Бог и человек: проблема границ личной свободы и путей спасения человека

Виталий Якубец, СПАСЕНИЕ: ЗАСЛУГА БОГА И ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Сегодня в христианском мире нет единого, общепринятого мнения по вопросу обретения человеком вечной жизни или спасения. В основном богословы склоняются к двум, противоположным мнениям, каждое из которых претендует на истинность – кальвинизм и арминианство. При существовании значительных противоречий между ними, становится ясно, что некоторая часть христиан утратила видение того, каким же образом человек обретает спасение, какова его ответственность за него, а также какие из поступков христианина будут вознаграждены на небесах, а за какие он лишится награды. Между тем от решения этих вопросов зависит мотивация и характер библейского хождения перед Богом, степень освящения жизни христиан и уровень их практического благочестия.

Очевидно, что не может быть, чтобы в совершенно равных условиях в Писании существовало два одинаково верных и в тоже время взаимоисключающих решения. Или они оба неверны или одно из них верно, а другое нет. В любом случае в Библии должны быть объективные тому доказательства. Суть сотериологического спора сводится к одному вопросу: предоставляет ли Бог человеку возможность влияния на свою судьбу (земную и небесную) и, если да, то какую? На него и предстоит дать честный ответ каждому заинтересованному в собственном спасении человеку.

По данной теме существует столько литературы, что трудно предположить существование еще какого-либо оригинального варианта решения данного спора между кальвинистами и арминианами. Уже перепробованы все возможные комбинации между ними, которые все равно оказались весьма неустойчивыми компромиссами, требующими склонения либо в одну, либо в другую стороны. Данное положение усугубляется тем, что откладывать на будущее выяснение вопроса, каким же образом человек обретает спасение, является слишком рискованным делом. Каждый человек в данном положении, как говорится, «либо пан, либо пропал».

Для прояснения вопроса необходимо рассмотреть основные исторически сформировавшиеся учения, прослеживая их на предмет согласованности с общим смыслом Библейского Откровения, привести мнения других авторов с целью выяснения существующей раскладки мнений. Поскольку, каждый даст отчет Богу только за себя (Рим. 14:12), и ответственность за правильное или неправильное истолкование и применение библейского текста лежит непосредственно на каждом конкретном человеке (Притч. 30:5, 6), то право определять, что есть библейская позиция, а что нет, мы оставляем за собой (1 Иоан. 2:27).

Важно иметь постоянно в виду общие контуры вопроса спасения, ясно представленные нам в Писании. Грех первоначально возник в духовном, бессмертном мире (Лук. 10:18). Чтобы уничтожить грех, Бог позволил ему материализоваться в плоти (Марк. 5:12-13). Сама плоть не является грехом, но существующий грех или зло не может проявляться в физическом мире, не обладая плотью. Поскольку же греховная плоть не вечна (Рим. 6:23), то с ее смертью умирает и обладавший ею грех. Сын Божий приняв «подобие плоти греховной» (Рим. 8:3) и взяв на Себя весь грех (1 Иоан. 2:2), умирает для того, чтобы лишить грех его силы (Евр. 2:14). А поскольку Иисус был безгрешным, у смерти не было основания удержать Его, и Бог воскресил Христа из мертвых (Деян. 2:24). Таким образом Бог осуществил Свой замысел победы над грехом и смертью в вопросе спасения человека (1 Кор. 15:54).

Главным предметом нашего исследования является Евангелие Иисуса Христа. В словаре The New International Dictionary of New Testament Theology говорится, что слово евангелион изначально было в основном техническим термином, означавшим извещение о победе, а также использовалось для обозначения позитивных политических и других благоприятных сообщений. В Септуагинте обетования о пришествии Мессии и о Царстве Божьем, так же обозначались словом евангелион. Оно переводится как «благая весть». В Новом Завете существительное евангелион обозначает исключительно «благую весть» о том, что Бог открыл путь спасения грешникам.[1] Иисус Христос выразил эту весть предельно ясно: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк. 1:14-15). С этих слов началась проповедь Иисуса Христа, ими же она и завершилась: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16:15-16).

Из  этих мест Писания следуют простые, но важные выводы:

1.Бог первым сделал определенный шаг навстречу человеку («приблизилось Царствие Божие»);

2.Бог возложил ответственность за покаяние и веру на человека («покайтесь и веруйте в Евангелие»);

3.Евангелие предназначено для всех людей, поскольку оно есть Добрая весть для каждого грешника («кто будет веровать… спасен будет»).

 

Евангелие – это исполнение надежды Израильского народа и открытая дверь к спасению для язычников. Итак, суть Евангелия – это позитивная, добрая весть о победе над смертью и грехом, адресованная всем людям. Эти моменты важно помнить при рассмотрении всех библейских учений на всех этапах их изучения, особенно, когда речь идет о предпочтении того, или иного, варианта перевода или толкования. Некоторые авторы, пишущие на тему спасения, вступая в полемику, ничуть не смущаются тому, что те идеи, которые они с успехом доказывают с помощью использования правил грамматики оригинальных языков, изначально противоречат очевидным положениям учения Христа.

К тому же необходимо помнить о том, что истинная характеристика какой-то части составного предмета не обязательно должна быть присуща всему предмету. Истинность доктрины, в общем, не может подтверждаться истинностью лишь некоторых отдельных ее частей, ссылающихся на Библию. Ведь любое ложное учение и заблуждение, в конечном итоге, пытается основываться на истинном Писании, но истинность Писания не подтверждает истинность лжеучения. Поскольку Писание дано Духом Святым, то судить о нем нужно духовно, проницательно и честно, а не поверхностно, лукаво и по-плотскому (1 Кор. 2:12, 13).

www.mirvboge.ru  

www.gazetaprotestant.ru  



 

Добавить комментарий