Хлебопреломление и крещение в богослужебной практике российских протестантов

Подберезский И.В., "Москва протестантская"

 

 И ещё воздерживался от причастия, от вечери Господней в других церквах. Это одно из основных таинств христианства. У православных и католиков таинств семь, а у протестантов только два: крещение и причастие, которое в нашей церкви (и в Библии) именуется Хлебопреломлением. Оба эти таинства, согласно Библии, совершал сам Христос — Он крестился у Иоанна Крестителя, и Он совершил вечерю, велев в воспоминание Его вкушать хлеб и вино. Остальные таинства, считают протестанты, от людей, и не признают за ними мистической силы.

 Крещение протестанты проводят по-разному.

 Одни признают полное погружение, другие довольствуются окроплением водой (те, которые у православных именуются "обливанцами"). При погружении тоже наблюдаются различия: одни окунают крещаемых лицом вниз, другие — лицом вверх.

 Одни довольствуются одним погружением, другие требуют трехкратного. (Трехкратное погружение существовало уже во II веке: тогда крещаемому задавали три раздельных вопроса: верит ли он в Отца, Сына и Святого Духа и за каждым положительным ответом следовало погружение.)

 Одни считают такие различия не очень существенными, другие настаивают на точном соблюдении именно своего порядка крещения, объявляя все прочие недействительными. Отсюда и различия в подходе к пришедшим из других церквей: одни требуют перекрещивания, другие крещение, преподанное в другой церкви, признают. Вопрос, кто чьё крещение считает действительным, очень запутан, хотя в Библии сказано: "один Господь, одна вера, одно крещение" [Эф 4:5].

 Те, кто крестит погружением, преподают это таинство либо в баптистерии (специальном бассейне), либо в открытом водоёме (причем и тут есть протестанты, признающие крещение только в открытом водоёме). Крещаемые, как правило, облекаются в белые одежды, зрелище впечатляет, тем более, что пресвитеры в парадных одеждах, в галстуках так и идут в воду и совершают этот торжественный и важный для всякого верующего обряд. Но столь красивое зрелище стало возможным лишь в последние годы, ибо так свободно, как сейчас, было не всегда. Среди тех, с кем приходилось беседовать, многие вспоминают, как принимали святое водное крещение тайно, обычно ночью, в присутствии "верных", иногда — в ледяной воде.

 Рассказ одного протестантского проповедника:

 "Приходит один человек, весь мокрый: волосы мокрые, штаны мокрые, вода течёт, но куртка — сухая. Он приветствует нас. Я спрашиваю: — "Ты откуда?" — "С крещения". Это было вечером, там река была недалеко. И он говорит: "Я в реке крестился". — "Кто тебя крестил?" — "Да никто, я сам себя крестил". Он не мог дождаться крещения. Я говорю: "Ну, браток, нужно и какой-то порядок соблюдать". Ну вот, такие верующие. Они искренние, ревностные, но не всегда правильно рассуждают."

В причастии у протестантов тоже большой разброс.

 Большинство причащаются "под обоими видами", т. е. и хлебом, и вином, тогда как, скажем, у католиков до недавнего времени только клир причащался под обоими видами, миряне же довольствовались вкушением хлеба.

 Одни дают облатки, другие пресный хлеб, третьи квасной. Одни крошат, другие режут. Одни причащаются вином, другие, которым запрещён всякий алкоголь, — соком или чистой водой. Одни пьют из серебряных чаш (причём где-то чаши пускают по рядам верующих, а где-то верующие выходят к священнику и тот, не выпуская чаши из рук, дает каждому вкусить крови Господней), другие, по соображениям гигиены, каждому причащающемуся дают что-то вроде мензурки с водой, третьи на облатку капают каплю вина. Одни празднуют вечерю на каждом богослужении, другие только раз в месяц или ещё реже. Одни приглашают принять участие в вечере всех желающих, другие предупреждают: только "свои" могут причащаться, да и то: "не состоящие на замечании или отлучении".

 Я как-то инстинктивно воздерживался от причастия в других церквах, не советуясь даже со своим пресвитером (он вскоре умер, советоваться стало не с кем; год спустя, в интервью с председателем Союза евангельских христиан-баптистов России П. Б. Коновальчиком спросил, правильно ли поступаю, и в ответ услышал "Правильно, только у пятидесятников можно") — просто "душа не лежала".

 В делах веры на такое вот ощущение стоит полагаться, оно редко подводит. Это, кажется, хорошо разработано у католиков, у которых есть понятие sensus fidelium — "чувство верующего": все происходящее в церкви, полагают они, должно не только соответствовать Писанию (в их, разумеется, толковании) и Преданию (опять же — католическому), но и не противоречить естественному чувству верующего. Однако полагаться на него безоглядно тоже не с руки: так любые нововведения, даже самые разумные и безотлагательные, могут стать невозможными.

 Таинство Евхаристии, причастие, ещё в самом начале Реформации стало камнем преткновения в отношениях между протестантами и католиками. Лютер придерживался концепции консубстанциации ("восуществления") — присутствия Тела и Крови Христа в хлебе и вине без их субстанционального изменения; католики — концепции транссубстанциации ("пресуществления"), предполагающей, что субстанция хлеба и вина меняется, становится Телом и Кровью Христа.

 Для большинства протестантов причастие осуществляется не для спасения, а для напоминания о том, чего стоило наше спасение Иисусу. Православные же и католиков считают в этом вопросе неправыми (за опресноки в таинстве Евхаристии вместо квасного хлеба, за упразднение призывания Святого Духа, за непитие из чаши и т. д.), и протестантов (за то, что у нас, по их мнению, причастие есть лишь подтверждение уверенности в спасении, т. е. нечто субъективное).

 Споры о причастии вроде бы утихли, но в делах религиозных они имеют обыкновение вспыхивать вновь и вновь. И лучше держаться своего, чтобы не утратить связь с единоверцами, действительно не выпасть из своей церкви. "Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай" [Евр 10:25].

www.gazetaprotestant.ru 

1

Аватар комментатора

Вера

Совершая хлебопреломление= причастие =Евхаристию, христиане фактически отмечают Новозаветную Пасху, с чем и должны поздравлять друг друга с целованием. Рассудите сами:
«Пасха наша, Христос, заклан за нас»- 1Кор5:7). «Искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, … драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца»- 1Пет1:17-20), закланного за нас на Иудейскую Пасху, которую евреи праздновали, как велел закон, один раз в году, В ВОСПОМИНАНИЕ об освобождении из Египетского плена- Второзакон16:1-12)..
«Закон дан чрез Моисея; благодать же и ИСТИНА произошли чрез Иисуса Христа», о Котором и Моисей и Сам Бог сказали: «ЕГО СЛУШАЙТЕ»- ЕвИн1:17; Втор18:15 + Мтф17:5).
А «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, ПРЕЛОМИЛ и сказал: «Приимите, ядите, сие есть тело Моё, за вас ломимое; СИЕ ТВОРИТЕ В МОЁ ВОСПОМИНАНИЕ». Также и чашу после вечери, и сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, СИЕ ТВОРИТЕ, когда только будете пить, В МОЁ ВОСПОМИНАНИЕ»- 1Кор1:23-27). Помнить нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа мы должны постоянно и постоянно должны собираться во имя Его. Собираясь, почаще празднуйте Пасху Христову, приобщаясь Крови Христовой и Тела Христова. Не забывайте приобщать и детей- 1Кор19:16-17. Ведь Бог признаёт христианских детей СВЯТЫМИ- 1Кор7:14), достойными увидеть Господа- Евр12:14). Дети верующих в Христа Спасителя родителей войдут в Царство Божье, независимо от водного крещения, В СОСТАВЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, куда, уверовав и дав в крещении «обещание Богу доброй совести», как в спасительный Ноев ковчег вошли их родители или один из родителей, освящающий своею верою мужа и детей- 1Петр3:20-21; 1Кор6:11; 1Кор7:14). «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное», — сказал Господь Иисус Своим ученикам, когда УВЕРОВАВШИЕ иудеи приводили и приносили к Нему своих детей для благословления- Мтф19:13-15: Мрк10:13-15). Неверующие же не приводили к Иисусу своих детей, но искали убить Его- ЕвИн5:18;… Мтф23:37-39…). Дети неверующих не войдут в Царство Небесное, ибо НЕЧИСТЫ- 1Кор7:14; Откр21:27). Им по наследству от Адама и родителей переданы грехи, неочищенные покаянием и верою в Христа Спасителя- Рим5:12; Рим3:23; ЕвИн16:9; Деян15:9).
Вы же, будучи святыми Божьими, не препятствуйте своим СВЯТЫМ детям приходить к Господу Иисусу и соединяться с Ним в причастии. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Аллилуйя и Аминь!

Добавить комментарий