Воскресение Христа как приглашение всем званным стать избранными

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

 ибо много званых, а мало избранных.          (Матф.22:2-14)  

 

 

В старые и новые времена благо, которое Бог давал и дает человеку, всегда остается условным. Для его получения человек всегда вынужден был исполнять особые Божьи повеления, заповеди. Так было еще в раю, который Бог, специально создал для человека: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт.2:16,17) Но свободный доступ ко всем благам сохранялся.

Но человек согрешил и попечение Господа о человеке как бы разделилось на два потока: первый это поток благословений, а второй – охранительный, поток, очищающий человека, гарантирующий чистоту и святость в его отношениях с Богом. Поскольку нечистота и грех вошли в человека, он уже не мог, как раньше, иметь свободный доступ к благам Господа. Сами благословения разделись на безусловные, которые даются даром, и условные, которые предоставляются только при соблюдении целого ряда предписаний и правил, которые были названы Законом. В Ветхом Завете по этому случаю приведено очень много обращений Господа к своему народу.

Поскольку люди нарушали закон и производили грех, а без божьих благословений и милости они выжить не могли, Господь повелел ввести особый институт очищения человека, куда входили наказания за грех и многочисленные жертвы умилостивления. Жертвы приносились Богу в виде самых драгоценных даров, жертвоприношений животных. Чем больше грех – тем драгоценнее дар и больше размер приносимого в жертву животного. Со временем получили развитие молитвенные и обрядовые, литургические жертвы искупления, прощения, очищения, умилостивления, прошения и пр. Для организации регулярного процесса очищения от грехов при помощи жертв, молитв и обрядов были оборудованы специальные помещения (скиния, храм, а позже церковь). Сами эти действия превратились в храмовую, церковную службу и обряды.

Но в этой системе отношений между Богом и человеком Сам Господь не мог полностью реализовать Свою сущность как Бога, дарующего благо Своему творению.  На пути этого преизбыточного потока благодати стояла греховная природа человека. Как показала сама тысячелетняя история народа Израиля, эта природа не в силах была кардинально улучшиться при помощи закона, наказаний и жертв, сложных обрядов и литургических процедур.  И вот для того, чтобы преодолеть это непреодолимую преграду между желанием Бога реализовать Себя как Благий Господь и поделиться с людьми Своей преизбыточной благодатью, с одной стороны, и порочной природой человека, с другой стороны, Бог привел в действие Свой План спасения людей. Иисус Христос стал исполнителем этого плана.

Суть этого Плана состоит в том, чтобы  преодолеть созданную самим человечеством стену греха, Господь посылает людям Свою милость в виде дара искупления и прощения. Возместить тяжесть грехов должна была искупительная жертва невиданной доселе ценности, драгоценной в глазах не только людей, но и Самого Бога. Ведь она должна была прощать и очищать десятки и сотни миллиардов преступлений и проступков, совершенных людьми, живущих в десятках поколениях в разных странах и культурах, на всем протяжении последующих столетий. Таким образом, поток благодати должен был нести в себе не только благословения, но и милость прощения, так что люди сразу могли рассчитывать на дары Божьего блага.

Но как когда-то в раю, как в древнезаветные времена, этот дар милости давался хотя и бесплатно, его не надо было заслуживать, но он предоставлялся с условием. И этим условием было принятие человеком Христа, Его Благой вести, Его Воскресения. Взамен верующий в Христа получает безмерные духовные благо уже в этой жизни, ощущение полноты бытия, чувство радости пребывания с Господом, которое можно назвать счастьем вновь приобретенной жизни, счастьем рождения свыше. Но самой большой дорогой ценностью в этом потоке благодати нужно считать дар на будущее воскресение всех детей Божиих в вечную жизнь. Туда, в эту вечную жизнь уже направляется основной поток Божьей благодати и там, возле Самого Господа эти дары уже ждут нас. Конечно, Господь не забывает и о текущих материальных нуждах своих детей: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:31-33).

Итак, вновь, как когда-то в раю, Господь после подвига Воскресения Христа соединил два потока: поток благодати и поток очищающей милости в единое попечение Бога о человеке.

Если попытаться просмотреть как развертывался Божий План Спасения в историческом разрезе, то мы заметим, что поток благодати в жизнь верующих резко ускорился после Реформации, когда целые народы осознали смысл Благой Вести Воскресения Христа и приняли Его всем сердцем, всем разумением. Божьи благословения пошли уже не в виде духовных и материальных даров отдельным верующим. Массивные потоки благодати помогли улучшить нравственные и социальные характеристики миллионов людей. На этих благословениях в церквях и домашних общинах постепенно формировались новые духовные, нравственные и социальные качества человека, которые со временем закрепились в национальном характере народов, прошедших вековую школу практического Евангелия. Сегодня светские ученые вынуждены признать, что в результате Реформации в мире появился «новый человек». Этот человек, принявший Благую Весть Воскресения Христа в свою личную, духовную, церковную и внецерковную жизнь, под действием Божьей благодати стал нравственно и социально изменяться. Верующих протестант начал накапливать в себе новые свойства и характеристики, выраженных в виде  особых навыков, склонности к творческому и производительному труду, в виде высоких нравственных стандартов в семье и труде.

Со временем эти качества привели к появлению новых социальных, гражданских, политических и экономических институтов у народов стран, принявших эти потоки благодати. В свою очередь, эти новые личные качества и новые общественные институты позволили создать систему непрерывного социально-политического и экономического прогресса. В результате, страны, до этого уступающие по уровню своего социально-экономического развития Китаю, Индии, мусульманскому востоку, соседним католическим странам, добились больших преимуществ, практически, во всех областях социальной жизни. Такая система непрерывного и саморазвивающегося прогресса появилась именно у народов, прошедших вековую школу практического евангелия.  Поэтому уже несколько столетий все без исключения страны протестантской культуры, прошедшие эту школу практической евангелизации, занимают самые передовые, первые места в мире практически по всем показателям социально-экономического, технического и политического развития.

Все казалось бы сложилось хорошо —  наслаждайся Божьей благодатью и будущими благословениями, а взамен – только оставайся верным евангелию и Христу . Однако обратимся к вышеприведенной притче о брачном пире (Мат.22:2-14). В ней повествуется о событиях Второго пришествия Христа:  «Царство Небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего (Матф.22:2). Царь настоятельно и неоднократно приглашает сначала званных гостей, а затем и остальных людей, но они упорствовали, либо оказываясь от приглашения, либо принимали его с пренебрежением к хозяину. Поэтому Царь (Бог) истребит не только неверных, но и тех, кто когда-то принял Христа как Спасителя, получил от Царя богатые благословения (приглашение на пир), но не подготовили себя к встрече с Его сыном (Воскресшим Христом). Житейская суета, дела, земные заботы оказались для них более важными, чем повеление Господа идти на пир  в брачной одежде, то есть в «одежде» истинной веры, по милости дарованной им самим Иисусом.  В притче о барачном пире мы почти полностью узнаем многих из тех, кому была оказана великая благодать и кто позже, по сути, предал Христа. Мы помним, как Иисус в последние дни своего служения на земле раз за разом повторяет фразу как духовное предупреждение всем нам: «Много званных, а мало избранных».

Да, человеку трудно оставаться постоянно верным Своему Богу. Библейская история говорит нам, что люди, когда-то верные Господу, с большим трудом проходят испытание богатством и благодатью: Давид, Саул, Соломон, многие цари Иудеи и Израиля – таких персонажей множество в Ветхом и Новом Завете. Христос очень хорошо знал испорченную природу человека, даже верные Его ученики были заражены синдромом – «стремлением наверх». Уже тогда, еще до своей смерти и Воскресения, Он предвидел, что потоки благодати окажутся трудным испытанием для многих и многих христиан. Так оно и оказалось. После наступления периода массового благословения в странах победившей Реформации, очень многие люди не выдержали потока даров, для них благоденствие оказалось испытанием их веры, которое они не выдержали.

Гордость стала первопричиной такой трансформации. Сначала они просто поменяли местами причину и следствие: вместо Царствия Божия они прежде всего искали материальных благословений. А затем эта же человеческая гордость и вовсе усмотрела в таких благословениях не руку Всесильного и Милосердного Воскресшего Христа, а свою собственную роль, заслугу человеческого разума, порожденного высокомерной логикой Просвещения. Это испытание было и останется еще одним, самым трудным этапом Божьего Плана Спасения, который многие представители современной христианской цивилизации на Западе, да и в России не прошли. Для стороннего наблюдателя-христианина складывается парадоксальная картина: население многих стран протестантской культуры, в большинстве своем утратившее свою живую веру, отошедшие от Христа, Его церкви, до сих пор наслаждается самыми высокими в мире показателями социальной, политической, хозяйственной и научно-технической эффективности своего общества, в них отмечены самые высокие характеристики качества жизни. Но это свидетельствует лишь о долготерпении Господа к Своему народу, долготерпении, которое приходит может кончиться даже у Господа. Званные на пир стали вновь недостойны приглашения Царя.

Неудивительно, что в недавно опубликованном исследовании относительно того, какие народы считают себя счастливыми, в списке лидеров мы не видим ни одной по настоящему экономической богатой и социально благополучной страны протестантской традиции. Первые места занимают жители стран жаркого пояса из Полинезии, Южной Америки и Африки. Народы России и Украины относят себя  к числу самых несчастных в мире, а мировые рейтинги по объективным социально-экономическим показателям подтверждают их субъективные оценки.

 

Пусть для нас, российских христиан, не избалованных в прошлом материальными и социальными благами западного общества, этот урок станет предостережением против возможных последствий прошедших и будущих «тучных лет» экономического процветания. Пусть наша вера сохранит великий смысл и спасающую роль Воскресения как источника самого великого блага – надежды быть со Христом в вечности.

 

www.gazetaprotestant.ru

Добавить комментарий