УЧЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА О БОГЕ И ЕГО ВОЛЕ

Свойкин Е.Д. ТЕОЛОГИЯ КАЛЬВИНИЗМА

 

Замечание: надеемся, что наш разговор о теологии будет понятен не только верующему человеку. И хотя беседовать на эту тему, не ссылаясь на Священное Писание, практически невозможно, мы попытаемся передать основные положения кальвинистского богословия, прибегая к тексту Библии лишь в самых необходимых случаях.

 Кальвинистское богословие с полным правом можно назвать абсолютным библицизмом (под которым здесь мы понимаем принятие Библии в качестве высшего авторитета). Именно Священное Писание, признаваемое кальвинистами непогрешимым и неизменным Словом Самого Бога, лежит в основе всего их учения.

Несмотря на разнообразие христианских конфессий и деноминаций, отличающихся друг от друга по самым различным признакам, в отношении учения всех верующих можно разделить на две группы: первые убеждены, что Бог властно правит миром и все совершается исключительно по Его воле; вторые же считают, что Бог лишь ожидает от человека определенных свершений, за которые впоследствии либо вознаграждает, либо наказывает его. Безусловно, кальвинисты принадлежат к первой группе.

Фундаментальным положением кальвинистской теологии является учение о Боге и Его воле, которое можно сформулировать следующим образом:

А) Бог правит миром.

Б) В мире все происходит по воле Бога.

Не все согласны с такими высказываниями о Боге, но можно ли упрекнуть в этом кальвинистов, если Он Сам именно так утверждает в Священном Писании: "Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю." (Ис.46:11).

Бог является Творцом всего сущего. Прежде создания мира Бог имел конкретный план того, что будет сотворено. [Попробуйте представить обратное!] В соответствии с этим планом произошло творение.

Ныне, как и прежде, Бог непосредственно управляет созданным миром, в котором все подчинено Его законам. Жизнь каждого человека также полностью зависит от Него. Неверующих это пугает, а те, кто называет Бога своим Господом, укрепляются духом от осознания того, что они не оставлены в этом мире. Неудивительно, что такие люди оказываются в высшей степени способными преодолевать любые испытания, поскольку не только получают помощь и защиту Того, Кто повелевает небом и землею, но и твердо убеждены в ней.

Не существует ничего, что могло бы помешать Богу управлять миром. Бог является абсолютным властителем мира. Никто не разделяет с Ним власти. Верующий человек не испытывает от этого никакого смущения или беспокойства. "Все отлично, — считает он, — поскольку мой Бог знает, что делает, и ничто не совершается без Его ведома и без Его повеления. Мне нечего бояться". Здесь необходимо указать на существенное отличие восприятия христианином того, что говорит Св. Писание о Боге, от восприятия неверующим человеком. Страшные для неверующих описания Бога в Ветхом и Новом Заветах:

"Бог наш есть огонь поядающий" (Евр.12:29);

"Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих" (Наум.1:2);

"И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их — как помет"

(Соф.1:17);

"Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (Отк.19:15).

воздействуют на истинного сына Божия воодушевляюще, ибо он знает, что Господь не поступит с ним несправедливо и всегда будет на его стороне. В этих словах Священного Писания христианин слышит победный гимн.

Но как тогда совместить правление Божие с тем, что сам мир весьма несовершенен? Миллионы людей погибают от голода, землетрясений, войн и революций. Если мир плох, то почему? Разве Бог не может управлять таким образом, чтобы это было наиболее приятно человеку?

Кальвинисты убеждены, что все происходящее в мире служит к прославлению Бога — Его святости, мудрости, силы, справедливости и любви. Во всех Своих деяниях Бог безусловно прав. И человек не может Его упрекнуть ни в чем.

Вместе с тем напомним читателю, что все (без исключения) деяния Бога абсолютно необходимы для существования нашего мира. Мы можем сколько угодно фантазировать на тему, "что было бы, если…", но надо понять, что произойти может только то, что предусмотрено Богом — иной поворот событий принципиально невозможен. Наш мир так устроен, что для происходящего нет вариантов. Одно неизбежно вытекает из другого и, стало быть, важно все — и самое великое, и самое малое. В том числе и наша повседневная работа. Ценен вклад каждого человека. Итак, вариантов Провидения не существует (но даже если бы существовала возможность отступлений хотя бы на самую малость от плана Божия, это вызвало бы необратимые изменения существующего мира).

Проблема многих людей в том, что свои суждения о делах Божиих они составляют согласно собственным же представлениям о Боге, когда надо бы опираться на Священное Писание. Бог не обязан делать лишь то, что приятно человеку. Он имеет полное право поступать так, как Ему угодно. В этом и заключается позиция кальвиниста. Когда Бог посылает испытания, мы не должны опускать руки. Только так закаляется характер христианина. Жизнь человека представляет собой поле битвы, на котором он призван сражаться каждый день. Даже повседневный труд — наше сражение с ленью и безответственностью.

Мы упоминали о величии и силе Бога. Но Бог проявляет Себя в равной степени и как Бог любви и милосердия. Особенно ярко проявляется любовь Бога в спасении грешных людей от неминуемого наказания за их грехи. Не просто прощении, но спасении через Иисуса Христа, Сына Божиего. Именно так — во всей полноте (это библейское понятие) — должны воспринимать христиане Бога: любящим и милосердным, ненавидящим и наказывающим. Попытка представить Бога односторонне искажает истинный образ Божий.

В мире все происходит по воле Бога. Это не всем нравится. Людям хочется думать, что все происходит по их воле.

Читатель может спросить, почему же мы не замечаем (или не чувствуем), что все происходит по воле Бога?

Власть Бога видна только верующему человеку. Неверующий полностью находится под впечатлением своей инициативы, отрицая какое-либо воздействие на свои мысли и дела. "Я совершенно свободен, — думает он, — все мои решения я принимаю самостоятельно". Но нельзя же отрицать существование электричества на основании того, что мы его не видим. Электричество видеть нельзя, но можно обнаружить его действие. Позвольте привести еще одно небольшое сравнение. Каждый день уносит частицу нашей жизни. Мы же как-то не чувствуем этого… но это так, о чем нам неумолимо напоминают меняющиеся лица близких и наши собственные старые фотографии. Подобным образом обстоит дело и с правлением Божиим: оно есть, но мы не замечаем его и делаем вывод, что его не существует.

Божиего управления миром не видно, но его можно обнаружить в судьбах целых народов и каждого отдельного человека. Неспособность увидеть власть Бога является наказанием. На самом деле человек поступает, исходя из своих побуждений, но делает только то, что предназначил ему Бог. В то же время греховные поступки проистекают из самого человека, поскольку его собственные аргументы и причины кажутся ему достаточно убедительными для совершения того или иного поступка. Более того, его вина усугубляется тем, что он постоянно заглушает голос совести, данной ему от рождения, которая говорит ему о недопустимости нарушения воли Бога. [Конечно, бывают и исключения, когда врожденная совесть настолько искажена воспитанием и обычаями, что невозможно говорить о ней в нашем понимании этого слова.]

Поэтому кальвинизм обращает особое внимание на важность познания воли Бога.

Наше внимание следует сосредоточить на том, как мы выполняем свое жизненное предназначение. Как мы работаем и как относимся к своим ближним. Ведь прежде всего этого требует от нас Бог: делать дело своей жизни и нести ответственность за близких. Cослаться на то, что нам неизвестны Его требования, мы не можем, поскольку имеем Священное Писание, которое нам дано для постижения установлений Бога, для построения взаимоотношений друг с другом на основе Его законов.

http://reformed-church.tom.ru/index.php?page=doklad

www.mirvboge.ru  

www.gazetaprotestant.ru

Добавить комментарий