Российские протестанты: общая характеристика и роль в обществе

И. Г. Каргина, Российские протестанты в условиях религиозного плюрализма: анализ современных тенденций (по результатам социологических исследований)

  

В начале нового тысячелетия интерес и обращение к религии в различных областях глобальной и локальных культур является более значимым, чем когда-либо. Многие исследователи сходятся во мнении, что рост религиозной приверженности и социальные инновации по всему миру обнаруживают наличие неких пределов действия тезиса о секуляризации, который, пожалуй, больше вписывался в осознание роли, функций, динамики религии в двадцатом столетии или ограничивается границами отдельных государств. Возросшее осознание религиозного плюрализма и разнообразие в сфере религии порождают живые вопросы и споры между религиозными практиками, учеными и политическими деятелями, выводят дискуссии относительно секуляризации и роли религии в современных обществах на новый уровень. Стоит отметить, что одним из поводов к тому стали процессы трансформации государств Восточной Европы и бывшего Советского Союза, и появление в них новых, а порой уникальных траекторий модернизации религиозной сферы.

Россия сегодня представляет собой пример, когда религиозный фактор с начала 90-х гг. прошлого столетия приобрел статус значимого, способного оказывать ощутимое влияние на различные сферы жизни. Действительно, на фоне драматических перемен в экономической и политической сферах жизни России на рубеже XX–XXI вв. беспрецедентные перемены произошли и в сфере религиозной жизни. В последнее десятилетие отмечается стабильная положительная динамика общественного сознания россиян, в частности, об уровне их доверия к религии  как социальному институту, высокий уровень религиозной самоидентификации.

Приведу лишь некоторые данные, подтверждающие этот тезис. Подавляющее большинство россиян (94%) высказывают к православию «хорошее» и «очень хорошее» отношение, к католицизму – 58%, к мусульманству – 59%. 52% населения считают себя верующими. На протяжении последних лет рейтинг церкви как общественного института находится на довольно высоком уровне по уровню доверия к нему населения и колеблется около отметки в 37%, опережая соответствующие показатели для таких социальных институтов как органы государственного управления,  Государственная дума и МВД,.

Россияне оценивают роль церкви в жизни общества в среднем на уровне 2,8 баллов по 5-балльной шкале, в диапазоне от «практически никакой» до «очень большой». При этом церковь снова опережает Государственную думу, профсоюзы и политические партии.

Что касается институционального развития самих религиозных организаций, то в целом положительная динамика, активная в начале 90-х гг. и более умеренная в последние годы, фиксируется по настоящее время. Так, к концу 2006 г. по официальным данным было уже зарегистрировано на территории России 22 513 религиозных организаций, причем по сравнению с 1996 г. количество их выросло более чем в два раза (на конец 1996 г. официально было зарегистрировано 10 055 организаций). Это говорит об увеличении количества россиян, которые не просто идентифицируют себя в качестве верующих, но и принадлежат к определенной церкви, участвуют в ее жизни в определенной степени. Представляется важным отметить, что довольно значимым показателем кардинальных перемен в религиозном пространстве России является и существенное расширение спектра религиозных конфессий – с 20 официально зарегистрированных в 1991 г. до 67 по состоянию на 1 января 2005 г.

В целом можно заключить, что интерес к религии у россиян достаточно высок, причем он не ограничивается границами традиционных для России религий – православия, ислама, буддизма, иудаизма. Именно широта и масштабы выхода за границы традиционной религиозной практики представляет собой новый для современной России феномен, не имеющий аналогов в истории нашего государства. К числу религий, довольно широко представленных сегодня в религиозном поле России и, пожалуй, наиболее динамично развивающихся с начала 90-х гг. прошлого столетия (после Русской православной церкви), относятся протестанты.

Следует здесь пояснить, что протестанты имеют более чем 150-летнюю историю существования на территории России. История появления и жизни протестантских церквей в России хорошо известна. В связи с этим, безусловно, нельзя говорить о том, что протестанты в религиозном поле современной России – новое само по себе явление. Например, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской (пятидесятники), лютеране, молокане, духоборы существовали в нашей стране и до 1991 г., и до 1917-го, однако их число было незначительным.

 www.gazetaprotestant.ru      

Добавить комментарий