Япония: экономические последствия катастрофы
«Тройная» катастрофа в Японии — землетрясение, цунами и авария на АЭС привела к огромным убыткам
Марсель Салихов
«Тройная» катастрофа в Японии — землетрясение, цунами и авария на АЭС привела к огромным убыткам. По оценкам правительства Японии, совокупный ущерб от стихийного бедствия может составить 309 млрд (около 6% ВВП). Это может стать самым «дорогостоящим» стихийным бедствием за последние 50лет во всем мире. Но и эта оценка может оказаться заниженной: оценивать размер ущерба, нанесенного аварией на АЭС «Фукусима», еще рано.
Землетрясение в Японии влияет не только на экономику страны, но и на всю мировую экономику. Однако это не вызовет нового спада глобальной экономики. Ситуация на финансовых рынках восстановилась достаточно быстро. Анализ воздействия других стихийных бедствий на экономическое развитие показывает, что их влияние оказывается меньше, чем можно было бы ожидать. Землетрясение 1995 года в японском Кобе также нанесло экономике большой ущерб, но серьезного влияния на ее развитие не оказало.
Сгладить негативное влияние стихийных бедствий помогает необходимость реконструкции инфраструктуры и зданий, помощи пострадавшим. Но остается много факторов неопределенности, связанных с сохранением кризисной ситуации на АЭС «Фукусима», тяжелым положением государственных финансов и уроном для энергетический инфраструктуры страны. Мировая экономика также находится не на подъеме, а ведь именно экспорт стал основным фактором экономического роста в Японии в последние годы.
Основной канал воздействия событий в Японии на глобальную экономику — внешняя торговля. Крупнейшие экспортные рынки для Японии — США, Китай и Корея. На эти три страны приходится более половины японского экспорта. Для ряда азиатских стран (Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Таиланд) Япония — важный рынок. Нанее приходится более 15% экспорта этих стран. Они больше других пострадают из-за спада в японской экономике.
Из отраслей события в Японии сильнее всего задевают автомобилестроение и электронику. По некоторым позициям японские компании — ключевые поставщики в производственных цепочках, поэтому перебои с поставками сказываются в глобальном масштабе.
Россия напрямую не слишком тесно связана с японской экономикой. В 2010 году Россия импортировала из Японии товаров на 8млрд, а экспортировала на 16 млрд (см.таблицу). Перебои с поставками японских товаров окажут определенное, пусть и несущественное, влияние на российскую экономику. Гораздо более важный канал для России — последствия в сфере энергетики.
От событий в Японии, как ни кощунственно это звучит, Россия в целом скорее выигрывает. Дополнительный спрос на энергоресурсы приводит к повышению общего уровня мировых цен. Также существует возможность дополнительных поставок на японский рынок.
Землетрясения, цунами и авария на АЭС привели к выбытию значительного количества генерирующих мощностей (вышли из эксплуатации 12,4 ГВт АЭС, а также 78 ГВт тепловых станций). Так как электроэнергетическая система достаточно сильно регионализирована, существуют проблемы с переброской мощности. Поэтому основным последствием станет увеличение спроса на природный газ и мазут.
Выбытие мощностей АЭС может быть компенсировано лишь через несколько лет, так что на это время Японии придется увеличивать импорт энергоресурсов из-за рубежа. Пока энергосистема худо-бедно справляется, но это исключительно из-за того, что сейчас сезонный минимум потребления. Проблемы с электричеством усугубятся летом, во время пикового роста спроса.
Регазификационные терминалы сжиженного природного газа (СПГ) не пострадали, их уровень загрузки достаточно низок, поэтому существует большой потенциал наращивания импортных поставок. Выбывшие мощности АЭС будут замещаться в первую очередь газом, в меньшей степени — углем и мазутом.
Стихийные бедствия привели к авариям на шести НПЗ общей мощностью в 1,4 млн баррелей в сутки (30% перерабатывающих мощностей страны). Это привело к серьезному дефициту нефтепродуктов и введению рационирования. Однако уже три НПЗ вновь введены в эксплуатацию, с остальными это произойдет в ближайшее время, что снимет проблему дефицита нефтепереработки. Это важно: росту спроса на нефтепродукты со стороны транспорта будет способствовать необходимость послекризисной реконструкции и строительства.
Долгосрочные последствия катастрофы для российской атомной энергетики выглядят далеко не так однозначно, как представляется на первый взгляд. Видимо, давно ожидавшийся «атомный ренессанс» уменьшится в размерах. Ноничего катастрофического в этом нет. Развивающиеся страны, видимо, сохранят курс на развитие атомной энергетики, пусть и с большими требованиями к безопасности. Авозможное сворачивание атомной энергетики некоторыми развитыми странами (в первую очередь европейскими и США) будет означать усиление конкурентных позиций российских производителей на мировом рынке.