объединений не сопровождается заметным ростом их влияния на широкие слои населения. 2) Огосударствление православной церкви, которое становится все более явным, не может не вызвать перенесение на нее негативного отношения к госвласти, которое один из респондентов выразил очень образно: “Родину люблю, государство — ненавижу”. Вполне возможно, что сверхлояльная и популяризируемая поддержка РПЦ государственной власти ускорит религиозную переориентацию молодых поколений. Идентификация себя с православием не является для молодежи той границей, за которой она не ведет мировоззренческий поиск. Уход в другие христианские конфессии стимулируется позицией самой РПЦ, 88% из обследованных церквей которой ориентированы на проведение платных обрядов и продажу духовной литературы, в то время как 65% протестантских церквей приоритетным считают оказание помощи нуждающимся, 31% — работу с детьми и молодежью и т.п. Другим сильнейшим фактором вытеснения этногеничного православия протестантизмом является капитализация всех сфер общественных отношений и уход поколений, воспитанных в духе общинности, коллективизма. Утверждение о том, что православие способно стать основным регулятором нравственности в современных условиях — миф. Нельзя согласиться с мнением, что “если в экономике мы ищем новые пути развития, то в выработке нравственной концепции необходимо обратиться к традиции, и прежде всего, к народной и религиозной традиции в России, так как именно на ее основе формировалась столетиями наша национальная психология, без учета которой нам ничего не построить и не сломать. Национальную традицию, самосознание и дух народа нельзя перестроить и перекроить никакими декретами, запретами, угрозами или даже насилием”.

Система нравственных норм отнюдь не внеисторична, она формируется под влиянием целого комплекса факторов, определяющих образ жизни. Это известно со времен замены Ветхого Завета Новым Заветом, морали католицизма — моралью протестантизма… Нельзя не видеть, что за 15 лет капитализации России, несмотря на мощную государственную поддержку РПЦ и актуализацию всего комплекса причин, способствующих воспроизводству религии: социальных, гносеологических, психологических, выросло поколение с системой ценностей, соответствующей эпохе первоначального накопления (а в наших условиях — перераспределения) капитала. И хотя это поколение чаще называет себя православным, чем их родители, реальное их поведение определяется не Нагорной проповедью, а объективными условиями жизни. И в этом смысле они менее православны, чем их неверующие родители.

То, что православное вероучение объективно не совпадает с основным вектором современного развития общества — факт зафиксированный и другими исследователями. Парадокс, но именно социализм создал для РПЦ те условия, которые позволили ей сохранить свою догматическую чистоту и нравственно безукоризненную (в общественном мнении) репутацию. Отказ РПЦ от во многом вынужденного нестяжательства времен советской власти и возвращение к иосифлянству — еще одна из причин утраты ею доверия россиян.

Закономерен и такой вопрос: в сегодняшних экономических и геополитических условиях, когда на межправительственном уровне решается проблема об освобождении жизненного пространства для “золотого миллиарда”, не является ли провокационной ориентация народа на “Вселенскую всеотзывчивость” под лозунгом возрождения его народных, религиозных традиций? Ведь решить названную проблему проще за счет наций совестливых, сопереживающих всем и вся, с постоянным комплексом вины за первородный и последующие грехи. Да, Нагорная проповедь одно из условий выживания самого “золотого миллиарда”, но выживут ли народы, соблюдающие ее нормы, во время планетарной борьбы за право попасть в “золотой миллиард”.

Так что и этих позиций, а не только в связи со сложившейся в стране демографической ситуацией, не лишен основной прогноз о том, что по мере прихода к власти более молодых политиков мероприятия христиан будут встречать все возрастающее сопротивление, а на протяжении ближайших десятилетий Россия перестанет быть христианской страной. Это не отрицает наличия верующих, полностью подчинивших свою жизнь религиозным нормам, но их доля так мала, что практически не влияет на средние показатели образа жизни не только всего населения, но и верующих в целом.

 

http://religio-nn.narod.ru/sociolog/shirokalova.htm

www.mirvboge.ru

 www.gazetaprotestant.ru      

Добавить комментарий