ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РЕЛИГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД С УКРАИНЫ

ЛОБАЗОВ П. К.

 

В годы советской власти религиозному воспитанию в семье

противостояла жесткая государственная система: все этапы

образования и воспитания с ярко выраженной антирелигиозной

направленностью; атеистическая пропаганда средств массовой

информации; паралич церковной жизни в тех условиях и другие факторы.

И результат был налицо. Количество верующих студентов в вузах

Украины, России, Прибалтийских республик не превышало 3%5.

Совершенно другая картина сложилась в студенческой среде

сегодня, когда религиозное возрождение на Украине в целом и в

образовательной системе в частности достигло небывалых размеров,

а противовесы религиозному семейному воспитанию практически

полностью исчезли или парализованы.

 

В значительной степени претерпели изменения источники

возрождения религиозности. Семейное воспитание по-прежнему

занимает первое место. Однако появились и другие. Резкое

падение жизненного уровня толкнуло многих людей, особенно

молодого возраста, на поиск правды и справедливости. Не найдя их

на земле, они стали искать на небе. 116 студентов из числа

верующих-респондентов пришли к Богу в поисках справедливости.

112 студентов возложили на бога свою надежду на постоянное

благополучие. Тяжелые обстоятельства личной жизни привели к

религии еще 96 студентов. Конечно, не исключается влияние

религиозного окружения, средств массовой информации, чтение

религиозной литературы и другие факторы. Можно стать верующим

и в стенах вуза. Из числа опрошенных студентов вузов Одессы и

Херсона 45 человек стали верующими в процессе обучения.

 

Религиозная литература используется особой популярностью.

Систематически ее читают 517 человек.

 

Религия привлекает верующих не только объяснением

картины мира, но и строгим соблюдением семейно-бытовых

традиций, отвлечением от обыденных забот и жизненных невзгод,

простым и доходчивым объяснением цели и смысла жизни,

обещанием рая и прощения грехов.

 

Возрастает личностное значение религии. Субъективизация

религии – одна из ведущих тенденций современного модернизма.

Крайним выражением этого процесса — отождествление религии и

совести, религии и добросердечности в отношении между людьми.

Наблюдается широкая приспособляемость религии к меняющимся к

условиям, ее способность ассимилировать светские элементы

культуры, перерабатывать и приспосабливать их под свои нужды.

Все религии успешно «переосмысливают» философские,

политические, правовые, нравственные, эстетические и другие

светские элементы. Все это делает их более доступными

и привлекательными.

 

Современная студенческая молодежь в значительно большей

степени, чем раньше, интересуются религией и активнее участвует

в ее жизни и деятельности. Так, 218 опрошенных студентов

Одесско-Херсонского региона достижение жизненных целей и

осуществление надежд связывают с Богом, 289 студентов в минуты

трудности за утешением обращаются к религии. Однако посвятить

свою жизнь служению Богу высказались 66 студентов.

 

И тем не менее

перспектива сотрудничества науки и религии в сфере образования

обнадеживающая. Имеется положительный опыт, в том числе

накопленный в г. Одессе. Здесь основан Христианский гуманитарно-

экономический открытый университет – первое в Украине учебное

заведение для верующих и неверующих, где обучаются студенты из

многих стран по широкому спектру светских и богословских

дисциплин. Развивается структура университета. Возникли Институт

лидерства, лаборатория ТРИЗ, Гуманитарно-теологический

институт. ХГЭУ подтверждает жизненность идеи духовно-светского

образования и воспитания на всех его уровнях.

 

Город Одесса не только лидер Украины в области духовно-

светского образования. Он служит примером сочетания двух

образований на среднем уровне: это специализированная авторская

школа-комплекс члена-корреспондента Академии педагогических

наук, проповедника церкви Николая Петровича Гузика. Его имя

известно в педагогическом мире. Это неординарная личность. В свое

время он заявил о себе как специалист-новатор в области химии.

Сегодня он известен щирокому кругу просвещенцев своими

научно-практическими методологическими публикациями. Его

школа внесена в реестр ЮНЕСКО и относится к лучшим школам

Европы. Она является экспериментальной школой АНН Украины и

Министерства образования и науки.

 

Предварительный анализ состояния духовно-светского

образования в г. Одессе позволяет сделать следующие выводы:

1) в городе накоплен ценный опыт сотрудничества в духовно-

светском образовании; 2) крупные конфессии Одессы готовы к

совместной деятельности и частично нести соответствующие

материально-денежные расходы; 3) представители светского

образования с некоторой настороженностью относятся к самой идее

духовно-светского образования и воспитания, но готовы к диалогу по

указанной проблеме.

 

Для определения перспектив дальнейшего сотрудничества двух

образования в г. Одессе был проведен опрос экспертов светских и

церковных структур. По 30 экспертов с каждой стороны. В качестве

светских экспертов были приглашены представители Управления

образования и науки Одесской облгосадминистрации и Управления

по делам семьи и молодежи, отдел по делам религий, религиоведы

высших учебных заведений. Экспертами духовными являлись

верующие Украинской православной церкви Московского и

Киевского патриархатов, римско-католической и греко-католической

церквей, представители крупных протестантских направлений.

К сожалению, в силу ряда причин не были охвачены данным

опросом представители исламских, буддистских, иудаистских и

других конфессий.

 

Обсуждались следующие вопросы: какие богословские

предметы рекомендовать для факультативного изучения в средней

школе – христианская этика, православная культура, этика веры?

Отдельно было рекомендовано религиоведение! Кто их будет

финансировать? Государство? Религиозные организации? Совместно

в определенном долевом соотношении? Родители, чьи дети хотят

познакомиться с избранными духовными дисциплинами? Какое

влияние могут оказать богословские материалы на формование

мировоззрения светского подрастающего поколения? А как может

сказаться на духовном образовании введение в богословских

учебных заведениях светских дисциплин?

 

Конечно, не все вопросы в достаточной степени были

осуществлены. Некоторые эксперты уклонились от ответа или

высказали противоречивые мнения. И тем не менее, перспективы

сотрудничества науки и религии в сфере образования и возможные

ближайшие и отделенные последствия этого процесса достаточно

очевидны.

 

Во-первых, все крупные конфессии Украины готовы к

сотрудничеству со светским образованием и поделиться с ним своим

опытом и знаниями. Экспертная оценка более дифференцированная.

Эксперты со стороны духовных структур только на 33% согласились

допускать в средние школы все конфессии на равных условиях для

ознакомления учащихся с нравственными основами своих религий.

Светские эксперты более лояльны. 67% их высказались за

свободный доступ всех религиозных организаций к образованию и

воспитанию учащихся. Были мнения со сторон светских и

религиозных экспертов ограничиться христианскими и даже только

православной конфессией.

 

Полярный разброс мнений проявился при ответе на вопрос об

источниках финансирования всех мероприятий по сближению

духовного и светского образований. Светские эксперты

единогласно возложили эту обязанность на религиозные

организации, а религиозные эксперты, естественно, но государство.

Компромисс возможен. В равной степени поделить финансовые

расходы между государством и церковью согласны 31%

религиозных и 66% светских экспертов. Заслуживает внимания

почти единодушное мнение всех экспертов относительно

возможности, своевременности и полезности введения указанных

предметов в общеобразовательной школе. Их ответ таков:

знакомство с элементами религиозных учений повысит общий

уровень знаний учащихся и укрепит принципы нравственности.

Подавляющее большинство экспертов так же считает

необходимым ввести в духовных учебных заведениях преподавание

светских дисциплин – логики, психологии, социологии, философии,

экономики, право, политологии, культурологии, физики, этики,

истории и других. А вот о последствиях этого акта мнения

разошлись. Одни полагают, что введения светских дисциплин

поможет выпускникам духовных учебных заведении в их

профессиональной деятельности, а другие высказывают опасения,

что они могут отвлечь будущих священников от тщательного

освоения богословских дисциплин и даже содействовать усомнению в

основных догматах церкви.

 

Итак,

1. Сотрудничество науки и религии в сфере образования

практически началось в результате коренных изменений в обществе

и новой парадигмы государственно-церковных отношений;

2. Перспектива дальнейшего сотрудничества будет возрастать

на базе двусторонней необходимости;

3. Процесс теоретически не осмыслен и практически не

апробирован. Необходимо длительное время для преодоления

многочисленных трудностей и разномнений;

4. Из двух образований светское менее подготовлено к этому

процессу;

5. Крайне необходим координационный центр из

представителей двух образований для разработки и осуществления

разносторонних программ сотрудничества.

 

www.mirvboge.ru

 www.gazetaprotestant.ru      

Добавить комментарий